I. Пояснительная записка




Программа коррекции сенсомоторного уровня речи «Дельфины»

Опубликовано 26.04.2016 - 10:41 - Бондаренко Наталья Николаевна

I. Пояснительная записка

Данная программа представляет собой цикл занятий, направленных на коррекцию и абилитацию детей с отклоняющимся типом развития, имеющих различные варианты недоразвития речи. Базой для программы служит программа Ланиной Т.Н. «Дельфины» (коррекция сенсомоторного уровня).

Ее новизной является интеграция логопедических и нейропсихологических методов коррекции. Актуальность данной программы определяется высокой численностью детей c отклоняющимся типом развития, трудностями их адаптации к современным требованиям в массовых и специализированных учебных заведениях. Эти трудности могут быть обусловлены обеднением и нарушением онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем организма (оральный, мануальный, глазодвигательный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий в сочетании с патологическими знаками (например, синкинезиями). Искажение сенсомоторного репертуара в дальнейшем приводит к нарушению развития высших психических функций, среди которых речь занимает центральное место, так как опосредует другие психические функции, является средством общения в социуме. В связи с этим определяется основная цель программы:

 

1.2. Научно-методологические и нормативно-правовые основы программы

Теоретической и методологической основой программы является теория А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга, теория Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов, идеологию метода замещающего онтогенеза (Семенович А.В., Симерницкой Э.Г., Московичюте Л.И.).

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга (снизу вверх), от правого полушария мозга к левому (справа налево), от задних отделов мозга к передним (сзади наперёд) и обратно вниз от передних лобных отделов левого полушария идёт нисходящее контролирующее и регулирующее влияние. Это трёхмерная модель, мозг работает в трёх плоскостях - это нормальное развитие в онтогенезе. Но эти процессы становятся невозможными, если какой-либо мозговой субстрат недостаточно зрел и полноценен, т.е. кора, подкорка, мозолистое тело и другие системы потенциально не готовы к обеспечению психической деятельности. Второе необходимое условие для развития ребёнка – это востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы различных психологических факторов. Сегодня же мы можем говорить о том, что мозговая организация не развивается согласно онтогенезу, мы говорим о дизонтогенезе, т. е. о нарушении развития, или дефиците развития, или несформированности той или иной психической функции, потому что не зреют вовремя мозговые субстраты у наших детей, да и с востребованностью извне у нас не очень хорошо: мы требуем того, чего не может быть в определённом возрасте, в силу опять же несформированности мозгового субстрата. Например, нельзя учить ребёнка трёх лет читать, это невозможно в силу его мозговой организации, нет в этом возрасте зрелости функциональных систем чтения. Нет вообще такой системы в этом возрасте, он сформируется только к семи годам, потому, что составляющие этой системы – чтения – даже ещё не думали развиваться: это зрительное восприятие на образы – буквы, это фактор фонематического – речевого слуха и др.

 

Нормативно-правовая база программы:

· Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ;

· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. № 26993;

· Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) развития образования города Москвы («Столичное образование»)

· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р)

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

· Устав ГБУ ГППЦ ДОгМ

 

Адресат: дети дошкольного возраста 4-6 лет с нарушениями речевого развития.

Цель - развитие сенсомоторного уровня речи, который является базой, фундаментом речевой, когнитивной и регуляторной сфер.

Сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятие, движение, речь и др.) обеспечивается близкими, а подчас – идентичными мозговыми системами и процессами, которые в онтогенезе формируются, дифференцируются и интегрируются в строго упорядоченном, иерархизированном режиме. В связи с этим, задачами данной программы будут являться:

1) коррекция изолированных систем сенсомоторного уровня (руки, ноги, глаза, артикуляционный аппарат);

2) их функциональная дифференциации;

3) межфункциональная интеграция.

Задачи:

Требования к резултатам освоения программы:

Образовательные задачи программы:

· Формирование сенсомоторных взаимодействий.

· Формирование пространственных представлений.

· Формирование базовых составляющих произвольнойсаморегуляции.

· Развитие сенсомоторного уровня речи

 

Коррекционно-развивающие задачи:

· Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.

· Развитие зрительно-моторной координации.

· Развитие целостного образа тела.

· Развитие ВПФ (развитие восприятия, внимания, речи).

· Развитие произвольности

 

Воспитательные задачи:

· Воспитание межличностных отношений, желания взаимодействовать с окружающими людьми, заниматься в группе

 

Структура программы:

Программа используется как для индивидуальной, так и групповой работы. Характер группы – закрытая. Комплектация групп происходит в следующем возрастном диапазоне: 4-6 лет. Количество обучающихся от 3 до 10-12 человек, в зависимости от тяжести дефекта детей. Программа “Дельфины” рассчитана от 4 до 9 месяцев работы. Режим работы: 1-2 занятия в неделю (от 30 до 60 минут, включая динамическую паузу). Дополнительно к занятиям задается серия домашних заданий по проработке пройденного материала.

Ведущий цикла должен иметь логопедическое, дефектологическое или психолого-педагогическое образование.

 

 

Требования к освоению результатов:

Метапредметные

· Ребенок умеет ориентироваться в своем теле

· Повышается уровень развития мелкой, общей и артикуляционной моторики

· Расширение объема восприятия

Личностные результаты:

· Ребенок самостоятельно, свободно, с интересом участвует в занятиях, проявляет интерес к физическим упражнениям

· Умеет сотрудничать с детьми и взрослыми в процессе занятия

· У ребенка развивается самоконтроль

· Ребенок самостоятельно может справиться с заданиями, без помощи взрослого.

· Ребенок открывает новые возможности своего тела.

 

Критерии оценки результативности работы по программе:

1. Общая моторика:

- Изолированные движения: тест - попрыгать на одной ноге (правой, левой).

- Синхронные движения: тест - попрыгать на двух ногах.

- Реципрокные движения: тест - попеременные прыжки, то на одной ноге, то на другой.

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

2. Мелкая моторика:

- Изолированные движения: тест – кулак-ребро-ладонь.

- Синхронные движения: тест - пальцевыйпраксис поз (коза-корова).

- Реципрокные движения: тест - кулак-ладонь.

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

3. Артикуляционный праксис:

- Объем движений: тест – качели (рот открыт, поднимать язык вверх-вниз).

- Переключаемость поз: - улыбка-трубочка (губы вытягивать в улыбку, растягивать в трубочку).

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

4. Глазодвигательный праксис:

- Слежение глазами за предметом на расстоянии вытянутой руки по 4-ем основным направлениям (верх-низ,право-лево).

- Конвергенция – сведение глаз.

- Наличие синкинезий определяется методом наблюдения.

Баллы:

«0» - норма,

«1» - незначительные погрешности,

«2» - значительные трудности,

«3» - невозможность выполнения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: