Тема 2. ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР




РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им.Г.В. Плеханова

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных дисциплин

Одобрено УМС Тульского филиала

Протокол № ______

«__»__________20__г.

 

Л.И. Ростовцева

 

ТЕСТЫ, ЗАДАЧИ, УПРАЖНЕНИЯ

Рабочая тетрадь

Для студентов по экономической теории (микроэкономике)

Студентов экономических специальностей

Очной и заочной форм обучения

 

Часть 1

 

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № __

«___» ___________20__ г.

Зав.кафедрой – М.Л. Гельфонд,

д-р.филос.наук

 

 

Тула 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………………….  
Тема 1. Предмет и метод экономической науки…………………………………  
Тема 2. Потребности, ресурсы, выбор……………………………………………  
Тема 3. Разделение труда как предпосылка формирования и развития рыночных отношений……………………………………………………………...  
Тема 4. Собственность и типы экономических систем………………………….  

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс «Экономическая теория» является общетеоретической дисциплиной для студентов экономических специальностей и выступает методологической основой для изучаемых в дальнейшем конкретных экономических дисциплин.

Основные цели и задачи преподавания данного курса:

- обеспечить знание магистрантами истории возникновения и развития экономической науки, современной экономической теории рыночного хозяйства и политики государства, тенденций и проблем переходных экономик;

- изучить различные подходы и методы исследования теоретических проблем разными экономическими школами, направлениями, течениями;

- развить, закрепить навыки и умения решения задач, анализа и обобщения конкретных экономических ситуаций, статистического и фактического материала;

- сформировать основы современного экономического мышления, умений и навыков принятия оптимальных решений в различных хозяйственных и житейских ситуациях.

 

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом; часть I рабочей тетради соответствует первому разделу «Общая экономическая теория».

В числе особенностей представленного учебного пособия, выгодно отличающих его среди других работ, следует отметить:

- предлагаемые задания рабочей тетради позволяют не только осуществлять контроль за работой студентов, но и носят обучающий характер;

- многие задания составлены на основе первоисточников, что приобщает к «творческой лаборатории» известных ученых и мыслителей, позволяет оценить их логику мысли и своеобразие языка, учит понимать смысловые оттенки;

- использованные в задачах и упражнениях статистические материалы знакомят с реальной ситуацией в экономике, способствуют формированию навыка статистического анализа;

- показывается роль русской мысли в становлении и развитии экономической науки.

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

1. Эволюция идей о предмете экономической теории

2. Назначение современной экономической теории

3. Методы экономического анализа

Кто это?

1. Кто первым в истории употребил слово «экономия» («ойкономия») и производное от него «экономика»?

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Ксенофонт

 

2. Кто разграничил понятия «экономика» и «хрематистика»?

а) Сократ

б) Платон

в) Аристотель

г) Ксенофонт

 

3. Кто автор учения о «справедливой цене»?

а) Франсуа. Кенэ

б) Томас Мен

в) Фома Аквинский

г) Карл Маркс

 

4. Кто дал название науке «политическая экономия»?

а) Аристотель

б) Антуан Монкретьен

в) Адам Смит

г) Карл Маркс

 

5. Кто автор книги «О природе и причинах происхождения богатства народов»?

а) Иван Тихонович Посошков

б) Адам Смит

в) Альфред Маршалл

г) Джон Бейтс Кларк

 

6. Кто автор учения о прибавочной стоимости?

а) Давид Рикардо

б) Уильям Пети

в) Адам Смит

г) Карл Маркс

 

7. Кто считается родоначальником неоклассического направления в экономической науке?

а) Леон Вальрас

б) Карл Менгер

в) Альфред Маршалл

г) Джон Бейтс Кларк

 

8. Кто является автором работы «Институциональная экономика», давшей название новому направлению в экономической науке?

а) Торстейн Веблен

б) Джон Коммонс

в) Уэсли Митчелл

г) Джон Гэлбрейт

 

9. Кто считается основоположником старого (классического) институционализма, или институционально-социологического направления в экономической науке?

а) Торстейн Веблен

б) Джон Коммонс

в) Уэсли Митчелл

г) Джон Гэлбрейт

 

10. Кто автор «Общей теории занятости, процента и денег», открывшей новое направление в экономической науке во второй половине 30-х гг.ХХ в.?

а) Джон Мейнард Кейнс

б) Пол Самуэльсон

в) Милтон Фридмен

г) Франко Модильяни

 

11. Кто способствовал появлению американского институционализма?

а) русская экономическая школа

б) немецкая историческая школа в политической экономии

в) английская буржуазная классическая политическая экономия

г) марксистская политическая экономия

 

12. Кто является родоначальником микроэкономики?

а) Джон Мейнард Кейнс

б) Пол Самуэльсон

в) Альфред Маршалл

г) Джон Бейтс Кларк

 

13. Кто является родоначальником макроэкономики?

а) Джон Мейнард Кейнс

б) Пол Самуэльсон

в) Альфред Маршалл

г) Джон Бейтс Кларк

 

14. Кто принадлежит к меркантилистам?

а) Франсуа Кенэ

б) Самуил Фортрей

в) Антонио Серра

г) Томас Мен

 

15. Кто принадлежит к физиократам?

а) Франсуа Кенэ

б) Анри Тюрго

в) Антонио Серра

г) Томас Мен

 

16. Кто относится к маржиналистам?

а) Леон Вальрас

б) Карл Менгер

в) Макс Вебер

г) Уэсли Джевонс

 

17. Кто является родоначальником немецкой исторической школы в политической экономии?

а) Густав Шмоллер

б) Макс Вебер

в) Вернер Зомбарт

г) Фридрих Лист

 

18. Кто принадлежит к молодой немецкой исторической школе в политической экономии?

а) Густав Шмоллер

б) Макс Вебер

в) Вернер Зомбарт

г) Бруно Гильдебранд

 

19. Кто в России своей «Книгой о скудости и богатстве» на полвека опередил появление созвучного труда Адама Смита «Богатство народов»?

а) Иван Тихонович Посошков

б) Михаил Васильевич Ломоносов

в) Юрий Крижанич

г) Николай Семенович Мордвинов

 

20. Кто в России задолго до Фридриха Листа, основоположника немецкой исторической школы в политической экономии, и в противовес Адаму Смиту, главе английской классической политической экономии, дал развернутое обоснование протекционизма?

а) Иван Тихонович Посошков

б) Михаил Васильевич Ломоносов

в) Юрий Крижанич

г) Николай Семенович Мордвинов

 

Что это?

 

1. Подберите правильные определения к следующим понятиям:

 

1. Микроэкономика

2. Макроэкономика

3. Позитивная (или дискриптивная) экономическая теория

4. Нормативная экономическая теория

5. Экономика и хрематистика

6. Схоластика

7. Меркантилизм

8. Физиократия

9. Классическая школа политической экономии

10. Маржинализм

11. «Основное течение» (mainstream)

12. Марксизм

13. Институционализм

14. Кейнсианство

15. «Человек экономический»

16. Гедонистический принцип

17. Принцип «laissez-faire»

18. Немецкая историческая школа в политической экономии

19. Российская школа социально-экономической мысли

 

 

а) … это раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом;

б) … это экономическая школа, представители которой считали, что только земля продуктивна и только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт (доход, превышающий затраты);

в) …это раздел экономической теории, изучающий поведение отдельных экономических агентов, отдельные рынки и отрасли;

г) …это теория и политика, видевшие основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главной формой богатства;

д) …это экономическая теория, опирающаяся на субъективные оценочные суждения, основанные на личном отношении к проблеме, представлении «как должно быть»;

е) …это ведение хозяйства для удовлетворения собственных потребностей или ради наживы;

ж) …это экономическая теория, нацеленная на поиск объективных научных объяснений функционирования экономики, описывающая то, «что есть или может быть»;

з) …это направление в западной экономической мысли, родившееся после Великой депрессии 1929-1933 гг., поставившее в центр внимания проблемы макроанализа;

и) …это учение средневековых ученых (преподавателей университетов), рассматривающих экономические проблемы с точки зрения справедливости, с позиций Священного писания в рамках канонического права;

к) …это теория предельной полезности;

л) …это научная абстракция, использованная Адамом Смитом, предполагающая такие черты, как рационализм, эгоизм, независимость, информированность;

м) …это суть экономического либерализма, политическое требование, сформулированное еще физиократами в словах «пусть идет, как идет» (или буквально с фр. – «оставьте делать»), что означает полную экономическую свободу личности и свободную конкуренцию, не ограниченную вмешательством государства;

н) …это господствующее в современной экономической теории направление, основывающееся на постулатах, прежде всего неоклассики и кейнсианства;

о) …это школа, формирование которой было подготовлено развитием капитализма; она опирается на трудовую теорию стоимости, искавшую источник богатства в сфере производства; труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда – источник материального богатства при капитализме;

п) …это направление в экономической мысли, совершившее «революцию» как в предмете (переход от политической экономии богатства к политической экономии труда), так и в методе исследования (применив материалистическую диалектику к анализу социально-экономических процессов);

р) …это направление, объединяющее исследователей не столько предметом, сколько методом, позволяющим более объективно анализировать реальность благодаря принятию в качестве объекта исследования не «человека экономического», а всесторонне развитой личности, опираясь на обычаи, традиции, законы, порядки, учреждения и другие институты;

с) …это школа, выступающая против чрезмерных абстракций экономистов и за необходимость эмпирических исследований, основанных на историческом материале, учете национальной специфики;

т) …это принцип, провозглашенный маржиналистами для объяснения поведения человека мотивом удовольствия, побуждающим к действию;

 

2. Дайте определения следующим понятиям:

1. Метод – это…

2. Методология – это…

3. Формальная логика – это…

4. Анализ – это…

5. Синтез – это…

6. Индукция – это…

7. Дедукция – это…

8. Аналогия – это…

9. Сравнение – это…

10. Диалектическая логика – это…

11. Восхождение от абстрактного к конкретному – это…

12. Единство исторического и логического – это…

13. Экономическое моделирование – это…

14. Экономический эксперимент – это…

15. Проблема – это…

16. Гипотеза – это…

17. Категории и законы диалектики – это…

18. Экономические категории – это…

19. Экономические законы – это…

20. Метод «при прочих равных условиях» - это…

 

 

3. Соотнесите понятия и их определения, представленные в таблицах:

 

Таблица 1

1. Анализ а) метод познания, выявляющий сходство или различие анализируемых явлений и процессов
2. Дедукция б) метод познания, заключающийся в расчленении целого на составные части
3. Сравнение в) метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному
4. Экономический эксперимент г) искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения в благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения

 

Таблица 2

1. Экономическая модель   а) метод познания, предполагающий выдвижение научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов
2. Метод в широком смысле слова б) метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему
3. Гипотеза в) путь к чему-либо, деятельность направленная на достижение какой-либо цели
4. Индукция г) упрощенная экономическая реальность; формализованное описание экономического процесса или явления

Таблица 3

1. Аналогия а) четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания
2. Проблема б) метод познания, основанный на переносе свойств с известного явления на неизвестное
3. Синтез в) метод познания, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое
4. Формальная логика г) изучение мысли со стороны ее структуры, формы

 

Таблица 4

1. Метод исследования а) совокупность конкретных приемов, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь
2. Методология б) способ достижения цели, приемы и операции теоретического или практического освоения действительности
3. Методика в) система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, включающая мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод; учение об этой системе, учение о методах.
4. Диалектическая логика г) учение о законах и формах отражения в мышлении развития и изменения объективного мира, о закономерностях познания истины

Таблица 5

1. Диалектика а) путь познания, предполагающий движение мысли от целого, сложного, всестороннего, развитого к части целого, простому, одностороннему, неразвитому, т.е. от видимости, реальности к сущности; это путь, по которому политическая экономия следовала в период своего возникновения
2. Восхождение от конкретного к абстрактному б) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления
3. Восхождение от абстрактного к конкретному в) путь познания, предполагающий движение мысли от простейшего к сложному, реальному, от сущности к явлению и действительности; это метод К.Маркса
4. Метод политической экономии г) совокупность способов, приемов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов

 

Таблица 6

1. Понятие а) метод, позволяющий мысленно нейтрализовать воздействие на данное явление всех остальных, менее важных, побочных факторов, сосредоточить внимание на главной взаимосвязи, интересующей в данном анализе
2. Суждение б) зафиксированная в словах мысль о предмете
3. Умозаключение в) мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо
4. Метод «при прочих равных условиях» г) прием мышления, посредством которого из исходного знания получается выводное знание

 

Таблица 7

1.Экономические законы а) законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования
2.Экономические категории б) логические понятия, представляющие собой теоретическое выражение реальных условий жизни общества
3.Специфические экономические законы в) законы, свойственные всем историческим эпохам, связывающие их в единый исторический процесс поступательного развития
4.Общие экономические законы г) существенные, объективные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах

 

Как, зачем и почему…?

1. Как определяется предмет политической экономии в марксизме?

 

Это…

а) наука о производственных отношениях, т.е. отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

б) наука об эффективном распределении ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей;

в) наука о денежных сделках между людьми;

г) наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций: от первобытно-общинной до коммунистической.

 

2. Как определяет предмет экономической науки А. Маршалл, родоначальник неоклассического направления (Economics)?

 

Это…

а) наука о производственных отношениях, т.е. отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

б) наука, занимающаяся исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния;

в) наука об эффективном распределении ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей;

г) наука, с одной стороны, представляющая собой исследование богатства, а с другой – часть исследования человека.

 

3. Что общего в следующих определениях предмета экономической теории: «Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает что, как и для кого производить» (С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи)

«Экономикс» - наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами» (Н.Г. Мэнкью)

«Экономикс как общественная наука изучает поведение индивидов и институтов, занимающихся производством, обменом и потреблением товаров и услуг.

…Экономикс – это общественная наука, исследующая проблему такого использования или применения редких ресурсов (средств производства), при котором достигается наибольшее удовлетворение безграничных потребностей общества. Экономикс изучает пути наилучшего использования того, чем мы обладаем» (К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю)?

 

а) все авторы принадлежат к main stream;

б) все авторы принадлежат к неоклассическому направлению;

в) все относят экономикс к общественным наукам;

г) все говорят об эффективном использовании ресурсов

 

4. Зачем экономисты создают модели – упрощенную, нереальную экономику, которой не существует на самом деле? Выберите правильные ответы.

 

Моделирование позволяет экономисту…

а) упорядочить мыслительный процесс;

б) объяснить экономические явления реального мира путем переноса общих принципов с простых ситуаций на сложные ситуации окружающей действительности;

в) искусственно воспроизвести экономическое явление или процесс для изучения в наиболее благоприятных условиях и для дальнейшего практического изменения;

г) абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи, т.к. реальная экономическая жизнь слишком сложна, чтобы проанализировать ее во всех деталях.

 

5. Почему К.Маркс начинает I том «Капитала» словами:

«Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства. Наше исследование начинается поэтому анализом товара»?

 

Это можно объяснить…

а) методом восхождения от абстрактного к конкретному

б) методом восхождения от конкретного к абстрактному

в) спецификой понимания предмета политической экономии

г) методом «при прочих равных условиях»

 

Задачи и упражнения

1. Укажите, какие функции выполняет экономическая теория в следующих случаях:

а) раскрывает внутренние связи между экономическими процессами, способствует формированию современного экономического мышления;

б) является теоретической, базовой наукой для конкретных экономических дисциплин: маркетинг, управленческий учет, финансовый менеджмент, стратегическое планирование и др.;

в) выступает научной базой для разработки и проведения государством определенной экономической политики;

г) различные теоретические концепции выражают интересы отдельных социальных слоев, групп;

д) полученные теоретические знания позволяют людям принимать рациональные решения в различных хозяйственных и житейских ситуациях.

 

2. Какие утверждения можно рассматривать как примеры: а) экономической категории; б) экономического закона?

1) альтернативные издержки – это упущенная или потенциальная выгода, от которой отказываются, делая выбор;

2) при перераспределении ресурсов от производства одного товара к производству другого товара альтернативные издержки возрастают;

3) цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах;

4) цена товара и величина спроса на него находятся в обратной зависимости

 

3. Какие из нижеперечисленных утверждений относятся: а) к макроэкономике, б) к микроэкономике?

1) Цена на гречневую крупу в сентябре 2010 г. в России поднялась до 65 рублей за килограмм из-за засухи летом.

2) Рост безработицы в Испании в 2010 г. составил 20%.

3) Предприятие «Альфа» увеличило экспортные поставки чугуна на 5% по сравнению с предыдущим годом.

4) В 2008 г. в США начался ипотечный кризис, переросший в финансовый и затем мировой экономический кризис.

 

4. Из перечисленных утверждений выделите относящиеся к: а) нормативной экономике, б) позитивной экономике:

1) Темп инфляции составил 13% в этом году.

2) Темп инфляции в этом году составил 13%, правительству необходимо разработать меры по ее сокращению до 9% в следующем году.

3) Уровень доходов в США выше, чем в России.

4) Русские счастливее американцев.

 

5. Какие школы применяли преимущественно а) нормативный и б) позитивный анализ:

1) меркантилисты

2) немецкая историческая школа

3) канонисты

4) классическая политическая экономия

 

6. Проведите сравнительный анализ идей меркантилистов, физиократов и классиков с точки зрения предмета и метода их исследований. Результаты оформите в виде таблицы:

 

Критерий/школа Меркантилисты Физиократы Классики
Понимание богатства      
     
     
     
и т.д.      

 

 

Тема 2. ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР

 

1. Потребности и благосостояние

2. Ресурсы и эффективность

3. Экономический выбор, учебная модель «Кривая производственных возможностей» (КПВ) и структура экономики

 

Кто это?

 

1. Кто классифицировал потребности с точки зрения настоятельности в их удовлетворении?

а) Абрахам Маслоу

б) Карл Маркс

в) Давид Риккардо

г) Макс Вебер

 

2. Кто автор теории трех факторов производства?

а) Джон Бейтс Кларк

б) Жан Батист Сэй

в) Томас Мальтус

г) Адам Смит

 

3. Кто разграничил факторы производства на метериально-вещественные и личный (рабочую силу)?

а) Фридрих Энгельс

б) Карл Маркс

в) Адам Смит

г) Жан Батист Сэй

 

4. Кто разграничил понятия «труд» и «способность к труду»?

а) Томас Мальтус

б) Карл Маркс

в) Адам Смит

г) Жан Батист Сэй

 

5. Кто в работе «Principles of economics» (1890) написал: «Потребностям и желаниям человека несть числа, виды их очень разнообразны, но возможности их удовлетворения обычно ограничены. У первобытного человека фактически было не намного больше потребностей, чем у животного, но каждая последующая ступень в его развитии расширяла круг его потребностей и одновременно увеличивала разнообразие способов их удовлетворения. Он желает получить не только большее количество вещей, которые он привык потреблять, но и те же вещи лучшего качества; он хочет иметь больший выбор вещей, вещей, которые станут удовлетворять возникающие у него новые потребности»?

а) Джон Бейтс Кларк

б) Карл Маркс

в) Адам Смит

г) Альфред Маршалл

 

 

Что это?

 

1. Подберите правильные определения к следующим понятиям:

 

1. Триада основных экономических проблем

2. Экономические потребности

3. Экономические блага

4. Неэкономические (даровые) блага

5. Благосостояние

6. Экономические ресурсы

7. Ограниченность ресурсов

8. Экономическая эффективность

9. Экономический выбор

10. Альтернативные издержки

11. Кривая производственных возможностей

12. Закон возрастания альтернативных издержек

13. Структура экономики

14. Воспроизводство

15. Экономический рост

 

а)…это в основном природные средства для удовлетворения человеческих нужд, доступные людям в объеме значительно большем, чем величина потребности в них;

б)…это средства для удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей, и потому вызывающие отношения присвоения (как к своему) или отношения отчуждения (как к чужому);

в)…это недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить;

г)…это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом;

д)…ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов; наилучшая упущенная (или потенциальная) выгода, от которой отказываются, делая выбор;

ж)…множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем использовании всех ресурсов;

з)…предпочтение наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах;

и)…ценности, необходимые для производства экономических благ;

к) …соотношение между отраслями производства, характеризующее состояние общественного разделения труда, достигнутый уровень экономической эффективности и благосостояния;

л) …это отношение экономического эффекта (результата) к затратам ресурсов;

м)…это уровень и качество жизни, характеризующие степень удовлетворения потребностей;

н)…при увеличении производства одного товара происходит рост упущенной выгоды, выраженной в другом, альтернативном товаре.

о)… что производить, как и для кого?

п) …производство как постоянно возобновляющийся процесс, включающий распределение, обмен и потребление произведенных благ

р)…это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП

2. Дайте определения следующим понятиям:

1. Земля – это…

2. Труд – это…

3. Капитал – это…

4. Предпринимательский талант – это…

5. Информация – это…

6. Предмет труда – это…

7. Орудие труда – это…

8. Средство труда – это…

9. Средство производства – это…

10. Рабочая сила – это…

11. Производительные силы – это…

12. Производительность труда – это…

13. Трудоемкость – это…

14. Фондоотдача – это…

15. Фондоемкость – это…

16. Материалоотдача – это…

17. Материалоемкость – это...

3. Соотнесите понятия и их определения, представленные в таблицах

Таблица 1

  1. Земля а) все естественные ресурсы, «даровые блага природы», применимые в производственном процессе: пахотные земли, леса, водные ресурсы, месторождения минералов и нефти
2. Труд б)инвестиционные ресурсы, включающие все произведенные средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовая сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю
3. Капитал в) особый человеческий ресурс, выражающийся в инициативе соединения всех ресурсов для производства благ, способности к риску, новаторству, принятию решений
4.Предпринимательский талант г)совокупность физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг

 

Таблица 2

1. Средства производства а) совокупность предмета и средств труда
2. Рабочая сила   б) способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства жизненных благ
3. Производительные силы в) совокупность производительных сил и производственных отношений
4. Способ производства г) совокупность средств производства и рабочей силы

 

Таблица 3

Восстановите правильную структуру потребностей (по Р. Косовой). Какой критерий положен ею в основу классификации ?_________________________

1. Элементарные потребности а) в труде, семейно-бытовой деятельности, досуге
2. Потребности в общих условиях жизнедеятельности б) потребности в пище, одежде, жилище
3. Потребности в деятельности в) потребности в здоровье, образовании, культуре, передвижении в пространстве, личной безопасности

Таблица 4

1. Производство а) процесс хозяйственной деятельности людей, направленный на создание материальных и нематериальных благ с целью удовлетворения потребностей людей
2. Распределение б) обусловленный разделением труда в обществе и специализацией процесс, способствующий перемещению благ в пространстве для более полного удовлетворения потребностей в результате бартера или использования денежных доходов
3. Обмен в) фаза, или стадия воспроизводственного процесса, на которой определяется доля каждого участника общественного производства в совместно произведенном продукте
4. Потребление г) процесс, с одной стороны, удовлетворения потребностей человека и общества, с другой – использования косвенных благ, или средств производства, для создания новых благ

 

Таблица 5

Три основные экономические проблемы любого общества Смысл Пути решения
1. Что производить? а) принятие решений о том, с помощью каких ресурсов, их комбинаций, технологий будут созданы блага г)проблема эффективности
2. Как производить?   б) проблема, связанная с распределением благ: кому они достанутся и в каком количестве д)проблема благосостояния
3. Для кого производить? в) принятие решений о том, какие именно блага и в каком количестве производить е) проблема структуры экономики

 

Как, зачем и почему…?

 

1. К каким направлениям в экономической науке относятся авторы трех

нижеприведенных высказываний? Что их объединяет и что отличает? Почему жажду богатства невозможно утолить?

 

а) «Хотя на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности» (Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1.- М.: Прогресс, 1993.- С.152).

б) «…Мы видели, какое значение имеет при социализме богатство человеческих потребностей, а следовательно и какой-нибудь новый вид производства и какой-нибудь новый предмет производства: новое проявление человеческой сущностной силы и новое обогащение человеческого существа. В рамках частной собственности все это имеет обратное значение. Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления» (курсив К. Маркса – Л.Р.) (Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. Социология.- М.:КАНОН-ПРЕСС-Ц, КУЧКОВО ПОЛЕ, 2000.- С.272).

в) «Жажду богатства и силу ее природы почти невозможно утолить в каждом отдельном случае, а об удовлетворении общего стремления к богатству большинства, очевидно, не может быть и речи. Как бы всеохватывающе, поровну или «справедливо» ни распределялся общий прирост общественного благосостояния, он нисколько не приблизит насыщение той потребности, почвой для которого является стремление каждого превзойти всякого другого в накоплении материальных ценностей. Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплению была нужда в средствах существования или в материальных благах, тогда совокупные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борьба по сути является погоней за престижностью на основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребления невозможно» (Веблен Т. Теория праздного класса.- М.:Прогресс, 1984.- С.80).

1. институционализм

2. марксизм

3. кейнсианство

4. неоклассическое направление

2. С какой точки зрения анализируются потребности следующими авторами в нижеприведенных отрывках:

а) «С увеличением богатства человека его пища и питье становятся все более разнообразными и дорогостоящими, но аппетит его ограничен природой, вот почему, когда он пускается в чрезмерные расходы на пищу, это чаще всего объясняется стремлением продемонстрировать гостеприимство и потешить свое тщеславие, нежели желанием ублажить собственную утробу» (А. Маршалл)

б) «Все без труда согласятся с той банальностью, что люди всех классов, подвергая себя расходам на одежду, большей частью делают это не для того, чтобы защитить свою персону от холода, а ради респектабельного внешнего вида» (Т.Веблен).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-08-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: