Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)




Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды
1. Гумани- стическое Данте Алигьери «Божественная комедия» По его мнению человек – звено между грешным и вечным мирами. У человека имеется две конечные цели. Одна в земной жизни, а другая после смерти – блаженство «вечной жизни». Каждый человек наделен данной свыше свободой, которая поможет выполнить свое земное предназначение. Благородство личности зависит от нее самой, от ее личных качеств, а не от знатности и богатства.
Франческо Петрарка Сонеты, «Книга песен» Земные заботы человека - первый и главный, он не должен приноситься в жертву загробному миру. Человек идеален в своем земном существовании. Для небесных жителей есть мир небесный, а для человека – земной, поэтому он должен думать лишь о его человеческом обличие и существование.
Лоренцо Валли «Об истинном и ложном благе», «О свободе воли» Он стремился соединить науку и Библию. Для него идеал – свободный мыслитель, для которого авторитетом является разум, а стимул творчества – пытливость беспокойного ума. Каждый человек стремится к самосохранению, поэтому необходимо правильно определить истинное благо, способствующее к самосохранению
2. Неопла- тоническое Николай Кузанский «Об ученом незнании» Человек, благодаря творческой деятельности ума, становился подобием Божим. Все природные явления взаимосвязаны, и Бог для всех един.
Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» Человек является частью всего земного и небесного. Он наделен свободой выбора, поэтому может творчески самоопределяться. Человек сам творит свою судьбу, он сам свой скульптор и зодчий. И только то, что познает себя – познает всё
3. Натурфи- лософское Николай Коперник «О вращении небесных сфер» Земля не является центром мира, а только центр тяготения и лунной орбиты. Не существует единого центра для всех небесных сфер и орбит. Солнце – центр мира, а все планеты вращаются вокруг него. Любое небесное движение объясняется движением Земли
Джордано Бруно «О героическом энтузиазме» Космос бесконечен, и всё, что считалось творением Божьим, творение природы. Начало жизни и движение теперь принадлежит материи. Природа и есть «бог в вещах»
Галилео Галилей «Диалог о двух главнейших системах мира – Птоломея» Космос предстает не как одушевленное и разумное целое, а некая бездна, не имеющая конца, в которой взаимодействуют между собой атомы. Больше нет места Богу, ведь материя – механизм, изучать которую необходимо при помощи математики.
4. Полити- ческое Николо Макиавелли «Государь» Человеческая природа не безгрешна. Все люди лицемерны, лживы, неблагодарны и руководствуются лишь своей выгодой. Макиавелли отрицает божественное начало людей. По его мнению, эгоистичная человеческая сущность должна находиться под контролем истинного правителя.
5 Социально- утопическое Томас Мор «Утопия» Частная собственность – зло и вред для государства. Единственное решение, при котором общество сможет нормально функционировать, - уничтожение частной собственности. Земля и собственность должна быть общей и вседоступной. Но именно народ выбирает правительство, которое будет отталкиваться от блага народа.
Томмазо Кампанелла «Город Солнца» Всё – общее. Отсутствие семьи и собственности. Воспитанием детей занимается государство. Борозды правления находятся в руках ученых, а общество в равной степени занимается земледелием, скотоводством и несет воинскую обязанность.
6. Реформа- ционное Мартин Лютер «Комментарий к Посланию Римлянам», «95 тезисов об индульгенциях», «О свободе христианина», «О рабстве воли» Был против монополии церкви как посредника, отпускающего человеческие грехи. Бог – неизменный авторитет, но его земные «представители» лишь наживаются на грехах людей и пропагандируют ложное понимание священного текста. Каждый человек сам должен понести ответ за свои грехи перед Богом, и росить об их искуплении. Человек не должен проходить таинства и обряды для искупление, он должен показать чистоту веры.
Томас Монцер «Разоблачение ложной веры» Бог – общее, целое, а мир – частное. Земной мир – место творений, который находится в изоляции из-за потери единства с Богом. Люди находятся во власти плотских потребностей, поэтому христианство должно им помочь вновь вернуться к Богу. Бог же находится в постоянном контакте с людьми, а не самоустранился, оставив после себя лишь Священное Писание. Но только подготовленный человек сможет войти в контакт с Богом
Жан Кальвин «Наставления в христианской вере», «Учреждение христианской веры» Земная жизнь дана нам для спасения, но только Бог решает, будет ли спасена душа или нет. Любые деяния человека должны быть согласованы со Священным Писанием, которое выражает божью волю. Но также он считает, что уже давно определено, кто будет спасен. Человеческий долг – прославлять величие Господа. И если человеку не суждено быть спасенным, то любое доброе дело, совершенное им, повлечет проклятье. Местоположение в обществе также определяется Богом, только ему суждено решать, кто достоин богатой и беспечной жизни, а кто нет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: