Ход классного часа
I. Чтение правил вежливости. Беседа.
· Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
· Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
· Не спорь с товарищами по пустякам.
· Будь вежлив со своими одноклассниками.
· Не придумывай прозвищ
· Не отвечай на грубость грубостью.
· Будь приветлив и вежлив с другими.
– Каких людей называют вежливыми?
1-й уч.: Добрые слова
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
2-й уч.: Пожалуйста
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
3-й уч.: Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
А если я всё же забуду, –
Простите, я больше не буду.
4-й уч.: Добрый день
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
5-й уч.: Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже доброму чему-нибудь.
6-й уч.: Здравствуйте
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям, которые его окружают. Он старается не причинить неприятностей, не оскорблять других. Не ведут себя грубо ни с родителями, ни с посторонними, ни с друзьями.
Дети читают стих. А. Барто «Признание»
1-й уч.:
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.
2-й уч.:
– Смотри, не пей воды сырой! –
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
3-й уч.:
Поди, узнай, поди, пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
4-й уч.:
– Придёшь обедать к трём часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – Я знаю сам…
А сам явился в пять.
5-й уч.:
– Ну что с тобой, Андрюшенька? –
И сын признался ей:
Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей.
Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища».
Учитель: Грубость всегда была признаком плохого воспитания. А очень часто вы, ребята, бываете очень жестокими, когда дразните и оскорбляете тех. Кто болен. Есть дети, которые не могут хорошо видеть без очков. Это очень серьёзное заболевание. Если очков не носить, можно ослепнуть совсем.
– Закройте на несколько секунд глаза и откройте, когда я вас попрошу.
(Предлагаю кому-нибудь, например, взять лейку и полить цветы.)
– Представили теперь, каково незрячим людям?
А ведь дети не хотят носить очки, потому что их дразнят, и этим ухудшают своё зрение.
Послушайте об этом стих. С. Маршака «Четыре глаза».
1-й уч.:
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил из кассы.
2-й уч.:
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!»
3-й уч.:
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
– Нет, – говорит он, – никогда
Очков я не надену!
4-й уч.:
Но мать утешила его:
– Очки носить не стыдно,
Всё надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!
Учитель: Над физическими недостатками других людей могут смеяться только жестокие и невоспитанные люди, дружить с такими детьми просто опасно. Ведь они могут подвести и оскорбить даже своего друга. Особенно жестоко оскорблять и обижать тех, кто болен. Вспомните сказку Катаева «Цветик-семицветик».
– На исполнение какого желания девочка использовала последний лепесток своего волшебного цветка?
Чтение стих. А.Барто «Я был когда-то болен»
1-й уч.:
Меня прозвали: «Вата!»
Как я страдал когда-то,
Переживал когда-то…
В походы шли ребята
И на вершины лезли.
И мне кричали: «Вата,
Тебе сидеть полезней!»
2-й уч.:
Не бегал я в горелки
И в речке, самой мелкой,
Не мог со всеми вместе
Плыть в безопасном месте.
Подбадривала мама
(а в голосе тревога):
3-й уч.:
– Твоя кардиограмма
Улучшилась немного.
И словно извиненье,
В словах её звучало:
– Ангина… осложненье…
Поправишься сначала.
4-й уч.:
Меня прозвали «Вата».
Кричали мне ребята:
– Сиди, грызи орешки,
Тебе сидеть полезней!
Мне было от насмешки
Больней, чем от болезни.
Беседа «С чего начинается общение?»
Учитель. Иногда дети с родителями приходят в гости в другие семьи, где есть дети. И два ребёнка не могут найти общий язык, не знают, о чём можно поговорить. Вот о таких детях написал стих. «Приятная встреча» Борис Заходер.
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука
Думал со скукой:
«Чего он так смотрит – букой?»
А Бяка думал:
«Однако
Какой он ужасный
Бяка…»
Учитель: Как вы думаете, с каких слов можно начать знакомство или общение?
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Мы очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!