Задача: познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра.




Ориентировка во времени

Младшая группа

Задача: формировать представление о частях суток: день, вечер, ночь, утро и их сменяемости.
Формированию этих представлений способствует четкий распорядок дня: подъем, завтрак, занятия, игры в определенное время. Младшие дошкольники характеризуют время по событиям, которые происходили в течении дня. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро, мы сделали гимнастику, умылись и теперь пойдем завтракать» «Сейчас день. Мы идем гулять, а потом будем обедать». «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда встаешь?» и т.п. ознакомление с частями суток целесообразно начинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро-вечер. С детьми рассматривают картинки с явными признаками отрезка времени, изображающие деятельность детей, природные явления в разные отрезки времени. Дети анализируют картинки и соотносят определенные природные явления и деятельность людей с частями суток. Что ты видишь? Когда это бывает? Что ты делаешь ночью? д/и «Когда это бывает?» Воспитатель перечисляет признаки, а дети отгадывают, какая это часть суток.

Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления о сменяемости частей суток, надо
упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий и других событий. Что мы сейчас
делаем? А что будем делать потом? Когда солнце встает, -это утро, а что наступает за утром? Ориентировка во времени требует многократного повторения, пока ребенок не научится пользоваться специальной временной терминологией.

Ориентировка во времени (средняя группа.)

Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.

Ведется беседа с детьми с целью уточнения представления о сутках. Разговор может быть построен
примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер, ночъ – это части суток.

Задача: познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра.

Временные понятия «сегодня», завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»

В качестве методических приемов обучения широко применяют наблюдения, рассматривание картин, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток м/изобразить кружочками, квадратами разного цвета. Можно использовать круг, разделенный на части, что позволит формировать представления о непрерывности времени. В качестве словесного материала м/использовать рассказы, стихи, загадки: «солнце глянуло в окно, зачирикали птички: «Хватит спать! Хватит спать! Просыпайтесь малыши!» какое это время суток?»
Воспитатель уточняет с детьми понятие сутки, о их сменяемости. Сутки, котрыфе идут сейчас, называются сегодня, те, которые прошли, -вчера, а сутки, которые еще не настали, -завтра.

Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания, он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

 

 

старшая гр

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких
временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не то.яьнсз с конкретнтым содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времегни - явлениями природы (утро - встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Ин читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в
процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»,
затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы бывали с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?А И т. п.

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют
словесные дидактические игры и игровые упражнения, например Продолжай?». Это упражнение можно
проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: "На почту мы ходили... «...вчера»,- закапчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас была...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.

Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро - вечер, завтра - вчера, быстро - медленно, рано - поздно т. п.

На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей ("По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам -...). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили всреду?"

Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная
дидактическая игра "Дни недели'. Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Подготовительная гр

Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают г. названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событии, причинно- следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по- разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.

Большое значение имеет то, насколько часто дети, используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день»

Пoлезно при ознакомлении детей c трудом людей разных профессий показать, в какое врeмя сутoк они работают для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры "Кто работает днем?, "Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры дети подбирают картинки соответствующего содержании или, называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.

Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни дру­гими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Ho следовательность дней каждой недели всегда одна и та же: по­недельник, вторник `и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.

Важно как можно чаще побуждать детей к установле­нию временных отношений, к использованию слов завтра, се­годня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого..

При составлении рассказов из опыта, пересказа воспита­тель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существен­ное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают

Еще большее значение имеет использование словесных иг­ровых упражнений дни недели», «Продолжай!», "Наоборот Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают сло ва противоположного значения (утро - вечер, сначала -- потом, быстро - медленно ц т. п.), определяют, что дольше: день или не­деля, неделя или месяц, месяц или год.

Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С Я. Маршака "Двенадцать месяцев». Важно воспи­тать у детей чувство времени, т е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е ускорять п замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.

Педагог постоянно сосредотачивает внимание ребят на том, сколько времени дают па то или иное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисо­вать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. н. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу

Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

 

 

Метлина стр.122, 200.

Щербакова стр. 189, 226.

Т.Д.Рихтерман. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: