СЦЕНАРИЙ
ОДНОАКТНОГО СПЕКТАКЛЯ
«ПАМЯТЬ»
(в спектакле использованы отрывки (инсценировка) из литературных произведений Ярослава Стельмаха «Спроси когда-нибудь у трав» и Елены Пономаренко «Первый день настоящей войны»)
НАШЕ ВРЕМЯ. МАЛЬЧИК. ДЕВОЧКА (СЕСТРА). МАЛЬЧИК ИГРАЕТ В КОМПЬЮТЕРНУЮ ИГРУ. РЕЧЬ ИДЁТ О ВОЙНЕ. МАЛЬЧИК ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО ОТЗЫВАЕТСЯ О ЛЮДЯХ ПОГИБШИХ НА ВОЙНЕ. СЕСТРА НАПОМИНАЕТ БРАТУ, ЧТО ВОЙНА ЭТО НЕ ИГРА И НЕ ИГРУШКИ…
ТРЕК 1
МУЗЫКА. ШУМ ДОЖДЯ.ИНОГДА СЛЫШНЫДАЛЁКИЕ ЗВУКИ ГРОМА. ВЫХОДИТ МАЛЬЧИК С ПЛАНШЕТОМ В РУКАХ. МУЗЫКА НАСЛАИВАЕТСЯ ИЛИ ПЕРЕХОДИТ В МЕХАНИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ. ИГРА ВОЕННАЯ.
МАЛЬЧИК КОММЕНТИРУЕТ ИГРУ:……………………………………………………………………
ВЫХОДИТ СЕСТРА МАЛЬЧИКА:
Настя: Олег, мама попросила проверить у тебя уроки. Ты сделал уроки?
Мальчик: Настя, отстань. Сделал я уроки…
Настя: А что вам задавали?
М: По алгебре уравнения, по русскому переписать упражнение, по истории – войну проходим
Д: Что за войну?
М: Да эту, как её…Великую Отечественную…
Д: Вторую Мировую?..
М: Что? А! Ну, да…. Мировую… Настя!.. Вот игра у меня – мировая! А ты пристала со своей войной! Знаю я всё про неё: началась в сорок первом, закончилась в сорок пятом…. Погибло 20 миллионов. Всё!
Д: ВсЁ??????????? Погибло 20 миллионов людей!!!!
М: Настя!!!!!!!! Ну что ты пристала? Да у меня, сейчас, здесь погибает больше! Подумаешь!...
Д: Олег! Немедленно выключи свою дурацкую игру и открывай историю! Ты своим незнанием, просто оскорбляешь память тех людей, которые сражались и погибали на той войне…!
М: Память, память… У меня наверное проблемы с памятью… Ну как можно запомнить какие-то сухие цифры и факты… Ну неинтересно мне…
М: Еще этот дождь… Льёт и льёт….
ТРЕК 2
М: Ой! (пугается грома). Да что же это такое!.... И Настя куда-то ушла… Прийдётся читать…
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД.
ТРИ ДЕВУШКИ:
БЕЛАЯ -С БЕЛЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ ПАМЯТИ;
КРАСНАЯ С КРАСНЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ БОЛИ, СТРАДАНИЙ;
ЧЁРНАЯ С ЧЁРНЫМ ПОЛОТНИЩЕМ – ОБРАЗ ГОРЯ, БЕДЫ, СМЕРТИ.
В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАРИСОВКЕ ЗАДЕЙСТВОВАН МАЛЬЧИК… ЕГО ВООБРАЖЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЕМУ ПОПАСТЬ В ТО ВРЕМЯ И МЕСТО, О КОТОРОМ ОН ЧИТАЕТ. ДЕВУШКИ ЕМУ В ЭТОМ ПОМОГАЮТ…
… ПО ОКОНЧАНИИ…
Олег:
…Знаете, говорят, что когда бог хочет наказать человека, он отнимает у него память.
Чёрная:
Это страшно.
Белая: …Страшно, когда человек не может вспомнить свое прошлое.
Красная:
Но во сто крат страшнее, когда о своем прошлом забывает целый народ. В истории твоей страны было все и страшные поражения, и великие победы и предательства и подвиги. Судьба страны, как и судьба человека многолика и многогранна.
Олег:
-Как странно звучит – словно из глубины веков – Великая Отечественная война – 41 – 45 год, - середина прошлого века.
Чёрная:
Стоит ли об этом вспоминать?
Красная:
Стоит ли об этом говорить?
Красная: -Что ты знаешь о той войне?
Олег: Июнь 41- го – фашистские самолеты бомбят Брест, Минск, Киев. Победный май 45-го - усыпанные цветами поезда идут на восток.
Чёрная: -И еще немного статистики -погибло двадцать миллионов человек!
Белая: Вдумайся в эти цифры…
Красная: Двадцать миллионов расстрелянных, удушенных в газовых камерах, погибших на суше, на море, в небе. Двадцать миллионов - какая огромная цифра!
Белая: -А, сколько среди них было детей, чье детство было перечеркнуто страшным словом
Вместе: ВОЙНА!
ПРОДОЛЖЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ, ГДЕ ПООЧЕРЁДНО ЗА ВСПЛЕСКОМ ПОЛОТНИЩА ВЫСТРАИВАЮТСЯ ТРИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ГРУППЫВ ПОЗИРОВКЕ.
ТРЕК 3
Олег (обращаясь к девушке в белом, которая задумчиво и укоризненно на него смотрит):
Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить!
Чёрная-Красная: - Без прошлого не бывает будущего.
Олег: Значит вы мое прошлое? Значит это все, было или могло быть со мной?
Чёрная:- Смотри. Вглядись в эти лица…
Красная: Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты.
Белая: - Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…
Чёрная: Но война не знает жалости…
Красная:- она живет по своим законам.
Олег: Что делали эти ребята? Почему их считают героями?
Красная: Они не считали себя героями…
Чёрная: …просто они жили…
Белая: …жили так, как подсказывало им сердце.
ГРУППЫОЖИВАЮТ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА – ВОЗМОЖНО ШАГИСТИКА, КАКОЙ-НИБУДЬ КРУГОВОРОТ С УЧАСТИЕМ БЕЛОЙ-КРАСНОЙ-ЧЁРНОЙ…. И ЧЕРЕЗ ВТОРОЙ ПЛАН УХОДЯТ СО СЦЕНЫ.
Б.-К.- Ч., и Олега, желательно, со сцены не уводить (хочу оставить их на протяжении всего действия)
Б.-К.-Ч., НА ТРЕТЬЕМ ПЛАНЕ, НА АВАНСЦЕНЕ ОСТАЁТСЯ ОЛЕГ. ОТКРЫВАЕТ КНИГУ. ТРЕК 4-а ЧИТАЕТ:
«… Даже в глубоком тылу…- дети оставались – детьми войны…
Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах…
Но при этом они всё-таки были самыми настоящими детьми…»
(Появляется группа ребят среднего школьного возраста)
-Э-ГЕ-ГЕЙ! РЕБЯТА! СОБИРАЕМСЯ ВО ДВОРЕ!
- ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
- К ТЕТКЕ ШУРЕ ЭВАКУИРОВАННЫХ ПОСЕЛИЛИ!
- КТО НА ЭТОТ РАЗ?
- МАЛЬЧИК, С ДВУМЯ МАЛЫМИ СЕСТРЁНКАМИ…
-В КОМАНДУ ПРИНИМАЕМ?
-НАДО ПОГЛЯДЕТЬ…
(выходит Мальчик с младшими сёстрами)
- ТЕБЯ КАК ЗОВУТ?
-КИРИЛЛ! А ДЕВЧОНОК – Аня и Рита…
-И ОТКУДА, ВАС, К НАМ, НА УРАЛ, ЗАНЕСЛО?..
-МАКСИМ, ЧТО ТЫПРИСТАЛ?.. ЧТО, ДА КАК… ВЕЧНО ПРИСТАЕШЬ СО СВОИМИ РАССПРОСАМИ…
-А ЭТО ПОТОМУ, ЧТО ОН У НАС ГЛАВНЫЙ!...
-ОН УЖЕ НА ЗАВОДЕ РАБОТАЕТ, ЗА ТОКАРНЫМ СТАНКОМ!
- ТЫЖЕ ЕЩЁ МАЛЕНЬКИЙ!
- А МНЕ, ДЯДЯ ВАНЯ, НАСТИЛ ИЗ ДВУХ ЯЩИКОВ СМАСТЕРИЛ, И Я, КАК БУДТО, СРАЗУ ВЫРОС!
-А НАСТЯ С ХРИСТЕЙ, В ГОСПИТАЛЕ ПОМОГАЮТ…
- А НАСТЁНА, УЖЕ 10 ПАР ТЕПЛЫХ НОСКОВ СВЯЗАЛА ДЛЯ БОЙЦОВ ФРОНТА…
- А МЫ, ДЛЯ РАНЕНЫХ, В ГОСПИТАЛЕ КОНЦЕРТ ГОТОВИМ…
-КИРИЛЛ, КИРИЛЛ! А ТЫБЫЛ ТАМ, НА ВОЙНЕ? А ТЫПАПКУ МОЕГО НЕ ВИДЕЛ?!.. ОН ЗА ПОБЕДУ ВОЮЕТ!...
- НЕТ, НЕ ВИДЕЛ…
- А СТРАШНО, ТАМ… НА ВОЙНЕ..?
- СТРАШНО… ОЧЕНЬ СТРАШНО…
ТРЕК 4
(МИЗАНСЦЕНА: НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ,СЛЕВА –К.,Ч.,Б, И ОЛЕГ;
НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ, СПРАВА – ГРУППКА ДЕТЕЙ, УСЛОВНО У КОСТРА, СЛУШАЮЩИЕ РАССКАЗ И СОПЕРЕЖИВАЮЩИЕ;
ВТОРОЙ ПЛАН (УСЛОВНО ОТКРЫВАЕТ «БЕЛАЯ») – ПО РОЛЯМ. КИРИЛЛ - СЛОВА АВТОРА И МАЛЬЧИКА, ВИТАЛЯ – ДЕД ПАХОМ, ДИАНА – МАМА, АНЯ И КАТЯ-СЁСТРЫ.)