Б.-К.- Ч., и Олега, желательно, со сцены не уводить (хочу оставить их на протяжении всего действия)




СЦЕНАРИЙ

ОДНОАКТНОГО СПЕКТАКЛЯ

«ПАМЯТЬ»

 

(в спектакле использованы отрывки (инсценировка) из литературных произведений Ярослава Стельмаха «Спроси когда-нибудь у трав» и Елены Пономаренко «Первый день настоящей войны»)

 

 

НАШЕ ВРЕМЯ. МАЛЬЧИК. ДЕВОЧКА (СЕСТРА). МАЛЬЧИК ИГРАЕТ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ИГРУ. РЕЧЬ ИДЁТ О ВОЙНЕ. МАЛЬЧИК ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО ОТЗЫВАЕТСЯ О ЛЮДЯХ ПОГИБШИХ НА ВОЙНЕ. СЕСТРА НАПОМИНАЕТ БРАТУ, ЧТО ВОЙНА ЭТО НЕ ИГРА И НЕ ИГРУШКИ…

 

ТРЕК 1

 

МУЗЫКА. ШУМ ДОЖДЯ.ИНОГДА СЛЫШНЫДАЛЁКИЕ ЗВУКИ ГРОМА. ВЫХОДИТ МАЛЬЧИК С ПЛАНШЕТОМ В РУКАХ. МУЗЫКА НАСЛАИВАЕТСЯ ИЛИ ПЕРЕХОДИТ В МЕХАНИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ. ИГРА ВОЕННАЯ.

МАЛЬЧИК КОММЕНТИРУЕТ ИГРУ:……………………………………………………………………

ВЫХОДИТ СЕСТРА МАЛЬЧИКА:

 

Настя: Олег, мама попросила проверить у тебя уроки. Ты сделал уроки?

Мальчик: Настя, отстань. Сделал я уроки…

Настя: А что вам задавали?

М: По алгебре уравнения, по русскому переписать упражнение, по истории – войну проходим

Д: Что за войну?

М: Да эту, как её…Великую Отечественную…

Д: Вторую Мировую?..

М: Что? А! Ну, да…. Мировую… Настя!.. Вот игра у меня – мировая! А ты пристала со своей войной! Знаю я всё про неё: началась в сорок первом, закончилась в сорок пятом…. Погибло 20 миллионов. Всё!

Д: ВсЁ??????????? Погибло 20 миллионов людей!!!!

М: Настя!!!!!!!! Ну что ты пристала? Да у меня, сейчас, здесь погибает больше! Подумаешь!...

Д: Олег! Немедленно выключи свою дурацкую игру и открывай историю! Ты своим незнанием, просто оскорбляешь память тех людей, которые сражались и погибали на той войне…!

М: Память, память… У меня наверное проблемы с памятью… Ну как можно запомнить какие-то сухие цифры и факты… Ну неинтересно мне…

М: Еще этот дождь… Льёт и льёт….

 

ТРЕК 2

М: Ой! (пугается грома). Да что же это такое!.... И Настя куда-то ушла… Прийдётся читать…

 

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД.

ТРИ ДЕВУШКИ:

БЕЛАЯ -С БЕЛЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ ПАМЯТИ;

КРАСНАЯ С КРАСНЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ БОЛИ, СТРАДАНИЙ;

ЧЁРНАЯ С ЧЁРНЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ ГОРЯ, БЕДЫ, СМЕРТИ.

В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАРИСОВКЕ ЗАДЕЙСТВОВАН МАЛЬЧИК… ЕГО ВООБРАЖЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЕМУ ПОПАСТЬ В ТО ВРЕМЯ И МЕСТО, О КОТОРОМ ОН ЧИТАЕТ. ДЕВУШКИ ЕМУ В ЭТОМ ПОМОГАЮТ…

ПО ОКОНЧАНИИ…

Олег:
…Знаете, говорят, что когда бог хочет наказать человека, он отнимает у него память.

Чёрная:

Это страшно.

Белая: …Страшно, когда человек не может вспомнить свое прошлое.

Красная:

Но во сто крат страшнее, когда о своем прошлом забывает целый народ. В истории твоей страны было все и страшные поражения, и великие победы и предательства и подвиги. Судьба страны, как и судьба человека многолика и многогранна.

Олег:

-Как странно звучит – словно из глубины веков – Великая Отечественная война – 41 – 45 год, - середина прошлого века.
Чёрная:

Стоит ли об этом вспоминать?

Красная:

Стоит ли об этом говорить?

Красная: -Что ты знаешь о той войне?

Олег: Июнь 41- го – фашистские самолеты бомбят Брест, Минск, Киев. Победный май 45-го - усыпанные цветами поезда идут на восток.

Чёрная: -И еще немного статистики -погибло двадцать миллионов человек!

Белая: Вдумайся в эти цифры…

Красная: Двадцать миллионов расстрелянных, удушенных в газовых камерах, погибших на суше, на море, в небе. Двадцать миллионов - какая огромная цифра!
Белая:
-А, сколько среди них было детей, чье детство было перечеркнуто страшным словом

Вместе: ВОЙНА!

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ, ГДЕ ПООЧЕРЁДНО ЗА ВСПЛЕСКОМ ПОЛОТНИЩА ВЫСТРАИВАЮТСЯ ТРИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ГРУППЫВ ПОЗИРОВКЕ.

 

ТРЕК 3

Олег (обращаясь к девушке в белом, которая задумчиво и укоризненно на него смотрит):

Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить!
Чёрная-Красная:
- Без прошлого не бывает будущего.
Олег:
Значит вы мое прошлое? Значит это все, было или могло быть со мной?
Чёрная:-
Смотри. Вглядись в эти лица…

Красная: Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты.
Белая:
- Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…
Чёрная:
Но война не знает жалости…

Красная:- она живет по своим законам.

Олег: Что делали эти ребята? Почему их считают героями?
Красная:
Они не считали себя героями…

Чёрная: …просто они жили…

Белая: …жили так, как подсказывало им сердце.

 

ГРУППЫОЖИВАЮТ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА – ВОЗМОЖНО ШАГИСТИКА, КАКОЙ-НИБУДЬ КРУГОВОРОТ С УЧАСТИЕМ БЕЛОЙ-КРАСНОЙ-ЧЁРНОЙ…. И ЧЕРЕЗ ВТОРОЙ ПЛАН УХОДЯТ СО СЦЕНЫ.

 

Б.-К.- Ч., и Олега, желательно, со сцены не уводить (хочу оставить их на протяжении всего действия)

Б.-К.-Ч., НА ТРЕТЬЕМ ПЛАНЕ, НА АВАНСЦЕНЕ ОСТАЁТСЯ ОЛЕГ. ОТКРЫВАЕТ КНИГУ. ТРЕК 4-а ЧИТАЕТ:

«… Даже в глубоком тылу…- дети оставались – детьми войны…

Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах…

Но при этом они всё-таки были самыми настоящими детьми…»

 

(Появляется группа ребят среднего школьного возраста)

 

-Э-ГЕ-ГЕЙ! РЕБЯТА! СОБИРАЕМСЯ ВО ДВОРЕ!

- ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

- К ТЕТКЕ ШУРЕ ЭВАКУИРОВАННЫХ ПОСЕЛИЛИ!

- КТО НА ЭТОТ РАЗ?

- МАЛЬЧИК, С ДВУМЯ МАЛЫМИ СЕСТРЁНКАМИ…

-В КОМАНДУ ПРИНИМАЕМ?

-НАДО ПОГЛЯДЕТЬ…

(выходит Мальчик с младшими сёстрами)

- ТЕБЯ КАК ЗОВУТ?

-КИРИЛЛ! А ДЕВЧОНОК – Аня и Рита…

-И ОТКУДА, ВАС, К НАМ, НА УРАЛ, ЗАНЕСЛО?..

-МАКСИМ, ЧТО ТЫПРИСТАЛ?.. ЧТО, ДА КАК… ВЕЧНО ПРИСТАЕШЬ СО СВОИМИ РАССПРОСАМИ…

-А ЭТО ПОТОМУ, ЧТО ОН У НАС ГЛАВНЫЙ!...

-ОН УЖЕ НА ЗАВОДЕ РАБОТАЕТ, ЗА ТОКАРНЫМ СТАНКОМ!

- ТЫЖЕ ЕЩЁ МАЛЕНЬКИЙ!

- А МНЕ, ДЯДЯ ВАНЯ, НАСТИЛ ИЗ ДВУХ ЯЩИКОВ СМАСТЕРИЛ, И Я, КАК БУДТО, СРАЗУ ВЫРОС!

-А НАСТЯ С ХРИСТЕЙ, В ГОСПИТАЛЕ ПОМОГАЮТ…

- А НАСТЁНА, УЖЕ 10 ПАР ТЕПЛЫХ НОСКОВ СВЯЗАЛА ДЛЯ БОЙЦОВ ФРОНТА…

- А МЫ, ДЛЯ РАНЕНЫХ, В ГОСПИТАЛЕ КОНЦЕРТ ГОТОВИМ…

-КИРИЛЛ, КИРИЛЛ! А ТЫБЫЛ ТАМ, НА ВОЙНЕ? А ТЫПАПКУ МОЕГО НЕ ВИДЕЛ?!.. ОН ЗА ПОБЕДУ ВОЮЕТ!...

- НЕТ, НЕ ВИДЕЛ…

- А СТРАШНО, ТАМ… НА ВОЙНЕ..?

- СТРАШНО… ОЧЕНЬ СТРАШНО…

ТРЕК 4

(МИЗАНСЦЕНА: НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ,СЛЕВА –К.,Ч.,Б, И ОЛЕГ;

НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ, СПРАВА – ГРУППКА ДЕТЕЙ, УСЛОВНО У КОСТРА, СЛУШАЮЩИЕ РАССКАЗ И СОПЕРЕЖИВАЮЩИЕ;

ВТОРОЙ ПЛАН (УСЛОВНО ОТКРЫВАЕТ «БЕЛАЯ») – ПО РОЛЯМ. КИРИЛЛ - СЛОВА АВТОРА И МАЛЬЧИКА, ВИТАЛЯ – ДЕД ПАХОМ, ДИАНА – МАМА, АНЯ И КАТЯ-СЁСТРЫ.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: