Тема 9. Эпизод в художественном произведении. (4 часов)




Понятие «эпизод». Место эпизода в фабуле произведения. Причинно-следственная (концентрический сюжет) и временная (хронологический сюжет) связь эпизодов в художественном произведении.

Выделение идейно значимых, «переходных» (А.М. Антипова), вводных эпизодов.

Роль эпизода в приближении героя и автора к читателю.

Практическая часть.

Анализ эпизода из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» по плану*.

Анализ эпизода из повести В. Железникова «Чучело».

Обмен творческими идеями: «Вкус книги».

 

 

Тема 10. Итоговая читательская конференция «Человек в мире литературы». (2 час)

Обмен творческими идеями: отзыв о любимой (самостоятельно прочитанной) книге.

Практическая часть.

Интерпретация самостоятельно прочитанного произведения, составление презентации.

 

 

* Примерный план анализа пейзажа см. в Приложении 4.

** Примерные вопросы для анализа эпизода и художественного произведения см. в Приложении 5.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

«ОВЛАДЕНИЕ ТАЙНАМИ СЛОВЕСНОГО МАСТЕРСТВА. ПРОЗА»

Приложение 1

 

Дифференцированные задания к теме «Сюжет и композиция»

 

Вариант I

1. Назовите известные вам композиционные приемы. В чем состоит их сущность и художественный смысл?

2. Определите, какой композиционный прием использует автор и как это помогает раскрыть авторскую идею?

Б. Пастернак

Снег идет, снег идет. Потому что жизнь не ждет

К белым звездочкам в буране Не оглянешься – и святки.

Тянутся цветы герани Только промежуток краткий

За оконный переплет. Смотришь, там и Новый год.

 

Снег идет, и все в смятенье, Снег идет, густой-густой.

Все пускается в полет, – В ногу с ним, стопами теми,

Черной лестницы ступени, В том же темпе, с ленью той

Перекрестка поворот. Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

 

Снег идет, снег идет, Может быть, за годом год

Словно падают не хлопья, Следуют, как год идет,

А в заплатанном салопе Или как слова в поэме?

Сходит наземь небосвод.

 

Словно с видом чудака, Снег идет, снег идет.

С верхней лестничной площадки, Снег идет, и все в смятенье:

Крадучись, играя в прятки, Убеленный пешеход,

Сходит небо с чердака. Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

 

 

Вариант II

 

1. Что такое композиция? Каковы ее основные функции?

2. Определите тип внесюжетных элементов и их роль в литературном произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (отрывок, текст прилагается)

От слов «… Я находился в том состоянии чувств души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях…» до слов «… Ужас и недоумение овладели мною…»

Приложение 2

Примерный план характеристики особенностей языка художественного произведения.

 

1) Выявить в тексте тропы и фигуры; определить, насколько часто они встречаются, какие виды тропов преобладают.

2) Определить, какими языковыми средствами пользуется автор в создании словесных образов на лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом, стилистическом уровнях.

3) Выявить ключевые слова текста, мотивировать их выбор.

Приложение 3

Примерный план анализа портрета в литературном произведении.

1) Общая информация, содержащаяся в портретных деталях:

- физические данные персонажа;

- его манера одеваться и манера держаться;

- социальное происхождение и положение персонажа;

- есть ли детали портрета с символическим значением;

- есть ли детали портрета, напоминающие о персонаже другого произведения или о реальном историческом лице.

2) Определите принцип построения портрета (эскизный или подробный).

3) Определите, какие языковые выражения (прямое или переносное значение, с объективным или субъективно-оценочным значением) преобладают в построении портрета; выделите наиболее яркие тропы.

 

 

Приложение 4

 

Примерный план анализа пейзажа в литературном произведении.

1) Выделить в произведении основные картины пейзажа: природа, город, сельская местность, космос, и т.д.

2) Установить порядок и закономерность смены пейзажных картин в художественном произведении, их связь с событиями.

3) Определить основные принципы создания пейзажа: обобщённый или детализированный, динамичный или статичный.

4) Определить авторскую оценку пейзажа и средства её выражения.

5) Определить художественные функции пейзажа:

- собственно изобразительная;

- средство создания образа героя и раскрытие его внутреннего мира;

- средство создания картины мира и выражения авторского отношения к нему.

6) Выделить средства создания словесных пейзажей (тропы, художественные детали).

Приложение 5

Примерный план анализа эпизода в литературном произведении.

1. Минисюжет.

2. Проблема (вопрос), решаемая автором в эпизоде.

3. Герои эпизода, их отношение к событию, проблеме, друг другу.

4. Портретная характеристика героев.

5. Пейзаж и его смысловая нагрузка.

6. Поведение действующих лиц, поступки или слова героев, через которые раскрывается характер, внутренний мир личности.

7. Авторское отношение к событию.

8. Авторское отношение к проблеме.

9. Психологическое мастерство автора.

10. Художественные приемы, используемые автором:

• изобразительные средства; • художественная деталь; • цвет, свет, звук.

11. Эпизод как часть целого:

• определить тип эпизода (идейно значимый, кульминационный, побочный);

• роль эпизода в произведении: как готовит нас эпизод к последующему ходу событий?

 

План анализа прозаического произведения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: