Шел в комнату, попал в другую




То, что результаты исследовательской работы должны быть изложены в определенном формате, ясно всем. Но не все знают, в каком именно. Между тем доклад на научно-практической конференции, пусть и ученической, – не школьное сочинение и не доклад на уроке.

…Давно-давно, в 1995 году, в журнале «Вопросы психологии» были напечатаны «Рекомендации Британской и Восточноевропейской психологической группы» для тех, кто хочет опубликовать статью на Западе. Необходимость таких рекомендаций была вызвана тем, что после падения «железного занавеса» российские ученые стали активно слать свои статьи в зарубежные научные журналы, но многие совершенно не представляли, какие условия нужно соблюдать, чтобы статью напечатали.

Эти рекомендации относятся вроде бы только к написанию статей по психологии (и даже более узко – по экспериментальной психологии), но невозможно не заметить, насколько они перекликаются с обсуждаемой нами темой. Почитаем эти рекомендации вместе (наши комментарии – в угловых скобках).

Преамбула: «Чтобы добиться успеха в англоязычных странах, для исследователей из стран Восточной Европы важно публиковаться в журналах, издаваемых на английском языке. Данный текст содержит перечень того, что необходимо для опубликования своей статьи на Западе».

1. Выбор журнала. <Место, куда адресуешь свою речь, надо знать. Научная область конференции «Языкознание для всех» – лингвистика, и это более узкие рамки, чем «филология» и тем более «гуманитарные науки».>

2. Английский язык. Важно использовать грамотный английский язык. Даже если сама работа качественная, она может произвести плохое впечатление, если фразы сконструированы неправильно, а слова написаны с ошибками. Всегда лучше проконсультироваться с кем-либо, для кого английский язык является родным, и попросить его поглядеть подготовленную для отправки в журнал статью. <Все совершенно справедливо и для русского тоже. Вы заметили, что пунктик грамотности стоит, по существу, первым?>

3. Направленная в журнал экспериментальная статья должна содержать новые данные. <Это означает, что работа должна быть небольшим, но самостоятельным исследованием какого-либо языкового материала.>

4. Оформление. <Как будет видно дальше, под «оформлением» здесь понимается самая что ни на есть логика работы.> Как правило, экспериментальная статья должна содержать следующие разделы:

А. Титульная страница. <Не надо недооценивать информации, которую несет эта формальная часть работы.>

Б. Резюме, состоящее из 100-200 слов, кратко и четко характеризующих то, что вами сделано, какие новые данные вы получили и какие выводы из них сделали. <В докладе подобного резюме, конечно, не пишут, но в голове автора оно должно быть обязательно! Каждый ли докладчик сможет составить к своему тексту резюме по этому плану? Думаем, что увы.>

В. Введение – краткий обзор предпосылок исследования. Почему было предпринято данное исследование? <Иначе: что заинтересовало в этой теме, почему вы за нее взялись? Это называется «актуальность исследования».> Какие ранее опубликованные данные побудили вас провести это конкретное исследование? <Иначе: что вы знали раньше по этой теме? что в прочитанной вами литературе или в жизни вас «зацепило»? Это называется «обзор» – литературы или любой другой информации.> Какие конкретные экспериментальные гипотезы вы собирались проверять? <Иначе: что вас не удовлетворяло во всем вашем знании на эту тему и какая собственная догадка у вас была? Это называется «новизна работы».>

Г. Методика исследования должна быть разделена на три отдельные части, причем каждая часть должна быть озаглавлена:

Испытуемые (Subjects) <Объект исследования, материал, по-нашему.>

Аппаратура (Apparatus) <Метод вашего исследования.> <Эти две части – объект и метод – в явном виде обычно в доклад не входят, как и резюме. Но сам автор должен отдавать себе в этом отчет обязательно.>

Процедура (Procedure). Четко опишите, что вы делали, когда и как обследовались испытуемые, какая инструкция им давалась, как вы фиксировали их реакции. <Полезно подставить слово «языковой материал» вместо слова «испытуемые» и продолжить аналогию.> Эта часть текста должна быть представлена достаточно подробно – так, чтобы любой читатель мог полностью повторить ваше исследование. <Выделение принадлежит журналу!! Это и есть главная часть доклада, и написана она должна быть так, чтобы любой читатель понял, что вы делали, как собирали материал, на какие его особенности обращали внимание, что группировали, как рассуждали и т.п.>

Д. Результаты. Эта часть текста должна содержать словесное описание полученных результатов (без какого-либо их обсуждения и комментирования). <Мы тоже считаем, что «результатами», «выводом» должна заканчиваться основная часть работы, за которой последует еще Заключение.>

Е. Обсуждение. <На наш взгляд, именно этой части соответствует Заключение. У него особые функции.> Данный раздел должен включать краткое и по делу <Выделено нами. Никаких «Пушкин – великий русский поэт»> обсуждение значения полученных вами результатов. Следует обратиться к введению и показать, как ваши данные соотносятся и развивают более ранние работы, включенные в ваш обзор. Необходимо отметить, нашла ли подтверждение выдвинутая вами гипотеза <Могла и не найти, для настоящего исследователя это не трагедия: как известно, отрицательный результат – тоже результат>, а также обсудить значение полученных вами результатов в контексте соответствующей области психологии». <Что бы вы еще могли сказать по этой теме, если бы позволяли время и жанр доклада. Представьте, что доклад – это «кандидатская», и наметьте перспективы «докторской».>

Многие ученики, прочитав эти рекомендации, говорят: «Это тяжелая работа, в школе этому не учат, мне в жизни так не написать...» и т.п. Однако опыт проведения конференций показывает, что работ, соблюдающих эти общенаучные рамки, довольно много. И они побеждают.

Подведем итоги. Итак, доклад рискует быть отклоненным, если он неграмотный, списанный, без «нового» (того, что автор исследовал самостоятельно), если научность доклада создается лишь употреблением «взрослых» терминов и конструкций, или, наоборот, в докладе много пафоса и общих рассуждений «около темы», если тема доклада не соответствует его содержанию.

Прокомментированные «Рекомендации по написанию статей» представляют собой образец создания любого текста информационного типа. Задача «передать другим информацию о том, что я изучил» стоит не только перед автором доклада на конференции. По этому же стандарту строятся и рефераты, и курсовые работы, да и диссертации. (И, кстати говоря, до сих пор сохранившиеся вступительные сочинения в МГУ и РГГУ.) Так что умение выдерживать «формат» при создании доклада пригодится его автору еще не раз в жизни.

 

Шаповал С.А. О некоторых типичных ошибках авторов // Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. – М.: МИОО, 2007. – С.25-36.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: