ИСТОРИЯ БРИТАНИИ: «О ПОГИБЕЛИ БРИТАНИИ»




 

В VI веке бриттский монах Гильда Мудрый (лат. Gildas Sapiens) написал на латинском языке сочинение «О погибели Британии» (лат. De Excidio et Conquestu Britanniae), которое, по его словам, «скорее выплакано, нежели продекламировано» (здесь и далее — цитирование перевода В. В. Эрлихмана). В нем автор сетует о том, что дни славы его страны прошли, и ныне она лежит в руинах — как же это созвучно с темой древнерусского "Слова о Погибели Земли Русской", — настоящего плача по утраченному величию Руси, написанного в XIII веке после вторжения татаро-монголов!

 

Автор жил в том же веке, что и король Артур. До нас дошло несколько версий жития Гильды, в одном из которых (более позднем и считающимся учеными менее достоверным) упоминается его вражда с Артуром. Может быть, именно это является причиной того, что святой в своем труде ни разу не упоминает имя великого правителя, при этом рассказав о битве при Бадоне (валл. Cad Mynydd Baddon), в которой бритты одержали крупную победу над саксами, обычно прочно ассоциирующейся с Артуром.

 

Текст «Погибели…» содержит огромное количество цитат из Библии: так, автор многократно проводит параллели между событиями в Британии и еврейской историей. Иногда Гильду называют «Бриттским Иеремией».

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Иеремия (ивр. ירמיהו‏‎) был ветхозаветным пророком, написавшим, в частности, книгу «Плач Иеремии» (ивр. איכה, греч. θρῆνοι, лат. Lamentationes), в которой он пронзительно и проникновенно скорбит о бедствиях, постигших народ израилев в тот год, когда Иерусалим был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II (акк. Nabû-kudurri-uṣur), пленившим евреев. Книга содержит пять песней, являющих собой образец великолепной поэзии. Первая, вторая и четвертая представляют собой акростих: они состоят из 22 стихов, каждый из которых начинается с новой буквы так, что, если выписать первые буквы этих стихов, то получится еврейский алфавит. В переводе на русский и многие другие языки эта особенность не сохранилась.

 

В начале своего труда Гильда сообщает о географическом положении своей страны («Остров Британия помещен почти у самых пределов земного круга…»), почти целиком заимствовав описание у христианского автора Павла Орозия (лат. Paulus Orosius), латинского историка V века. Привожу фрагмент текста Гильды:

 

«Он (остров — прим.) богат широкими равнинами, приятными взору холмами, пригодными для возделывания, и горами, которые как нельзя лучше подходят для пастбищ. разноцветные цветы, не истоптанные людьми, образуют дивную картину, делая местность похожей на избранную невесту, украшенную ожерельями. Он орошен многими чистыми источниками, где обильные воды перекатывают белоснежные камни, и сверкающими реками, что струят с тихим журчанием, а порой лениво влекутся мимо берегов, погруженные в дремоту, а также озерами, которые живые ручьи наполняют прохладной влагой».

 

Далее автор пишет, что с самого начала своей истории «упрямый духом» остров многократно восставал: то против «заморских царей», то - против своих же граждан, а во времена Гильды — против Бога, по большей части вернувшись от христианства к язычеству. Автор сообщает, что до принятия христианства бритты почитали природные объекты, а число языческих богов, которых они знали, было едва ли не больше, чем в Древнем Египте.

 

В «Погибели…» говорится о том, что бритты, формально приняв власть римлян, в своих сердцах затаили ненависть к ним. Упоминается и некая «вероломная львица» (лат. molimina laena), в которой некоторые исследователи видят саму Боудикку. Римское владычество было для бриттов тяжким бременем:

 

«Римляне, убившие многих из этих неверных, сохранили прочих для рабства, отняли у них земли, обрекая тем самым на нищету, и вернулись в Италию, не оставив после себя ни вина, ни масла. Они также назначили наместников как кнут для спин жителей и как ярмо для их шей, чтобы полностью подчинить эту страну римскому рабству и обуздать вероломный народ не военной силой, а плетью, а в случае необходимости разить его, как говорится, обнаженным мечом. Так остров из Британии сделался Романией…»

 

Затем автор описывает, как Британия была крещена, при этом уточняя, что ее жители приняли учение Христа «теплохладно» (церковный термин: равнодушно, без особого рвения, но и без ярого неприятия — прим.). Это можно понимать так, что бритты долгое время оставались язычниками, даже будучи формально крещеными.

 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

В своем труде Гильда приводит цитату о своей стране («Британия — провинция, богатая тиранами») выдающегося философа-неоплатоника III—IV вв. Порфирия (греч. Πορφύριος), который прославился как проповедник идеи вегетарианства, талантливый теоретик музыки, математик, астролог и критик христианства. При этом Гильда назвал античного автора «восточным псом, взбесившимся от ненависти к Церкви». Порфирию принадлежало сочинение «Против христиан» (греч. Κατὰ Χριστιανῶν, лат. Adversus Christianos), состоявшее из пятнадцати книг. К сожалению, до наших дней оно не дошло, как и многие другие труды античных авторов…

 

Много напастей было после крещения: распространение ересей внутри христианства, набеги пиктов, подобных «кровожадным волкам, гонимых сильным голодом» … Узнав об этом, римляне устремили свои легионы в Британию «со скоростью летящих орлов». «Резню, учиненную ими, можно было сравнить с падением листьев в положенный срок или с тем, как горный поток, раздувшись от множества ручьев после ливня, шумно несется по своему руслу». Бритты взялись за оружие и храбро сражались «ради защиты своей земли, имущества, жен, детей и того, что еще дороже — свободы и жизни». Затем римляне навсегда покинули Британию.


Голодные годы прошли, наступил мир, и «остров сделался так богат всевозможными продуктами, что никто не помнил такого изобилия; вместе с этими продуктами появилась и роскошь». Автор-христианин не преминул сказать, что это привело к появлению пороков, из которых он особенно выделил «блудодеяние», а также «ненависть к истине и к ее защитникам», т.е. к христианскому учению и церковникам: страна возвращалась к язычеству. Наказанием за это, по словам Гильды, стала чума, которая по воле Господа «сошла на безумцев и весьма быстро без меча скосила такое количество народа, что оставшихся в живых не хватало даже на то, чтобы похоронить мертвых». Но даже это не обратило бриттов к праведности христианства.

 

Затем случилось куда более страшное событие: в Британию с континента переправились племена англов и саксов. Про это вторжение Гильда говорит следующее:

 

«Сочли они (бритты, включая короля Вортигерна — прим.) диких саксов, проклятых и ненавидимых Богом и людьми, и решили пригласить их на остров, как волков в овчарню, чтобы они прогнали северные народы. До тех пор не случалось на острове ничего более губительного, ничего более горестного. Что за полное затмение разума! Что за безнадежная и злостная леность мысли! Тех, кого в отсутствие их боялись пуще смерти, они сами пригласили, так сказать, под свою крышу.

<..>

Приход их сопровождался знамениями и пророчествами. В одном из пророчеств, которому они твердо верили, говорилось, что они будут триста лет владеть страной, куда повернулись носы их кораблей, и сто пятьдесят лет из этого числа будут всячески разорять ее.

<..>

Из этого семени нечестия и корня горечи выросло на нашей земле подобающее нашим грехам ядовитое растение с железными ветвями и листьями».

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

· Беда Достопочтенный. Церковная история. — М. Алетейя. 2001 г.

 

 

(c) Валерий Лесной (Medrawd Coediog), апрель 2018.

Распространение разрешается,

но с обязательным указанием авторства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: