Поляну большими скачками пересекала белка.




Задания нужно выполнять в печатном формате (для этого либо создаёте документ в программе Ворд или Опен офис, либо скачиваете этот документ и работаете прямо в нём), затем присылаете выполненные задания мне через электронный журнал или личным сообщением во Вконтакте. Вот ссылка на мою страницу https://vk.com/id74034492, а вот ссылка на группу, где я выкладываю задания https://vk.com/public193925395. Можно выполнять задания письменно в тетради, затем работу в тетради нужно сфотографировать и выслать мне (тоже через электронный журнал или через Вконтакте).

Тема урока: Отрицательные местоимения.

1. Задание на повторение. Выполни синтаксический разбор предложения. Работай по образцу. ОБРАЗЕЦ: В наши края вернулись перелётные птицы и запели свои весёлые песни. Птицы – подлеж., выражено сущ.; вернулись – сказуемое, выражено глаг., запели – сказ., выражено глаг., перелётные – определение, выражено прилагат., в края – обстоятельство, выражено сущ. с предлогом, наши – определение, выражено местоим, свои – определенеи, выражено местоим., весёлые – определение, выражено прил., песни – дополнение, выраж. Сущ. (повест., невоскл., простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

!!! Если вы будете работать письменно в тетради, то снизу подчёркивайте слово как член предложения, а сверху пишите часть речи. Вот это всё писать не нужно. Разбор в скобках необходим в любом случае!

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ РАЗБОРА: Солнечный свет лился на землю, слепил глаза.

 

2. Информационный блок

Посмотри видеоурок по ссылке https://videouroki.net/video/68-otricatelnye-mestoimeniya.html

Или https://resh.edu.ru/subject/lesson/7001/main/258839/

Если ссылки не работают, или интернет виснет, или возникли иные проблемы, теоретический материал есть в конце документа в печатном формате.

3. Закрепление материала

Выполни задания:

А) Запишите (или напечатайте) отрицательные ответы на вопросы, используя в ответах отрицательные местоимения. Обозначьте падеж местоимений (рядом в скобках).

Образец. Чем нам забить гвозди? — Нам нечем (Т. п.) забить гвозди.

!!! Исходное предложение записывать (печатать) не нужно, только то, которое вы составили сами.

1. Есть ли у вас какие-нибудь новости? 2. К кому нам обратит(?)ся за помощью? З. О чём тут спорить? 4. С кем мне посоветоват(?)ся? 5. Для чего тебе брать на прогулку плеер? 6. О чём вам беспокоит(?)ся?

Б) Запишите (или напечатайте) отрицательные местоимения, составив их из данных ниже слов. Обозначьте орфограмму.

Не, кого, у; ни, кого, у; ни, кто; не, чем, с; не, чем; ни, чем, с; ни, чем; ни, кому, к; ни, кому; не, чему, к; не, чему; ни, чём, о; не, чем, о; ни, чем, перед; не, чего, с; не, чего; ни, чего, с; ни, чего; ни, что; не, что; не, кто; ни, кто.

4. Готовимся к впр

В предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Поляну большими скачками пересекала белка.

Оценка за работу – это среднеарифметическая отметка за выполненные задания.

!!!Теоретическое задание к следующему уроку: выучить правило № 45, №46 на ст. 80, 81 учебника. Если у вас учебник зелёного цвета, найдите в этом учебнике параграф «Отрицательные местоимения» и выучите правила, которые есть в этом параграфе.

 
 


Спасибо за работу! Удачного дня!

 

 

Высылаю теоретический материал на случай, если по ссылкам что-то пошло не так:

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

· Что такое отрицательные местоимения?

· Как изменяются отрицательные местоимения?

· Что нужно знать о правописании отрицательных местоимений?

Мы уже познакомились с некоторыми разрядами местоимений. Последними были неопределённые местоимения. Теперь мы познакомимся с отрицательными.

Но сначала давайте откроем книгу мифов Древней Греции и вспомним историю такого греческого героя, как Одиссей. Одиссея считали необыкновенно мудрым и хитрым.

И вот однажды он и его команда попали на остров, где обитал злобный циклоп Полифем.

Когда циклоп спросил у Одиссея, как того зовут, Одиссей ответил: «Меня зовут Никто».

Наверняка вы помните, что Одиссей и его спутники ослепили циклопа. Так им удалось спастись.

Обманутый циклоп стал звать на помощь родичей. А на их вопрос, кто обидел его, ответил, что ослепил его Никто.

Конечно, циклопы попались на уловку. «Если тебя никто не обижал, что же ты так ревёшь?» – ответили они и не пришли на помощь Полифему.

А для чего нам вообще такие местоимения?

Иногда нам нужно выразить отсутствие чего-либо. Чаще всего это касается предмета.

Входя в комнату, мы можем спросить: «Есть тут кто-нибудь?» – и видим, что в комнате нет никого.

Если мы не нашли не только людей, но и предметов, мы говорим, что в комнате еще и ничего нет.

Но отсутствовать может также и признак. Вот кот. Есть ли у него какие-нибудь хозяева? Предположим, что нет никаких.

Получается, что он ничей. Нам опять помогли отрицательные местоимения.

Итак, отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета, признака, количества.

Предположим, мы хотим образовать такие местоимения. Как это можно сделать?

Как насчёт того, чтобы воспользоваться приставками, в значении которых есть отрицание?

Таких приставок в русском языке две – ни- и не-.

Именно с помощью этих приставок и образуются отрицательные местоимения.

Но приставки ещё должны к чему-то добавляться!

Логично прибавить наши приставки к вопросительным местоимениям. Таким, как кто, что, какой, чей. Ведь и неопределённые местоимения мы образовывали от них!

Значит, отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений.

Посмотрим, как это происходит. Добавим к вопросительным местоимениям приставку ни-. Получается никто, ничто, никакой, ничей. Все эти местоимения – отрицательные. Но тогда какие же местоимения образуются при помощи приставки не-?

Это местоимения н е кого и н е чего.

Из-за того, что у них в приставке – не-, они очень похожи на неопределённые местоимения некто и нечто. Но мы уже говорили на прошлом уроке, что эти местоимения – разные.

Местоимения, о которых мы говорим, различаются значениями.

У меня на столе лежит нечто непонятное.

Это значит, что на столе что-то лежит. Просто мы не представляем, что это такое.

Мне нечего положить на этот стол.

Это значит, что у нас вообще нет того, что туда можно положить. Потому и стол пустой.

Мы должны различать отрицательные местоимения некого и нечего и неопределённые местоимения некто и нечто.

Эти два местоимения даже склоняются необычно.

И получается, что у неопределённого местоимения некто – есть только именительный падеж. А у отрицательного местоимения некого именно его и не хватает.

У местоимений некого, нечего нет формы именительного падежа.

Склонение местоимения нечего мы тоже начинаем с родительного падежа. Потому что в именительном падеже такие местоимения меняют своё значение и становятся другими словами – неопределёнными местоимениями.

А в остальном отрицательные местоимения изменяются как вопросительные.

А теперь нам нужно обратить внимание на правописание отрицательных местоимений.

Чтобы разобраться в этой проблеме, послушаем историю о приставке и местоимении и их замечательной дружбе.

Приставка ни- и Отрицательное Местоимение действительно были друзьями. Настолько, что всегда писались рядом и разлучаться не собирались никогда.

Но однажды произошло нечто ужасное. Неведомо откуда появился злобный Предлог и встал между друзьями!

Приставка и Местоимение были в отчаянии и не представляли, что можно сделать. А предлог только подливал масла в огонь.

– Вы и писаться будете раздельно! – говорил он.

И вот тогда-то Приставка и Местоимение разозлились. Чтобы какой-то предлог мог помешать их дружбе?! Да ни за что!

А Приставка ни- и Местоимение воссоединились. И теперь они счастливы. Конечно, пока между ними не встаёт Предлог, который за ними следит и время от времени их разделяет.

Но и это не все проблемы, связанные с правописанием отрицательных местоимений.

– Что ты делал сегодня?

– Н…чего!

– Почему?

– Потому что мне делать н…чего!

Как правильно написать эти слова? Как различить такие похожие приставки?

Проще всего будет просто прислушаться.

Послушаем, как произносятся н е кого, н е чего.

И никог о, ничег о. Эти слова отличаются местом ударения.

В таких приставках под ударением пишется е. На и ударение не падает.

Мы можем запомнить, что приставка не- находится под ударением.

Значит, в первом случае мы напишем ничего, а во втором – нечего.

А если мы пытаемся записать вот такой диалог? Но при этом мы не проговариваем его вслух. Допустим, мы получили только письменное задание.

Как отличить приставки друг от друга, не расставляя ударения?

Мы можем посмотреть на значение приставок. Если мы сравним значения местоимений некого и нечего и никого, ничего – то увидим, что приставка не- обозначает отсутствие вариантов. А приставка ни- обозначает просто отсутствие.

Мы должны различать значения приставок.

Значит, в первом случае мы напишем и, потому что отсутствовало то, о чем говорили. А во втором случае мы напишем е. Потому что отсутствовало даже то, о чём можно было говорить.

Ну, а теперь попробуем составить ещё одну беседу. И тоже в письменной форме, то есть, мы не слышим, какие у нас ударения.

Что мы напишем здесь? Может быть, есть ещё какие-нибудь подсказки?

Когда мы имеем дело с предложениями, мы можем поискать двойников. Для приставки ни- двойником по значению является частица не, которая часто встречается поблизости.

Посмотрим на такое предложение:

Побольше отрицания никому не помешает!

Здесь рядом с приставкой встречается ещё и частица не.

Эта частица помогает усилить отрицание и по нему можно узнать приставку.

Значит, в первом случае мы напишем и. Потому что рядом стоит не.

А во втором случае – е. Потому что не отсутствует.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: