То, что вы говорите, — всего 10 процентов успеха выступления




Беседовала Мария Ивакина
Главный редактор

Фотографии Кристины Козулицыной

Ольга Самойленко, тренер Президентской Бизнес-Школы, рассказала, по каким вопросам к ней обращаются юристы, что важно в публичном выступлении и как себя вести во время переговоров.

 


Ольга, Вы ведете речевые тренинги уже больше 20 лет и среди Ваших клиентов много юристов. С чем связано такое внимание к речи?

Мои ученики — это люди разных профессий, возраста и статуса. Причины, по которым они приходят, почти у всех одинаковые: боязнь публичных выступлений, невнятная речь, глухой невыразительный голос. В последнее время приходит очень много юристов, в том числе адвокатов. Думаю, это обусловлено высокой конкуренцией в сфере, ведь, чтобы преуспеть на рынке юридических услуг, нужно быть одним из лучших.

Главное оружие юриста — хорошо подвешенный язык: юристы очень много говорят по долгу службы. Их речь — инструмент влияния на аудиторию, и этот инструмент необходимо правильно настроить.

С какими запросами к Вам чаще всего обращаются?

Большинство моих клиентов испытывает трудности во время публичных выступлений в зале суда, на конференциях и переговорах. Чаще всего это страх выступлений и неуверенность перед аудиторией. Бороться с этой фобией необходимо, но, как ни странно, не стоит вытравливать ее до конца. Без нее не будет живого импульса в наших выступлениях.

Президентская Бизнес-Школа

Создана в 1981 году. Каждый год проводит более 500 тренингов для взрослых и детей по искусству речи, деловой переписке, скорочтению, тренировке памяти и другим направлениям. За время существования обучение прошло свыше 1,5 млн человек.

 

Также у многих клиентов есть проблемы с голосом — он может быть чрезмерно высоким или, наоборот, низким. Например, у меня был клиент с очень высоким голосом, и многие, когда разговаривали с ним по телефону, думали, что это девушка. Его мама убеждала, что голос дан от Бога и его не изменить. После пятого занятия он позвонил маме, и она не узнала его по телефону.

Голос должен быть статусным, увесистым, мощным. Это важно особенно для мужчин.

Есть ли какие-то особенности у юристов по сравнению с другими клиентами?

Юристы отличаются тем, что они почти всегда знают, что говорить. Однако, чтобы нас слушали и услышали, важнее не то, что мы говорим, а как мы это делаем. Сосредотачиваясь на содержании речи, многие часто забывают, какое впечатление они производят на окружающих — тогда как это то, о чем нужно позаботиться в первую очередь. Речь начинается уже тогда, когда вы не сказали еще ни одного слова.

Что важно во внешнем виде?

Внешний вид должен быть безукоризнен. Если вы будете знать, что замечательно выглядите, часть волнения пропадет, а уверенность повысится.

Вообще в одежде должно быть все продуманно и удобно. Никогда публично не поправляйте свою одежду — это первый признак неуверенности в себе. Как часто можно наблюдать, когда, вставая со стула, люди начинают одергивать ткань узкой юбки или брюк, поправлять рубашку или прическу. Если не акцентировать внимание на подобном поведении, эти движения так и останутся — это привычка, уже не контролируемая мозгом.

Какие еще привычки свидетельствуют о неуверенности?

Распространенная ошибка у женщин — стремление выглядеть «девочкой», которое приводит к провалу. Они не учитывают давно доказанную аксиому — юнцам не доверяют серьезные решения.

Краткая биография

Окончила Харьковскую государственную академию культуры, режиссерское отделение.

Режиссер, преподаватель актерского мастерства и сценической речи.

Тренер Президентской Бизнес-Школы.

 

Мужчины часто не придают должного значения своему внешнему виду — носят джинсы и кроссовки, добавляя к этому пиджак. В результате появляется небрежность во внешнем виде и пропадает целостность образа.

Получается, надо все время ходить в деловой одежде? Но ведь в ней не всегда удобно, и вообще — зачем тогда нужны джинсы?

Одежда диктует наше поведение, и к ней нужно привыкать, носить соответствующие статусу вещи, даже если кажется, что это не очень комфортно, а в джинсах и кроссовках намного удобнее. Важно выработать очередную привычку.

30 процентов успеха в любом публичном выступлении — это имидж, и пренебрегать им нельзя. Ухоженные и красивые люди чаще вызывают доверие. Существует закон взаимности: если вы понравились аудитории, то она по умолчанию будет считать своим долгом внимательно вас слушать, а вам будет легче с этой аудиторией взаимодействовать.

Что еще важно в публичном выступлении?

Очень важна пластика тела. Есть много книг на эту тему, но одного их чтения недостаточно. Нужна постоянная практика, чтобы эти знания перешли в навыки. Все, что транслирует миру ваше тело, моментально считывается и возвращается отношением к вам окружающих.

Если ваше тело сообщает об уверенности, то, соответственно, вы будете казаться более убедительным. Даже если вы испытываете внутренний дискомфорт, ваше поведение не должно этого выдать.

Что из пластики тела показывает уверенность?

Вашу уверенность демонстрируют походка, осанка, положение головы, рук. Кроме того, важно правильно садиться и вставать — окружающие обращают на это внимание. Попросите друзей снять вас на видео, а затем посмотрите на себя со стороны и проанализируйте свое поведение.

Чтобы походка была легкой, нужно делать не очень большие шаги, выносить ноги ровно вперед от бедра, а не от коленей и, ставя ногу на пятку, делать перекат на носок. Нельзя ходить на полусогнутых ногах — это сразу демонстрирует вашу неуверенность. Походка может выдать аудитории ваше состояние и волнение в самый неподходящий момент.

Никогда не смотрите в пол. Подбородок должен быть всегда параллелен полу. Ходите энергично — ваше появление перед любой аудиторией должно сразу дать правильный импульс на последующее общение.

Как правильно сидеть и вставать?

Садитесь на все сиденье стула, а не на краешек. Вставайте со стула макушкой вверх, а не головой вперед. Помните, что за вами тоже сидят люди и даже со спины вы должны выглядеть прилично. Мужчинам стоит держать стопы ног параллельно, ступнями стоять на полу, колени удерживать под прямым углом. Кроме того что это полезно для спины, это еще и придает уверенность. Женщины должны держать колени вместе.

На краешке стула можно сидеть, если вам нужно в чем-то убедить сидящего напротив собеседника. В таком случае присядьте на край стула и одну ногу поставьте немного вперед. В таком положении хорошо жестикулировать — это придает дополнительную энергию и способствует большей убедительности.

Не о работе

Почему считаете спорт важным?
Я хожу в бассейн и спортзал уже больше 20 лет. Бассейн важен для разработки дыхания, а спортзал — для жизненной энергии, которая к тому же отражается в голосе.

Что делаете в свободное время?
Читаю книги по искусству и хожу в театр.

 

Что делать с волнением перед выступлением?

Если вы очень волнуетесь перед выступлением, необходимо энергично походить и сделать несколько упражнений дыхательной гимнастики. Правильное дыхание нормализует сердцебиение и устраняет желание «бить и бежать», которое часто возникает перед публичным выступлением. Чтобы сбросить напряжение с тела, сидя на стуле, напрягите по очереди все мышцы тела, а затем также по очереди их расслабьте. Кроме этого надо расслабить мышцы лица и окологортанные мышцы.

Как вести себя перед аудиторией?

Все выступающие в суде говорят о том, что они стали увереннее себя чувствовать, когда стали выходить из-за стола и стоять рядом с ним. Представьте, что ваши стопы находятся по щиколотку в мокром песке, и подожмите мышцы ягодиц. В этот момент спина у вас распрямится, и руки мягко повиснут вдоль тела.

Стопы должны стоять параллельно с чуть раскрытыми носками. Оставьте между стопами расстояние: полстопы у женщин, мужчинам можно немного шире. Макушку необходимо потянуть вверх. Это первая позиция в публичном выступлении.

Затем сделайте небольшую паузу и установите со слушателями визуальный контакт — посмотрите на их лица. Вот теперь можно начинать говорить. После этого можно расслабить мышцы. К этому моменту первое волнение пройдет, и вы станете увереннее.

Помните о руках: их необходимо держать поднятыми в районе талии, и они должны работать. Если у вас в одной руке бумаги, то вторая рука должна быть рабочей. Жесты придают уверенность вашей речи и помогают выделять логические центры. Слово, соединяясь с жестом, становится весомее.

А как вести себя во время переговоров?

Сидя за столом, руки всегда держите на столе. Одна рука может накрывать кисть другой руки. Сидеть нужно всегда на бедрах, а не на копчике. Не заваливайтесь на один бок кресла — это будет неприятно вашему соседу. Если вы внимательно слушаете собеседника, необходимо сделать небольшой наклон головы на одну сторону.

Не нужно торопиться вступать в разговор. Даже если кто-то говорит перед вами, очень важно сделать паузу. Надо дать время для восприятия предыдущего выступающего и осознания сказанного. После этого спокойно, медленно, но обязательно голосом, звучащим на нижнем резонаторе, начните говорить. Потом можно играть резонаторами, но начинать надо всегда с низов. Вообще низкий голос лучше воспринимается и его приятно слушать.

Часто говорящие делают ошибку, когда распыляются мыслями, а не сосредотачиваются на одной. Я всегда предупреждаю о том, что нужно идти на одну вершину, а не бежать в разных направлениях. Помогают в этом аргументы и факты, примеры и цифры, которые работают на главную мысль.

Поддерживайте визуальный контакт с собеседником, но не обязательно все время смотреть ему в глаза. Можно отводить взгляд на мгновение и снова возвращаться к зрительному контакту. Чем продолжительнее визуальный контакт, тем больше доверия мы вызываем, так как показываем заинтересованность в собеседнике.

Не говорите быстро — вас не услышат. Мысль, сказанная скороговоркой, плохо обрабатывается мозгом и раздражает собеседника. Часто человек говорит быстро из-за того, что ему не хватает дыхания — он стремится уместить весь свой текст в короткий вдох. Поэтому важно тренировать дыхательную систему.

Насколько важны эмоции и интонация выступающего?

Для юристов — в первую очередь. Многие юристы боятся быть эмоциональными, они исключительно прагматичны — у них только законы, статьи, правила. Они считают, что юриспруденция — это сухая наука, поэтому и говорить надо без эмоций. Но если вас не волнует то, о чем вы говорите, и вы не передаете эмоции в речи, то это не будет волновать никого.

Эмоцию мы передаем через интонирование. Расставив интонации, мы можем одно и то же сказать по-разному — с разной логикой и отношением. Если нет интонации — это не цепляет. Эмоциональная речь запоминается, врезается в память слушающего, а только логическая — растворяется в вечности.

Юристы боятся быть эмоциональными

 

Видимо, многие юристы считают, что интонирование может быть чрезмерным. Возможно ли это?

Любую публичную речь надо тренировать — произносить вслух и проговаривать очень ярко, чтобы мозг слышал, как мы это озвучиваем. Интонации остаются в нашей памяти. Когда будете выступать, то яркость интонации снизится, но при этом не пропадет совсем. У вас тогда будет тонкое интонирование. Это все домашняя работа над собой. Не бойтесь эмоций. Принимайте во внимание и общий эмоциональный фон мероприятия и подстраивайтесь под него.

Кроме этого надо работать над текстами, знать законы логики речи и правильно расставить логические ударения. В речи ударением выделяется подлежащее, несогласованное определение. Оно может быть существительным в родительном падеже или существительным с предлогом. При противопоставлении выделяйте обе части, вторая ударяется сильнее первой. При сравнении выделяется вторая часть — то, с чем сравнивается. При перечислении — каждое слово звучит сильнее предыдущего. Правильно расставленные ударения способствуют лучшему пониманию текста.

Читайте по теме

Как вести себя в суде, чтобы победить: практические приемы.

 

Как часто надо заниматься, чтобы выступать уверенно?

Самое важное — постоянная практика. После регулярных занятий вы сделаете мышцы податливыми и управляемыми без особенного напряжения мозга — и сделаете уверенность своим навыком.

Если осознанно и целенаправленно не бороться с нежелательными привычками, новая программа действий не выработается и не закрепится. Старые повадки однажды могут вернуться снова.

Помните, что 30 процентов успеха в публичном выступлении зависит от внешнего вида, еще 30 процентов от владения пластикой тела. Следующие 30 процентов — это ваша речь: артикуляция, дикция, интонирование, темп и тембр голоса. Оставшиеся 10 процентов — это, собственно, то, что вы говорите. Осознание этого ломает наши стереотипы, но над этим стоит работать — и результат вернется сторицей

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: