Административные процедуры
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс 4
Семестры в зависимости от формы обучения
Срок освоения ООП по форме обучения – 3,4 года
Квалификация выпускника - бакалавр
Москва, 2015
Составитель: Штатина М.А.,_к.ю.н., доцент
_______________ «__» ________ 2015__г.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки (специальности) 40.03.01 Юриспруденция
Программа обсуждена на заседании кафедры административного права
2 сентября 2015 г., протокол № 1
Зав. кафедрой Штатина М.А., к.ю.н., доцент
_______________ «__» ________ 2015 г.
подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© Российский государственный
университет правосудия, 2105
© Штатина М.А., 2015
Оглавление
1. Цели освоения дисциплины…………………………………………………….4
Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы (ООП)…………………………………………………………………4
3.Требования к результатам освоения дисциплины…………………………….5
4.Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….…..11
5. Содержание дисциплины…………………………………………………….11
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………………………………..23
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины….29
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины………..……………36
1. Цели освоения дисциплины
· усвоение комплекса теоретических знаний об основных понятиях и категориях института административных процедур, правовых основах и путях становления данного института;
· выработка практических навыков и умений, необходимых для применения правовых норм в сфере административных процедур;
· совершенствование творческих способностей будущего юриста;
· формирование профессиональной культуры студентов, их мировоззренческой эрудиции.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
Дисциплина «Административные процедуры» относится к числу дисциплин, изучаемых в рамках государственно-правового профиля.
Изучение указанного курса основывается на знаниях, полученных при изучении теории государства и права, конституционного права, административного права, а также экологического, земельного, финансового права.
Знания и умения, которые студенты получат в результате освоения учебной дисциплины «Административные процедуры», будут использоваться также при изучении трудового, налогового, уголовного права, а также специальных дисциплин «Миграционное право», «Антимонопольное право».
Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен
знать:
· понятие, предмет и метод отрасли административного права;
· понятие и виды органов исполнительной власти;
· понятие и содержание правового статуса гражданина;
· понятие, виды и содержание правового статуса юридических лиц;
· понятие, признаки и виды юридической ответственности;
уметь:
· оперировать понятиями и категориями административного права;
· оперировать понятиями и категориями правового статуса субъектов права;
· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
· анализировать, толковать правовые нормы;
владеть:
· навыками работы с правовыми актами и документами;
· навыками анализа юридических ситуаций, правовых явлений, юридических фактов;
· навыками выявления правовых проблем и коллизий.
Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Административные процедуры» обеспечивает формирование следующих компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Код | Компетенция | Формы и методы обучения |
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей государственного служащего, юриста в сфере государственного управления, опираясь на знания административного права. Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ОК-3 владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Владеет культурой мышления, позволяющей анализировать изучаемую информацию, обобщать данные и сведения, ставить цели и выбирать пути их достижения. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ОК-5 культура поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе | Способен работать в коллективе, готов играть различные роли, способствующие не только индивидуальному успеху, но и успеху работы группы. Готов оказать помощь и выполнять как творческую, так и техническую работу. | Групповые дискуссии Ролевые игры | |
ОК-6 нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно отношение к праву и закону | Уважительно относится к закону, следует ему и готов его защищать. Способен выявлять коррупционное поведение и готов противодействовать ему. | Изучение нормативных правовых актов Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ОК-8 способность использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач | Способен терпеливо выслушать любое мнение, доходчиво объяснить суть возникших разногласий. Владеет навыками грамотной устной и письменной речи, логическими приемами доказывания. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры Участие в работе юридической клиники | |
ОК-9 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы | Способен при возникновении проблемы самостоятельно изучить ее причины, выявить возможные пути ее решения. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ПК-1 способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов | Способен участвовать в разработке нормативных правовых актов органов исполнительной власти. | Работа с нормативными правовыми актами и проектами нормативных правовых актов Выполнение индивидуальных заданий Ролевые игры | |
ПК-3 способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Способен объяснить гражданам необходимость соблюдения правовых норм. В случае необходимости способен своевременно обратиться в компетентные органы для разрешения возникшей проблемы. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ПК-4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Способен принимать решения и совершать юридически значимые действия на основе норм административного законодательства. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ПК-5 способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Способен исполнять и способствовать исполнению другими материальных административно-правовых норм, а также обеспечивать установленный в административно-процессуальном законодательстве порядок защиты прав и законных интересов граждан и организаций. | Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Способен юридически правильно квалифицировать действия, бездействие и события, выступающие в качестве юридических фактов; оценивать обстоятельства, влияющие на юридическую квалификацию деяния. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ПК-7 владение навыками подготовки юридических документов | Владеет навыками подготовки обращений граждан в органы публичной власти; ответов на обращения граждан и их организаций в органы публичной власти | Работа с юридическими документами Выполнение индивидуальных заданий Решение ситуационных задач | |
ПК-9 уважение чести и достоинства личности, соблюдение и способность защищать права и свободы человека и гражданина | Уважает честь и достоинство личности. Соблюдает и способен защищать права и свободы человека и гражданина. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ПК-11 способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Способен предпринимать меры предупредительного характера для недопущения нарушений закона | Решение ситуационных задач Ролевые игры | |
ПК-12 способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | Способен оценить действия коррупционного характера и предпринять меры к их пресечению. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры Подготовка юридических документов | |
ПК-14 готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции | Готов к участию в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в проведении антикоррупционной экспертизы. | Работа с нормативными правовыми актами и проектами нормативных правовых актов Подготовка юридических документов Решение ситуационных задач | |
ПК-15 способность толковать различные правовые акты | Владеет навыками толкования правовых актов. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач | |
ПК-16 способность давать квалифицированные юридические консультации в конкретных видах юридической деятельности | Способен проконсультировать граждан по вопросам законности в государственном управлении. | Групповые дискуссии Решение ситуационных задач Ролевые игры Участие в работе юридической клиники | |
ПК-19 способность эффективно осуществлять правовое воспитание | Способен объяснять гражданам, в том числе детям и подросткам, цели и содержание административно-правового регулирования в сфере государственного управления, а также его значение для личности, общества и государства. | Решение ситуационных задач Ролевые игры |
Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен
знать:
· понятие и виды административных процедур;
· принципы и значение административных процедур в современном правовом государстве;
· стадии, сроки, субъектный состав административных процедур:
· по рассмотрению заявлений и предложений граждан в органах
публичной власти;
· в сфере лицензионно-разрешительной деятельности органов публичной власти;
· предоставления гражданам информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
· по предоставлению государственных услуг;
· по исполнению функции государственного контроля и надзора, муниципального контроля;
· в сфере нормотворческой деятельности органов исполнительной власти;
уметь:
· оперировать понятиями и категориями института административных процедур;
· квалифицировать юридические факты и обстоятельства административно-процедурного характера;
· анализировать административно-процедурные правоотношения;
· анализировать, толковать и применять административно-процедурные нормы;
· применять алгоритм подготовки и принятия решений в сфере деятельности органов публичной власти;
· объяснять гражданам их права и обязанности во взаимоотношениях с органами публичной власти;
владеть:
· юридической терминологией в сфере административно-процессуальных отношений;
· навыками работы с административными регламентами;
· навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
· навыками определения необходимых мер защиты прав человека и гражданина в административно-процессуальной деятельности органов публичной власти;
· навыками составления процессуальных документов на соответствующих стадиях административно-процедурных производств.