Показатели грузовых и пассажирских перевозок




Качество продукции железнодорожного транспорта

Продукцией транспорта является перевозка грузов и пассажиров, причем само понятие «продукция транспорта» правомерно, только к завершенной перевозке, т.е. когда груз или пассажир доставлен в пункт назначения вовремя и в полной сохранности.

Продукция транспорта измеряется количественно в натуральном выражении (количеством перевезенных тонн груза или числом перевезенных пассажиров) и в стоимостном выражении (в форме доходов от грузовых и пассажирских перевозок).

Продукция железнодорожного транспорта кроме количественных показателей имеет и качественные характеристики.

Для грузовых перевозок это: – сохранность,

– скорость доставки,

– своевременность.

Для пассажирских:

– безопасность,

– скорость,

– комфорт,

– выполнение расписания.

На выпуск транспортной продукции затрачивается определенная работа, которая отражает и объемы перевозок грузов и пассажиров, и расстояние перевозок. В грузовом движении транспортная работа называется грузооборотом (SPL) и измеряется в тонно-километрах, а в пассажирском – пассажирооборотом и измеряется в пассажиро-километрах (SАL).

Причем нетто – это вес без тары, брутто – с тарой.

Тарифный грузооборот – исчисляется по кратчайшему расстоянию между пунктами на основании расстояния, указанного в дорожной ведомости по которой и исчисляется тарифная плата.

Эксплуатационный грузооборот определяется по фактическому расстоянию следования грузов.

Учет объема работы ведется и отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам и в их совокупности.

Совокупная работа транспорта в грузовом и пассажирском движении измеряется условно-натуральным показателем – приведенными тонно-километрами.

Эффективность транспортного производства возрастает, если снижается объем транспортной работы на единицу перевозок.

Транспортная продукция обладает рядом особенностей:

v транспорт не производит новой продукции, а продолжает процесс, начатый в других отраслях;

v транспортная продукция не является вещью, ее нельзя накапливать и чтобы обеспечить бесперебойность этого процесса необходимо иметь резервы провозной и пропускной способности участков и подвижного состава;

v транспортная продукция не содержит сырье (поэтому в себестоимости перевозок нет расходов на сырье, большая доля приходится на заработную плату).

На железнодорожном транспорте выделяют два вида сообщения по признаку местонахождения станций отправления и назначения груза:

местное сообщение – перевозки в пределах одной дороги

 
 

прямое – перевозки с участием двух и более дорог.

В прямом сообщении выделяют ввоз, вывоз и транзит.

Ввоз – перевозки грузов с других дорог в адрес станций данной дороги

Вывоз – перевозки грузов со станций данной дороги на другие дороги

Транзит – осуществляемый данной дорогой перевозки грузов, станции назначения и отправления которых находятся за ее пределами.

 

Показатели грузовых и пассажирских перевозок

 

Продукция транспорта характеризуется объемом перевозок грузов – количеством тонн груза, перевезенного за определенный промежуток времени. Определяется на момент отправления.

Показатели объема перевозок грузов по видам сообщения отправлено, прибыло, принято, сдано, перевезено.

Для железнодорожного транспорта перевозки грузов исторически являются основной работой.

На объем перевозок и грузооборот влияет:

– объем производства промышленной и сельхоз продукции;

– степень специализации производства;

– система организации снабжения и сбыта и др.

Коэффициент перевозимости – отношение объема перевозок i-го груза к объему его производства в целом:

,

где – объем перевозок i-го груза, т

– объем производства i-го груза, т

Коэффициент транспортоемкости продукции – отношение грузооборота того же i-го груза к объему его производства в целом:

где – грузооборот i-го груза, ткм

– объем производства i-го груза, т

Специфическим показателем транспортной перевозки является количество отправок.

Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Это может быть целый состав – маршрутная отправка, вагон – вагонная или контейнерная, один ящик – мелкая.

Интенсивность грузового потока характеризует густота грузовых перевозок – количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени, н. год.

Средняя густота перевозок определяется делением грузооборота на соответствующую эксплуатационную длину:

, ткм\км

Средняя дальность перевозок – это расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем, определяется как отношение грузооборота нетто к объему перевозок:

.

Неравномерность перевозок во времени характеризуется коэффициентом неравномерности, который определяется как отношение максимального месячного объема перевозок к среднемесячному за год:

,

 

где ΣРmax – объем перевезенных грузов в месяц максимума перевозок, т;

Σ – среднемесячный объем перевозок за год, т.

Коэффициент неравномерности всегда больше или равен единице.

 

Объемы пассажирских перевозок обусловливаются численностью и транспортной подвижностью населения.

Коэффициент транспортной подвижности определяется отношением количества перевезенных пассажиров за год к численности населения:

где Σ – количество перевезенных за год пассажиров, чел.;

Чнас – численность населения, чел.

К основным факторам, определяющим подвижность населения, относятся:

– численность населения и тенденция ее изменения

– уровень материального благосостояния

– размещение населения по экономическим районам

– развитость сети санаторно-курортного лечения

– величина тарифов на перевозки и др.

Вторым показателем является неравномерность во времени и по видам движения. Определяется также как и неравномерность перевозок грузов.

При планировании грузовых перевозок отражают следующие показатели:

объем перевозок (отправление) грузов всего, т, по установленной номенклатуре грузов

грузооборот, тарифные ткм

среднесуточная погрузка, ваг,

средняя дальность перевозок грузов, км

грузонапряженность, млн ткм на 1 км, средняя, в т.ч.по отдельным направлениям.

При планировании пассажирских перевозок отражают следующие показатели:

число отправленных пассажиров

число перевезенных пассажиров

пассажирооборот (перемножить число перевезенных пассажиров и средняя дальность поездки.

средняя дальность поездки.

3. Основные принципы определения эффективности внедрения СМК на ж.д.

Эффективность внедрения на предприятиях железнодорожного транспорта СМК выражается в достигаемых при ее функционировании социальных и экономических результатов.

Вследствие управленческих воздействий, предусмотренных СМК (увеличение планирования, контроля, стимулирования и т.д.), увеличивается производительность подвижного состава и труда рабочих, улучшается использование действующего оборудования, пропускной способности железнодорожных линий, станций и узлов, оборотных средств, что позволяет полнее удовлетворить потребности народного хозяйства и населения в перевозках при относительном уменьшении затрат производственных ресурсов.

Повышение производительности труда и улучшение использования производственных основных фондов и оборотных средств достигаются в результате:

- соблюдения оптимального режима работы подвижного состава, оборудования и постоянных устройств согласно действующим нормам, правилам, стандартам на выполнение отдельных производственных операций и видам работ (погрузка, выгрузка, формирование и расформирование поездов, ремонт технических средств, движения поездов и т.д);

- использования материалов, топлива, электроэнергии в соответствии с их назначением согласно стандартам (нормам и нормативам) на соответствующие технологические процессы (при вождении поездов различных категорий, производстве ремонта технических средств по их видам);

- бесперебойной работе средств предприятия путем своевременного проведения высококачественного их ремонта, наличия оптимального количества запасных частей и материалов необходимого качества;

- подбора, расстановки и использования рабочих и инженерно-технического персонала в соответствии с требованиями (согласно стандарта) к уровню освоения качества выполняемых ими производственных операций и видов работ;

- организации бездефектного выполнения производственных операций и работ, сдачи их результатов с первого предъявления;

- совершенствования системы материального и морального стимулирования;

- улучшения условий труда и отдыха работников.

Создание и внедрение СМК в действующую систему управления предприятием может потребовать единовременных затрат на разработку самого проекта системы, составление инструкций, справочников и другой руководящей документации по ее эксплуатации, на подготовку и переподготовку кадров и т.п., которые должны быть учтены при расчете социального и экономического эффектов. Такие затраты не увеличивают количества и не изменяют качества технических средств управления и возмещаются за счет эксплуатационных расходов, фонда материального поощрения и других источников.

Функционирование СМК обусловливает улучшение натуральных показателей производства, снижение текущих издержек и фондоемкости продукции и т.д.

Исходными данными для расчета экономического эффекта СМК являются показатели, достигнутые в отчетном периоде в сопоставлении с нормативами (уровнем, установленным в плане), а также с отчетными данными за предыдущий период времени.

Во всех случаях при расчете экономической эффективности функционирования СМК должна быть обеспечена сопоставимость показателей (объема работы, цен, тарифных ставок заработной платы и др.) по базовому (плану) и отчетному периодам.

Показателями социальной эффективности СМК являются:

· полное исключение или сокращение аварий и крушений по абсолютной величине и в расчете на единицу работы (измеритель);

· отправление, проследование и прибытие на промежуточные и конечные пункты назначения дальних и пригородных поездов по расписанию или сокращение их опозданий в расчете на единицу измерителя;

· улучшение обслуживания пассажиров в поездах и на вокзалах (увеличение количества билетов, доставленных на дом, оформленных на обратный проезд в пункте отправления и в пути следования, расширение других услуг, сокращение количества неудовлетворенных заявок, жалоб, затрат времени пассажиров на получение различного вида услуг);

· создание работникам предприятия нормального режима труда и отдыха;

· улучшение условий и организации управленческого труда;

· повышение квалификации работников предприятия и др.

Основными показателями экономической эффективности внедрения и

функционирования СМК являются:

- снижение текущих издержек, рост объема перевозок, расширение предоставляемых отправителям и получателям груза и пассажирам услуг и улучшение их качества;

- снижение фондоемкости продукции и уменьшение в связи с этим платы за производственные основные фонды и оборотные средства, т.е. снижение капвложений;

- сокращение непроизводительных затрат, не включаемых в эксплуатационные расходы (убытки и разного рода штрафы).

На железнодорожном транспорте улучшение качества работы одного предприятия не всегда в полной мере находит отражение в результатах его деятельности и даже в результатах деятельности вышестоящей организации, в состав которой оно входит. Во многих случаях качество работы отдельных предприятий в полной мере отражается в результатах деятельности отрасли в целом. Поэтому при оценке эффективности внедрения СМК на предприятиях железнодорожного транспорта необходимо учитывать эффект, достигаемый на предприятии, внедрившем систему управления качеством, и полученный другими предприятиями такого же и более высокого уровней управления.

Так как на эксплуатационные расходы предприятий железнодорожного транспорта воздействуют различные факторы, то для выделения взаимосвязи внедрения и функционирования СМК и экономии эксплуатационных расходов, необходимо по каждой производственной операции или виду работы (статье расхода) установить влияние СМК на изменение натуральных показателей:

- снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на измеритель 10 ткм брутто;

- снижение трудоемкости и материалоемкости ремонта: а) локомотивов – единицы ремонта по видам и на измеритель 1000 локомотиво-км; б) вагонов – одного отремонтированного вагона по типам и вагона, подготовленного к перевозкам; в) 1 км текущего содержания пути;

- снижение простоя вагонов и локомотивов, количества аварий, крушений, брака в работе и т. д.

Причем, снижение эксплуатационных расходов по зависящим от объемов производства статьям определяют на основе изменения удельных затрат и объема выполненной работы в соответствующем измерении. Например, затраты на материалы:

где ам – удельный расход материалов на измеритель;

- объем работы, ткм.

Внедрение и функционирование СМК может привести к более рациональному использованию производственных основных и оборотных средств предприятия, уменьшению их величины на единицу объема:

Вследствие этого на железнодорожном транспорте создаются условия (резервы технических средств) для освоения дополнительного объема перевозок и тем самым получения дополнительной прибыли:

С улучшением использования и функционирования СМК на железнодорожном транспорте в первую очередь связано улучшение использования подвижного состава, что приводит к росту объемов перевозок, снижению затрат вагоно- и локомотиво-часов, высвобождению вагонного и локомотивного парка и, как следствие, экономии капитальных вложений.

Важнейшими результатами внедрения и функционирования на всех предприятиях СМК являются:

1) повышение надежности эксплуатируемых технических средств и ПС;

2) снижение трудоемкости, энерго- и материалоемкости производственных операций (работ);

3) сокращение производственного травматизма, текучести кадров, часов простоя и сверхурочной работы; убытков и штрафов, не входящих в себестоимость перевозок.

В результате повышения надежности технических средств уменьшается количество отказов и продолжительность их восстановления, сокращается простой поездов, локомотивов, оборудования и численность обслуживающего их персонала, ускоряется оборот подвижного состава, высвобождается часть пропускной способности постоянных устройств транспорта.

Сбережение трудовых и материальных, ресурсов на восстановление работоспособности технических средств в связи с повышением их надежности определяют сопоставлением количества и характера отказов в анализируемом и базовом периодах, рассчитанных на объем работы отчетного года и соответствующих затрат ресурсов на восстановление отказов.

При оценке экономической эффективности функционирования на предприятиях СМК неплановые задержки поездов и поездо-часы простоя принимают по отчетным данным анализируемого периода и сопоставляют с нормативами или базовыми данными, пересчитанными на объем работы отчетного года.

Ликвидация отказов технических средств приводит к высвобождению части подвижного состава и увеличению пропускной способности, что создает условия для освоения дополнительного объема перевозок и увеличения в связи с этим прибыли железных дорог.

Если, кроме сокращения количества отказов, предотвращены аварии и крушения, то, кроме учтенного выше эффекта, определяют снижение потерь, вызываемых авариями и крушениями. Такую оценку производят на основе анализа потерь от аварий и крушений за анализируемые периоды.

Экономический эффект от сокращения производственного травматизма определяют на основе анализа фактических затрат в отчетном и предшествующем периодах. При необходимости его можно определить так:

где ЗПч – средняя часовая заработная плата работника с учетом доплат и надбавок, р./чел-ч;

пот – сокращение потерь рабочего времени из-за производственного травматизма, чел-ч;

Кпот – коэффициент, учитывающий другие виды выплат по производственному травматизму (пенсии);

Кесн – коэффициент, учитывающий выплаты по единому социальному налогу.

 

Экономический эффект от сокращения текучести кадров:

где DЧувол – уменьшение числа уволившихся работников;

Собуч – затраты, связанные с обучением вновь принятого работника;

Спроч – прочие затраты, связанные с приемом и увольнением работников.

 

Внедрение и функционирование СМК может привести к сокращению других непроизводительных расходов по:

- оплате часов простоя;

- оплате сверхурочной работы;

- убытки и оплата штрафов, не входящих в себестоимость перевозок.

 

Кроме стоимостных, целесообразно определять и натуральные показатели: производительность труда, условное высвобождение контингента, сбережение топливно-энергетических и других материальных ресурсов, снижение количества случаев брака в поездной и маневровой работе и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: