Кризисные процессы в современном пятидесятничестве




Одним из свидетельств кризиса пятидесятничества стало неуклонное сокращение количества сельских обществ, снижение уровня их религиозной активности.

Уменьшение числа пятидесятнических объединений в сельской местности было вызвано активизацией миграционных процессов в нашей стране, что обусловило перенесение процессов и центра их деятельности в город или пригород, в условиях которых интенсифицируется секуляризирующее воздействия и на религиозную организацию, и на верующих. Особенно заметно пополнились городские общества пятидесятников за счет миграции верующих из села в город в середине 70-х гг. Городской образ жизни оказывает сильное влияние на духовный мир верующих, их сознание и психологию.

В ряду качественных изменений, происходящих сегодня в пятидесятничестве, следует особо выделить его отход от изначально сектантских принципов (как в организации, так и в идеологии), утрату некоторых существенных характеристик, присущих сектантскому типу религиозности. Наиболее характерно это для течения ХВЕ, которому свойственна тенденция адаптации к "миру".

Снижение уровня религиозности верующих, повышение интереса к "мирской" жизни вынуждает руководителей пятидесятничества часто возвращаться к традиционному принципу "неприятия" мира. Этот принцип трактуется ими не как полный отход от всего мирского, а как противопоставление религиозной микросреды атеистическому окружению, религиозных ценностей — светским.

Такое положение дел вынудило лидеров пятидесятничества усилить внутреннюю миссию, т. е. обеспечить воспроизводство религиозности за счет сектантской семьи. Во многих общинах установлен порядок, согласно которому лица, вступившие в брак с верующими других конфессий или обратно — неверующими, отлучаются от церкви; принимаются они обратно только в том случае, когда оба супруга становятся пятидесятниками. Этим во многом обеспечивается эффективность внутренней миссии.

Стабильность состава общин зависит от процесса их феминизации, которая остро стоит в других сектантских направлениях, особенно у адвентистов. Как правило, общинами в пятидесятничестве руководят мужчины. Они являются пресвитерами, диаконами, руководителями большинства кружков; в их руках сосредоточены функции совершения обрядов и культовых действий, определение мер взыскания, разрешения каких-либо разногласий между единоверцами. Женщины также принимают активное участие в культовой практике, выполняют функции пророчиц, толковательниц языков, избираются на должность диаконис и благовестниц, организовывают женские кружки. Однако их основная функция в сектантстве связана, прежде всего, с воспитанием подрастающего поколения. "Сестринские советы", организуемые при общинах и состоящие из пожилых, не работающих женщин, используемых для повышения эффективности внутренней миссии. В функции совета входит постоянное посещение семей; в которых женщины заняты на работе или где 5 – 6 детей; где один из родителей болен; в которых нет мира и согласия между родителями; в которых есть отлучение от церкви и т. д.

В традиционной пятидесятнической семье, как известно, не приемлем брак с лицами, придерживающимися другого вероисповедания. Основная масса членов обществ ХВЕ — верующие пожилого возраста. Молодежь и люди среднего возраста составляют довольно значительный процент. Тем не менее, лидеры пятидесятничества пессимистично оценивают будущую смену, сетуя на то, что молодые верующие все больше стремятся к "мирской деятельности".

Что касается социально-демографической характеристики пятидесятнических обществ, то нельзя не отметить изменений в их пресвитерско-проповедническом составе. В последнее время наблюдается омоложение руководящего состава обществ, увеличивается число лиц, занятых в общественном производстве, имеющих среднее и средне-специальное образование. Это свидетельствует о том, что пятидесятническая среда стремится активизировать деятельность своих общин путем обновления руководящего состава.

На ближайшее время, думаю, возможна дальнейшая активизация деятельности пятидесятничества в республике. Это явление закономерное, оно обусловлено общей тенденцией постепенного нарастания кризисных процессов, характерной для религии в целом. Кризис, в своем глубоком смысле, обнажает старые противоречия, накапливает новые.

Перфекционисты

К пятидесятникам примыкают перфекционисты. Как и пятидесятники, они считают возможным достигнуть и поддерживать состояние личной святости, верят во второе пришествие. В отличие от пятидесятников, они не признают говорения на иных языках — глоссолалий. Основные догматы перфекционистов — обращение, освящение и дотысячелетний приход Христа. Нынешние перфекционистские церкви обычно именуются церквами святости. Они склонны к признанию Библии буквально и целиком. Для них главное духовное совершенство, святость.

Вальденсы

Несколько в стороне от трех основных течений протестантизма стоит секта вальденсов, появившаяся еще задолго до Реформации — в ХII в. Она возникла на юге Франции. Как и протестанты, вальденсы требовали возвращения к принципам раннего христианства. Отрицали сословие духовенства, католического таинства, поклонение иконам и почитание креста, догмат о чистилище и т. д., призывали к восстановлению принципов первоначального христианства сего требованием равенства всех членов религиозных общин. Они установили принцип выборности духовенства, выступали против частной собственности. Эта секта существует вплоть до настоящего времени в Италии, Уругвае, Аргентине.

Моравские братья

В ХV в. появилась секта моравских (богемских) братьев. Она возникла среди бедноты средневековой Чехии. Важнейшие положения секты восходили к раннехристианским принципам. Основное содержание христианства моравские братья видят в вере в искупительную жертву Христа. Большое значение придается обрядовой стороне религиозной жизни — литургии, именам и молитвам, омовению ног и т. д. У моравских братьев сохраняется церковная иерархия, местные церковные организации возглавляются епископами. Активная миссионерская деятельность способствовала распространению секты по земному шару. В настоящее время ее общины имеются в США, Никарагуа, в Суринаме, ЮАР, ФРГ и других странах.

Экуменическое движение

Возникшее еще в начале ХХ в. среди ряда протестантских организаций движение за всемирное (экуменическое) объединение христианских церквей привело к образованию в 1948 г. Всемирного Совета церквей. В 1968 г. во Всемирный Совет церквей входила 231 церковь из 80 стран. Среди них — протестантские (евангелическо-лютеранские церкви, реформистские, меннониты, баптисты, квакеры, методисты и др.), а также старокатолическая и некоторые православные церкви.

В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями "единой церкви христовой" и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и в устройстве.

Мероприятия, проводимые руководящими органами экуменического движения, представляют собой одну из попыток преодолевать кризис религии. Это движение не ограничивается чисто религиозными проблемами. Оно вынуждено также дать ответ на основные вопросы, волнующие современного человека.

В настоящее время экуменическое движение выступает за разрядку международной напряженности, поддерживает усилия миролюбивых государств в защиту мира на земле.

Таким образом, политическая ориентация протестантских церквей весьма пестра и противоречива. Протестантские конфессии в разных странах находят в современной международно-политической обстановке новый материал для своей пропаганды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: