Автореферат курсовой работы. Особенности аннотирования литературы для детей и юношества




Автореферат курсовой работы

Особенности аннотирования литературы для детей и юношества

Колпащикова.А.Л. – студентка специальности «Библиотековедение»

Колесникова.М.А. - преподаватель высшей категории, Почётный работник СПО

Введение

Актуальность исследования

Коренные преобразования, происходящие в наше время во всех сферах общественной, экономической жизни, в обучении и воспитании подрастающих поколений создали реальные предпосылки для перехода методики библиографирования литературы для детей и юношества на качественно иной, более высокий уровень.

Методика библиографирования литературы своими специфическими средствами призвана решать три основные задачи: оказывать помощь учащимся в их обучении, способствовать развитию личности, формированию читательских, познавательных интересов, библиографических потребностей, запросов, побуждать её к самовоспитанию, самообразованию.

Составление рекомендательных библиографических пособий, предназначенных юным читателям, предполагает выполнение основных этапов тех же процессов, что и при библиографировании литературы для взрослых: подготовительного, основного (аналитического), заключительного.

Одним из важных, ответственных, значимых подэтапов библиографирования является аннотирование документак. Качество данного процесса влияет на выбор, вызов интереса пользователей к предлагаемой литературе. Процесс аннотирования связан с аналитико-синтетической переработкой информации, результатом которой является свёртывание информации [1, с. 167].

Всё это определило актуальность исследования и позволило выделить следующие противоречия между:

- существующими этапами аннотирования и их соблюдением библиографами при создании библиографического пособия;

- разнообразием приёмов аннотирования литературы для детей и их использованием в аннотациях.

Проблема исследования заключается в том, что библиографы используют однообразные приёмы аннотирования литературы для детей, что влияет на проявление их интереса к чтению.

Цель исследования: выделить особенности аннотирования литературы для детей и юношества.

Объект исследования: аннотирование литературы как процесс библиографирования

Предмет исследования: особенности аннотирования литературы для детей и юношества

Гипотеза исследования: аннотирование литературы для детей и юношества будет более качественным, если:

· разобраться в понятиях «аннотация» и «аннотирование»;

· раскрыть классификацию аннотаций;

· выделить приёмы аннотирования литературы для детей и юношества

Задачи исследования:

1. Дать определение понятиям «аннотация» и «аннотирование»

2. Раскрыть классификацию аннотаций

3. Выделить приёмы аннотирования литературы для детей и юношества

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества - М.В. Истрина, Л.Б. Зупаркова, А.Н. Дулатова и др.;

- основы классификации аннотаций - Л.Б. Зупаркова, Т.А. Зайцева и др.;

Методы исследования:

· анализ и синтез учебной литературы для детей;

· классификация аннотаций;

· обобщение использования разных приёмов аннотирования.

Научная новизна исследования заключается в том, что обобщён опыт работы библиотек по аннотированию литературы для детей.

Теоретическая значимость исследования:

· дано определение понятиям аннотация и аннотирование;

· раскрыта классификация аннотаций;

· выделены приёмы аннотирования литературы для детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты теоретического анализа литературы представляют интерес для библиотекарей и библиографов библиотек, обслуживающих детей. Может быть использовано в библиографировании литературы для юных читателей.

Положения, выносимые на защиту:

· Процесс аннотирования – это один из основных процессов создания библиографического пособия.

· Существуют аннотации разных видов.

· При аннотировании литературы для детей используются разные приёмы, с помощью которых можно привлечь к активному чтению.

Структура исследовательской работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы аннотирования литературы для детей и юношества раскрывает историю аннотирования, определение понятий «аннотация» и «аннотирование», функции аннотации.

На протяжении всего исторического периода наблюдались два подхода к пониманию аннотаций. В первом случае аннотациями называли специальные примечания, относящиеся к форме и содержанию документа. Во втором – дополнительные сведения, относящиеся к заглавию документа.

В конце XIX- начале XX в. происходит размежевание содержательной характеристики книги с ее формальными признаками. Одни сведения относят в текст аннотации, другие в библиографическое описание.

В 20-30-е гг. ХХ в. специалистов интересует проблема функционального назначения аннотаций, их типизация, отбор материала для аннотирования. Таким образом, начинает уделяться внимание вопросам теории и методики аннотирования [2, с. 176].

Начиная с 30-х гг. основным критерием отбора литературы для библиографирования считался тематический критерий, т.е. полезность материла с практической точки зрения. Позднее стало ясно, что этого критерия недостаточно: не менее важно научное значение отбираемого материала, его оригинальность, новизна.

До 50-х гг. изучение проблем аннотирования связывали с операцией ручного аннотирования, так как велись поиски путей и методов раскрытия содержания первичного документа с учётом тематики текстов и характера потребностей в информации; совершенствования стиля изложения, возможности применения оценочного метода; стандартизации аннотаций и т.д.

В 60-70-е гг. в связи с развитием информатики и вычислительной техники встал вопрос об автоматизации ввода вторичной информации в ИПС, что потребовало более четкой формулировки требований к форме и содержанию аннотаций, их функциям [2, с. 177].

С конца 70-х гг. наметилась и до сегодняшнего дня сохраняется тенденция сближения этих направлений, что объясняется потребностью осмысления накопленного опыта аннотирования в новых условиях; современной ситуацией в области информационно-аналитической деятельности, связанной с информационными технологиями [2, с. 179].

В соответствии с Государственным стандартом 7.0-99 СИБИД. «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» и 7.9-95 «Реферат и аннотация» - аннотация - это краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей [3, с. 1]; аннотирование – это процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающий его логическую структуру и наиболее сущностные стороны содержания [4, с. 3].

Аннотации, как и библиографической информации в целом, присущи три функции: поисковая, коммуникативная, оценочная [5, с. 35].

Практическая реализация поисковой, коммуникативной и оценочной функции отличается друг от друга тем, что: поисковая функция связана с установлением местонахождения документов, коммуникативная функция, в отличие от поисковой функции, реализуется путем доведения до потребителей сведений о существовании и содержании неизвестных им документов, оценочная функция предполагает рекомендацию – положительную или отрицательную – данного документа тому или иному потребителю [6, с. 36].

В главе 1.2 Классификация аннотаций раскрыта классификация аннотаций. Под методикой классификации подразумевается совокупность способов и приёмов наиболее целесообразного проведения какой–либо работы [7, с. 20]. Классификация аннотаций была представлена различными авторами, такими как И.П. Жуковым, М.Е. Минчиной и А.Г. Фоминым.

На сегодняшний день литература для детей классифицируется по различным признакам:

1. по возрастным группам:

· аннотации для читателей-дошкольников;

· аннотации для младших школьников (1-2-е, 3-4-е классы);

· аннотации для подростков (младшие подростки 5-6-е классы, старшие подростки 7-9-е классы);

· аннотации для старшеклассников (10-11-е классы);

· аннотации для учащихся техникумов и ПТУ;

· аннотации для студентов 1-2 курсов вузов (до 18 лет) [6, с. 173];

2. по функциональному назначению:

· справочная аннотация;

· рекомендательная аннотация;

3. по способу характеристики документов:

· общая аннотация;

· аналитическая аннотация;

· групповая аннотация [2, с. 113].

В главе 1.3 Приёмы аннотирования литературы для детей на примерах показаны приёмы аннотирования литературы для детей.

Аннотирование тесно связано с требованиями, предъявляемыми к аннотации для читателей – детей и юношества. Аннотация на книги, предназначенные детям, должна быть: лаконичной и вместе с тем информативной; увлекательной с точки зрения тематики, содержания, жанра, доступности характеристики произведения печати, эмоционально яркой, объективно оценивать произведение печати [6, с. 173].

При аннотировании детской литературы особое внимание уделяется приёмам аннотирования, которые зависят от произведений печати, на которые они составляются.

В аннотации произведений устного народного творчества библиограф может обратить внимание на жанр, вид, характер содержания сказки [6,с. 175].

При аннотировании произведений художественной прозы используются специфические приёмы: прием неоконченного рассказа; цитирование наиболее ярких отрывков из текста; обращение к жизненному опыту юного читателя; постановка вопросов, помогающих читателю самостоятельно оценить поступок героя или заставляющих его задуматься, как бы он сам поступил на месте героя.

Аннотации на периодические изданиявключают данные о задачах, целях, характере издания, об объединении, разделении, возобновлении или прекращении выпуска и других изменениях в издании.

Библиографическая характеристика научно-познавательной литературы выполняет различные педагогические функции – приобщение к чтению литературы, помощь в изучении школьных дисциплин, содействие развитию личностных интересов к избранной теме, проблеме[6,с. 180].

Выводы по 1 главе

Проанализировав научную и профессиональную литературу по теме можно сделать следующие выводы:

1. В процессе исторического развития понятий «аннотация» и «аннотирование» наблюдались два исторических подхода. В первом случае аннотациями называли специальные примечания, относящиеся к форме и содержанию документа; во втором – дополнительные сведения, относящиеся к заглавию документа.

2. Аннотация имеет свою собственную классификацию. Она может классифицироваться по различным признакам: возрастным группам, функциональному назначению, способу характеристики документа.

3. Аннотирование – это процесс аналитического подэтапа основного этапа. Процесс аннотирования связан с подготовкой аннотации. При составлении аннотации на книги для детей учитываются различные требования, которые связаны с возрастными особенностями, содержанием и целевым назначением.

4. При аннотировании используются различные приемы, которыезависят от вида произведения печати, на которые они составляются (поэтические произведения, литературно – художественные произведения, произведения устного народного творчества и т.д.), особенностей книги, содержания, читательского назначения. Использование разнообразия приёмов влияет на привлечение читателей – детей к книге, развитие читательских навыков при выборе литературы.

Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. ГОСТ 7.0-99 СИБИД. Информационно – библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Электронный ресурс].- Электрон. дан. https://docs.cntd.ru/document/gost-7-9-95.

2. ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация» [Электронный ресурс].- Электрон. дан.- https://sites.google.com/site/zubova63ov/aspi/4.

3. Копейкин, А. Детские книги 2000-2012 [Текст]: рассказы, повести, романы /А. Копейкин.- Москва: НФ «Пушкинская библиотека», 2013.- 336 с.: ил.

4. Зупаркова, Л.Б. Библиотечная обработка документа [Текст]: учеб. метод. пособие / Л.Б. Зупаркова, Т.А. Зайцева, Л.И. Сазонова.- Москва: Либерия, 2003.- 208 с.

5. Коршунов, О.П. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика [Текст]: учебник / Д.Я. Коготков, О.П. Коршунов, Э.К. Беспалова.- Москва: Книжная палата, 1990.- 255 с.

6. Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст]: учебник / Е.Ф. Рыбина.- Москва: Издательство Московского Государственного Университета культуры, 1994.- 239 с.

7. Шамурин, Е.И. Методика составления аннотации [Текст] / Е.И. Шамурин.- Москва: Всесоюзная книжная палата, 1959.- 230 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: