Ожидаемые результаты программы




В результате освоения программы театрального кружка «Фантазёры» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года посещения студии они должны:

· Пытаться анализировать и оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.

· Достигнуть определённой начальной ступени состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно небольшие сроки.

· Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность.

· Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

· Приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры, развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас.

· Начнётся процесс овладения практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот.

· Приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра).

· Научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценки, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Учебный план на два года

Разделы программы Количество часов
1 год 2 год
  Введение    
  Культура и техника речи    
  Ритмопластика    
  Театральная игра. Анализ итогов (2 год)    
  Этика и этикет Анализ итогов(2 год)    
  Всего часов    

Учебно-тематический план на два года

Тема занятий Количество часов Сроки
Учебно-тематический план 1-го года обучения I полугодие
  Вводная беседа. Знакомство с рабочим планом студии. Выборы актива студии «Фантазёры».    
Культура и техника речи
  Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).    
       
Ритмопластика
  Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.    
  Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Теремок», «Пожелание», «Зеркало»).    
Театральная игра
  Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «В гостях у театральных профессий».    
  Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.    
  Знакомство со сценарием сказки «Зима в Простоквашино» Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.      
  Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.    
  Отработка ролей в 1, 2 частях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)    
  Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)    
  Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.    
  Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.    
  Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями    
  Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).    
Этика и этикет
  Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).    
  Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)    
  Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).    
  Что такое привычки дурного тона. (Этикет)    
       
II полугодие
Культура техника речи
  Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата    
  Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна», «Лови ошибку».    
  Вечер «Знание – сила»    
Ритмопластика
  Понятие «ритмопластика». Движение как средство выразительности и его особенности. Совершенствование осанки и походки. Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение». Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («В маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени». Работа над образом. Мимика и жесты. Анализ мимики лица. Игры «Знакомство», «Зеркало». Понятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое воображение. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)    
  Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «Натюрморт», «Пейзаж».    
  Сценические этюды. Шумовое оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.    
  Тренировка ритмичности движений. Музыкально-ритмические игры. Упражнения с мячами. Флешмоб.    
Театральная игра
  Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст раскрывается через пластику).    
  Развитие наблюдательности. ü На основе своих наблюдений показать этюд. ü Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру.    
  Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («В маске», «Шляпа»). Особенности сценического воображения. Комплекс упражнений на умение относиться к условному, как к безусловному, к правде как к неправде (например, чем может быть стул? – печкой, телевизором и т.д.; табуретка может быть собачьей конурой, колючим кустарником и т.д.).    
  Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Логопесенки.    
  Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.    
  Знакомство со сценарием театральной постановки «Заяц с волшебными ушами»    
  Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен.    
  Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.      
  Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.    
  Выступление перед учащимися начальных классов.    
  Анализ выступления Родительское собрание.    
Этика и этикет
  Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстами рассказов Веры Осеевой)    
  Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)    
  Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Интонация, улыбка.    
  Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)    
  Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)    
Театральная игра
  Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)    
  Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка, фартук и разделочная доска и т.д.). Освоение сценического пространства.    
  Знакомство со сценарием сказки «Кошкин дом».    
  Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.    
  Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением    
  Генеральная репетиция    
  Выступление. (Творческий отчет на родительском собрании или выступление перед учащимися начальных классов).    
  Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).    
  Анализ работы за год.    
Учебно-тематический план 2-го года обучения I полугодие
  Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»    
Культура и техника речи
  Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.    
  Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.    
  Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?» (https://downtown.ru/voronezh/tastes/738), «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).    
  Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».    
  Выпуск газеты «Простое в сложном, сложное в простом». (Обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).    
Ритмопластика
  Испытание пантомимой.    
  Тренировка ритмичности движений.    
  Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).    
  Совершенствование осанки и походки.    
  Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».    
Театральная игра
  Значение подробностей, деталей в искусстве. Мультики об искусстве. https://arzamas.academy/materials/1349 Делаем фильм.    
  Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).    
  Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)    
  · Сценические этюды на воображение. · Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. · Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).    
  Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.    
  Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз», «Дирижёр»). (Скороговорки, пословицы).    
  Техника грима. Светотень.    
  О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.    
  Анализ мимики своего лица.    
  Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.    
  Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Эдуарда Успенского «Зима в Простоквашино». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.    
  Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.    
  Генеральная репетиция. Оформление сцены.    
  Премьера. (Перед учащимися начальных классов)    
  Анализ выступления.    
  Обсуждение темы «Дружба». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Мой лучший друг» о правилах дружбы.    
  Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).    
  Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».    
II полугодие
Этика и этикет
  (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.    
  (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.    
  Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.    
  Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).    
Театральная игра
  Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.    
  Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Чёрный стул и белый стул», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону», «Горячая картошка».    
  Работа над упражнениями, развивающими силу и «полётность» речевого голоса. Игры «Эхо», «Футбольные болельщики».    
  Работа над образом. Сказочные гримы.    
  Знакомство со сценарием детского спектакля «Красная шапочка. Продолжение». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)    
  Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.    
  Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.    
  Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.    
  Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.    
  Подбор музыкального сопровождения к сценарию.    
  Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).    
  Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.    
  Премьера спектакля.    
  Анализ выступления.    
Культура и техника речи
  Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.    
  Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба, толерантность). Сказка «Теремок». Быстрая импровизация. Разрешение ситуаций.    
  Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина про слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).    
  Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.    
  Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.    
  Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).    
Ритмопластика
  Пантомимические этюды «Тень», «В зоопарке»    
  Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.    
Этика и этикет
  Круглый стол «Азбука общения»    
  Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)    
  Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).    
  Анализ работы за год    
         

Список литературы

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.

3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

7. Содержание учебного курса "Основы Театрального искусства" - прочее, планирование

8. Содержание учебного курса "Основы Театрального искусства" материалы сайта: https://kopilkaurokov.ru/prochee/planirovanie/sodierzhaniie-uchiebnogho-kursa-osnovy-tieatral-nogho-iskusstva

9. Воскресное чтиво: «Взамен политики», Надежда Тэффи — Город — Downtown.ru, Воронеж. Материалы сайта: https://downtown.ru/voronezh/tastes/738

10. Программа театрального кружка Творческая мастерская - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов Материалы сайта: https://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?5517

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: