Объяснение нового материала




– Пронаблюдайте опыты “Дыхание корней, прорастающих семян, листьев” и ответьте на вопросы:

1. Почему горит лучинка в пустом сосуде?

Какие свойства кислорода вы уже знаете? Сейчас мы опытным путём докажем, что кислород поддерживает горение

Учитель. Что ещё, наблюдали при горении веществ? (При горении веществ выделяется энергия в виде света и тепла.)

Учитель. Правильно, при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органических веществ и выделяется энергия. Ребята, я вам открою тайну: процесс окисления может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах. У животных и у человека во время пищеварения сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - Н2О и СО2! при этом выделяется энергия. Окисление сложных веществ, происходит с участием кислорода.

Дыхание – это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии. Запишем схему процесса дыхания в тетрадь. Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)

По такой же схеме происходит процесс дыхания и у растений. Самостоятельно раб с учебником. Стр. 153 Сравнит горение и дыхание.Горение сходно с дыханием. Но горение протекает очень бурно и быстро, с выделением большого количества энергии. А при дыхании разложение органических веществ, происходит медленно, постепенно в несколько этапов, на каждом из этапов выделяется не большое количество энергии, которую растения используют на рост, размножение и другие процессы жизнедеятельности. Какой газ образуются в результате дыхания? (В результате дыхания образуются СО2)

Учитель. Какими свойствами обладает углекислый газ? (Углекислый газ не поддерживает дыхания и горения.) Сейчас мы опытным путём докажем свойства углекислого газа.

1. Почему погасла лучинка в сосудах, где находятся корни, проросшие семена, побеги?

2. Какой процесс иллюстрируют эти опыты?

3. Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов?

Вывод: растения дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ.

 

5. Каково значение дыхания для прорастающих семян, корней? Демонстрация опыта по выяснению влияния воздуха на рост корней, прорастание семян. На основе обсуждения результатов опыта учащиеся делают вывод, что дыхание необходимо для протекания жизненных процессов в органах растения: их роста, развития, питания.

6. Почему на тротуарах оставляют незаасфальтированные приствольные круги?

7. Почему необходимо рыхлить почву?

8. Рассмотрите таблицу “Строение листа” Какие особенности строения листа способствуют осуществлению газообмена при дыхании? Почему растения с пыльными листьями плохо растут?

– Растение при дыхании поглощает кислород. Кислород, поступая в клетку, окисляет органические вещества (сахара) до углекислого газа и воды.

– Каким образом сахара оказались в растительной клетке?

– Какая энергия была затрачена на образование сахаров?

– Демонстрация опыта по выделению тепла семенами).

Ответьте на вопрос: В зернохранилище намокло зерно. Через два дня просушивая зерно, заметили, что оно горячее. Почему? При разложении сахаров в процессе дыхания высвобождается энергия, которая используется на осуществление других жизненных процессов в клетке. Без этой энергии жизнь невозможна.

– Процесс дыхания можно изобразить следующей схемой. Заполните ее.

Один ученик заполняет схему у доски, остальные – в тетрадях, проверка.

Вывод: Дыхание – расщепление сложных органических веществ на более простые неорганические.

– В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли (вспомните опыты Пристли, в чем суть опытов). Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Результаты он получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Мышь погибала, мята засыхала. Как разрешить спор Шееле и Пристли?

Для этого ответьте на вопросы таблицы и сравните дыхание и фотосинтез.

При заполнении таблицы ученики работают с учебником.

Вопросы Фотосинтез Дыхание

Устная проверка таблицы.

Сравнение дыхания и фотосинтеза. Ответьте на вопросы.Черты процесса Фотосинтез Дыхание 1. В каких клетках происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех клетках растения 2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород 3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ 4. В какое время суток происходит? Днём Круглосуточно (и днём и ночью) 5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Окисляются (распадаются) 6. Энергия? Накапливается Выделяется 5. Закрепление знаний учащихся. 1. Из приведенных ниже признаков выб

Вывод: Дыхание и фотосинтез – противоположные, но взаимосвязанные между собой процессы.

– В двух аквариумах много растений и рыб. Один из них находится в затененном помещении, другой – в хорошо освещенном. Как будут чувствовать себя рыбы в аквариумах? Дайте обоснованный ответ.

Закрепление материала

Подведение итогов

Выставление оценок за урок.
Домашнее задание § 30.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: