Для выявления знаний о мире природы:
1.Игра: «Назови, что это?»
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением деревьев (липа, берёза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Игровая задача: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе относится, назови отличительные признаки данной группы.
Оценка результатов:
• 2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно называет наибольшее количество из числа предложенных представителей растительного мира, точно определяет их групп, определяет отличительные особенности данной группы.
• 1 балл – средний уровень – ребёнок самостоятельно называет представителей растительного мира; их принадлежность к определённой группе и отличительные особенности группы находит с помощью взрослого.
• 0 баллов - низкий уровень – ребёнок затрудняется в определении принадлежности растений к определённой группе и нахождении отличительных особенностей данной группы (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
2. Игра: «Кого встретил Стёпка»
Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.
Материал: карточки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь.
Игровая задача: дом, в котором живёт щенок Стёпка, находится рядом с лесом, однажды щенок забрёл в лес (а он был очень любопытен) и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.
Вопросы детям
Каких животных встретил в лесу щенок?
Почему их называют дикими?
Какие животные живут со Стёпкой?
Почему их называют домашними?
Оценка результатов:
• 2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно определяет и называет домашних и диких животных; конкретно и плотно отвечает на вопросы.
• 1 балл – средний уровень – ребёнок показывает карточку с изображением животного, называет его; но допускает неточности в определении признаков группы.
• 0 баллов - низкий уровень – по предложению взрослого ребёнок показывает карточки, но называет лишь некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков групп (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы воспитателя).
Для определения уровня сформированности умений и навыков детей по уходу за объектами природы были предложены следующие игры:
1. «Определи, к какому растению подходит эта модель»
Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.
Материал: модели ухода за растениями, растения, инвентарь.
Задача: на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по способу ухода соответствует его карточке, провести уход.
Оценка результатов:
• 2 балла - высокий уровень - ребёнок самостоятельно устанавливает зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения; точно и последовательно выполняет трудовые операции; проявляет устойчивый интерес к деятельности.
• 1 балл – средний уровень – ребёнок при помощи взрослого устанавливает зависимость способа ухода за комнатным растением от его внешнего вида, строения; под руководством взрослого выполняет трудовые операции; интерес к деятельности неустойчив.
• 0 баллов – низкий уровень – ребёнок затрудняется в установлении зависимости способа ухода за растением от внешнего вида и строения; не проявляет желания в трудовой деятельности по уходу за растениями.
2. «Помоги медвежонку»
Цель: выявить умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы (рыбкой, птичкой).
Материал: инвентарь, корм, аквариум с рыбкой, клетка с птичкой.
Ход: предложить детям осуществить уход за объектами уголка природы (рыбками, птицами)
Оценка результатов:
• 2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу полностью, самостоятельно и точно выполняет трудовые операции; проявляет положительные эмоции в процессе трудовой деятельности.
• 1 балл - средний уровень - ребёнок принимает задачу, частично неточно выполняет трудовые операции, прибегает к помощи взрослого; интерес к деятельности не устойчив.
• 0 баллов - низкий уровень – не проявляет желания учавствовать в трудовой деятельности.
3. Собери семена «для птичьей столовой»
Цель: выявить уровень сформированности умений и навыков по сбору семян.
Материал: коробочки, пакетики для семян, бирки, ножницы.
Задача: собрать семена для кормления птиц на участке зимой.
Оценка результатов:
• 2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её решение самостоятельно, выбирает способы действия; проявляет заинтересованность в деятельности;
• 1 балл - средний уровень – ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её выполнение с помощью взрослого; интерес к деятельности неустойчив;
• 0 баллов – низкий уровень – ребёнок не принимает задачу взрослого.
Для выявления характера отношения детей к миру природы были предложены следующие игровые ситуации:
Ситуация 1
Для рассмотрения этой ситуации предлагался дидактический материал:
карточки: - котёнок (сытый, довольный, толстый);
- котёнок (худой, взъерошенный, грустный);
- силуэт ребёнка без лица (дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление).
Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: какое настроение у тебя будет при встрече с котёнком? Почему? Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котёнка, но только одного. Какого из них бы ты выбрал? Почему?
Ситуация 2
Материал: картинки – лесная поляна, на ней много больших красивых мухоморов, ребёнок с пустой корзинкой.
Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть картинку выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание.
«Однажды Петя отправился в лес. Он шёл по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это - мухомор...»
Вопрос: Как ты думаешь, что произошло дальше?
Ситуация 3
Материал: картинка – красивый цветущий луг с бабочками, карточки
1) ребёнок с лупой;
2) ребёнок с сачком;
3) ребёнок с коробкой;
4) ребёнок с кисточкой и красками
Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: с кем тебе будет интересно гулять по лугу? Почему? Чем вы будете заниматься? (Мальчик предлагает карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах. Проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуаций, аргументирует свои решения и выводы.
Средний уровень – ребёнок заинтересован заданием, но интерес не устойчив; не всегда адекватно оценивает ситуацию на картинке, не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы по наводящим вопросам взрослого.
Низкий уровень – ребёнок либо индифферентен, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/10/24/monitoring-dlya-vyyavleniya-sformirovannosti