Ассоциативный монтаж всегда экспрессивен, это некий комментарий (ав- торский или от лица героя), некое образное материализованное воп- лощение нематериальных ощущений.
Видеокадр состоит из последовательно записанных горизонтальных строк, которые разделены между собой двумя различными полями. Первое поле содержит нечетные строки, второе — четные. В формате PAL 625 строк.
Видеомонтаж (электронный монтаж, ВМЗ) — способ фиксации звука и изображения на магнитную пленку, электронным способом. При ви- деозаписи используются все приемы современного монтажа (конст- руктивного, художественного, синхронного, асинхронного), приме- няемые как в телевизионной практике (при студийных и внестудий- ных передачах), так и в кинопроизводстве.
Звукозрительный монтаж — органическое единство изображения и звука, когда они выражают единый образ, единую мысль и единое эмоцио- нальное ощущение.
Кадр — фр. cadre — часть некоего действия или развивающейся темы, композиционно-организованная в одном непрерывном фрагменте, записанном на пленке (кино или видео) или в цифровом формате, который решен в определенном стилевом ключе и органически вхо- дит в драматургическую структуру произведения.
Кадрик — отдельное изображение, где зафиксирована одна из последова- тельных фаз снимаемого объекта или его статического положения. В ки- но нами воспринимаемое изображение состоит из 24 кадров в секун- ду, на телевидении частота смены кадров — 25 кадров в секунду.
Клиповый монтаж — монтаж, при котором сюжет создается по принципу
«часть вместо целого», а событие разбивается на мелкие фрагменты.
Композиция — организация объектов или предметов, имеющих опреде- ленную крупность, пространственное расположение, цветность и фактуру, которые мы воспринимаем по степени их значимости, яр- кости и подвижности относительно нас.
Контрапункт — столкновение двух рядом стоящих кадров, звука и изобра- жения, рождающее новый смысл или ассоциацию у зрителя
Метафора — переносное значение слова (в кино и на телевидении — слова, изображенного действия и изображения), основанное на упо- доблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Словарь терминов и понятий
Мизанкадр — образное решение действия в кадре с учетом всех вырази- тельных средств экранного искусства.
Мизансцена — способ доведения до зрителя чувства одновремнно с тек- стом. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны.
Многокамерный метод съемки основан на сложном движении камеры и изменении точек показа (переключении с одной камеры на другую). Разработка сложной партитуры многокамерности строится на дина- мике внутрикадрового монтажа и на особенностях работы за пультом (использовании кнопочного моментального перехода с плана на план, микшерного плавного перехода и т.д.).
Монтаж на движение — один из основных и самых распространенных приемов монтажа — подчиняется пространственным изменениям ми- зансцены, точно следует за ними, акцентирует появление и даже же- сты персонажей. Такой монтаж может строиться на контрастах — на столкновении разных темпов и направлений, на чередовании бурной динамики с полной статикой.
Монтажная фраза — сочетание выразительных кадров, раскрывающих их контекст, смысловое и эмоциональное содержание, подчеркивающих развитие действия и содержания, перерастающих из однозначно ин- формационных в многозначное содержание всего произведения в це- лом. Монтажная фраза, являясь составной частью эпизода, имеет оп- ределенный темпоритм и состоит из отдельных планов, объединенных единым содержанием.
Монтажный кадр (отдельный монтажный кусок) — отрезок пленки, со- держащий тот или иной момент действия, снятый с помощью непод- вижной или подвижной камеры от склейки до склейки.
Наплывы — плавный монтажный переход, при котором яркость предыду- щего кадра плавно снижается, а яркость последующего кадра увели- чивается. Продолжительность монтажного перехода методом наплыва
— до 2 секунд.
Параллельный монтаж — монтаж, при котором сцена, кадр разбиваются на отдельные последовательно соединенные элементы (планы, ра- курсы), связанные причинно-следственными отношениями, развитием сюжета или его авторской трактовки.
План — масштабно-пространственная характеристика кадра. За единицу измерения берется фигура человека.
Ракурс — угол зрения камеры, один из самых важных способов выраже- ния эмоционально-психологического содержания сцены.
Сцена — серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия.
Телевизионный кадр — показ того или иного момента непрерывного дей- ствия или события, зафиксированного неподвижной камерой или в
166 167
Словарь терминов и понятий
ее движении от момента включения до момента выключения в эфире. Он может быть зафиксирован на видеоленту или быть записан в циф- ровом формате.
Телевизионнный монтаж — особая система соединений разных планов, фиксируемых несколькими телевизионными камерами с разных то- чек, обеспечивающая непрерывный показ на телеэкране, подчинен- ный идейному и художественному замыслу режиссера, который не- посредственно осуществляет монтаж во время передачи на микшер- ной панели режиссерского пульта. Главной задачей телевизионного монтажа является точная передача сути передаваемого события в его непрерывном течении.
Эпизод — относительно завершенная часть сценария фильма или переда- чи, не требующая единства места, но обладающая единством дей- ствия и темы. Эпизод состоит из ряда кадров, единых по композици- онному решению, т.е. имеющих единый ключ освещения, тональнос- ти, колорита, изобразительного рисунка.
..
■
Литература
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ. Благовещенск, 1999.
Бурлаков М. Создание видеоклипов. СПб., 2003. Выготский Л. Психология искусства. М., 1987. Волков Н. Цвет в живописи. М., 1985.
Волынец М. Свет в работе оператора. М., 2003.
Даниэль С. Искусство видеть. Л., 1990.
Железняков В. Цвет и контраст. М., 2002.
Иванов А. Видеомонтаж на компьютере. СПб., 2002.
Иванов В. Бессознательное, функциональная асимметрия, язык и твор- чество // Психология художественного творчества: Сб. ст. Минск, 1999.
Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 2000.
КлипатрикД. Свет и освещение. М., 1988.
Медынский С. Панорамная съемка. М., 2002.
Михалкович В. Изобразительный язык средств массовой коммуника- ции. М., 1986.
Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1958.
Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная культура //
Фотография и кино. М., 1997.
Рабигер М. Режиссура документального кино. М., 1999.
Розенталь А. Создание кино- и видеофильмов как увлекательный биз- нес. М., 2000.
Руубер Г. О закономерностях художественного визуального восприятия.
' ■ • ■ -
■
'. - ' ■ ' •
i
Таллин, 1985.
Флоренский П. Обратная перспектива. М., 1990.
Тарковский А. Уроки режиссуры. М, 1993. Тарковский А. Начало... и пути. М., 1994. Третьяков Н. Образ в искусстве. М, 2002. Эйзенштейн С. Монтаж. М., 2000.
!
■.' '.'I ■"
Оглавление
Введение....................................................................................................................... 3
От автора...................................................................................................................... 4
Глава 1. «Видимый мир» и его проекция на телевизионном экране 6
§ 1. «Видимый мир» — «освещенный мир».................................................. 6
§ 2. Сущность аудиовизуального мышления и образная система телеэкрана 17
§ З.Что такое вторая реальность и виртуальная реальность?............. 24
§ 4. Монтажные теории................................................................................... 46
Глава 2. Техника и технология создания телевизионных программ 65
§ 1.Что такое монтаж?..................................................................................... 65
§ 2. Типы и виды монтажа.............................................................................. 75
§ 3. Клиповый монтаж..................................................................................... 88
§ 4. Композиционное решение кадра.......................................................... 94
§ 5. Крупность плана и его колористическое решение. Монтаж
по крупности............................................................................................. 104
§ 6. Монтаж на движение............................................................................. 112
Глава 3. Мир — это театр, а люди в нем — только зрители 131
§ 1. Мизансцена............................................................................................... 131
§ 2. Пластика и звук экранного языка....................................................... 147
§ 3. Монтажное построение телевизионного изображения................ 158
Заключение.............................................................................................................. 165
Словарь терминов и понятий.............................................................................. 166
Литература............................................................................................................... 169
Учебное издание Серия
«Телевизионный мастер-класс»
Утилова Наталия Ивановна МОНТАЖ
Редактор Е. А. Воронцова Корректор Л. В. Доценко Художник "Д. А. Сенчагов
Компьютерная верстка С. А. Артемьевой
Подписано к печати 2.08.2004. Формат 60х90'/16
Гарнитура Тайме. Печать офсетная.
Усл. печ. л. П. Тираж 3000 экз. Заказ № 40Q3
ЗАО Издательство «Аспект Пресс» 111141, Москва, Зеленый проспект, д. 8
E-mail: info@aspectpress.ru; www.aspectpress.ru
Тел.306-78-01, 306-83-71
Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Можайский полиграфический комбинат» 143200, Можайск, ул. Мира, 93.
Издательство
«Аспект Пресс »