ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА




3.1. Запуск двигателей может быть начат только после получения разрешения от диспетчера УВД, авиатехника, выпускающего самолет, и докладов членов экипажа о готовности самолета к вылету.

3.2. Перед запуском двигателей необходимо убедиться в том, что авиатехник, выпускающий самолет, готов к запуску двигателей и занял свое место, находясь в зоне видимости экипажа.

3.3. До запуска двигателей необходимо подать команду "От винтов"; получив ответный сигнал от авиатехника, приступить к запуску.

3.4. Запуск двигателей разрешается производить только в том случае, если нет людей на расстоянии до 10 м перед воздушными винтами и в плоскости их вращения.

3.5. Трогание с места и начало руления можно осуществлять только после получения разрешения от авиатехника, выпускающего самолет и находящегося в зоне видимости экипажа.

3.6. Руление вблизи препятствий, в зонах интенсивного движения ВС, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости выполняется на скорости, обеспечивающей безопасную остановку самолета.

3.7. Члены экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах, должны быть в авиагарнитурах и пристегнуты к сидениям кресел привязными ремнями в течение всего полета.

3.8. Летчик-наблюдатель не должен прикасаться к оголенным выводам открытых антенн для КВ-радиостанции.

3.9. При замене предохранителей следует пользоваться пинцетом с изоляцией; нельзя применять предохранители, рассчитанные на большую силу тока.

3.10. При необходимости проверить наличие напряжения в электрической цепи не допускается пользоваться методом "на искру".

3.11. Летчик наблюдатель должен следить за тем, чтобы электрические щитки, распределительные и клеммные коробки были всегда закрыты.

3.12. Летчик наблюдатель при пользовании кислородным оборудованием должен следить за тем, чтобы руки были чистыми, без следов жира.

3.13. При заруливании на стоянку после полета необходимо наблюдать за препятствиями и своевременно докладывать об этом командиру ВС во избежание столкновения.

3.14. Патрульный полет при нормальной видимости рекомендуется выполнять на истинной высоте 600 - 800 метров. При плохой видимости высота полета по патрульному маршруту может быть снижена, но не ниже безопасной.

При хорошей видимости высота полета может быть увеличена до 1000 - 2000 метров с тем, чтобы сократить патрульный маршрут, обеспечив в то же время осмотр обслуживаемой территории.

3.15. Во время полетов летчик-наблюдатель осуществляет самолетовождение по намеченному маршруту, ведет постоянное наблюдение за появлением дыма и за санитарным состоянием лесов на обслуживаемой территории.

3.16.Заметив дым, летчик-наблюдатель дает указание пилоту об изменении маршрута для полета к дымовой точке и записывает в бортовом журнале время и место поворота, а также новый курс. С момента обнаружения дымовой точки и до окончания работ над ней (сбрасывание вымпелов, высадка парашютистов и т.п.) записывается в бортжурнале место и время изменения основных элементов полета (курса, высоты, скорости), а также сведения о пожарах и проделанной работе (сброс схем, высадка парашютистов, посадка вертолета, передача сведений по радио и др.).

3.17. Место пожара определяется визуально путем привязки его к ближайшим опознанным ориентирам. При значительном удалении пожара от ориентиров его место определяется пеленгацией.

3.18. После составления схемы пожара высота полета снижается для детального осмотра пожара на самолетах не ниже 200 м истинной высоты и 100 м - на вертолете. Летчик-наблюдатель проводит описание насаждения (состав, полнота, возрастная группа - молодняки, средневозрастные, спелые). Если пожар действует на непокрытой лесом площади, указывается ее категория. Кроме того, устанавливается наличие или отсутствие на пожаре рабочих, определяется интенсивность пожара, выявляются и наносятся на схему дополнительные данные.

3.19. Авиационное патрулирование лесов

3.19.1 Авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха лесной территории с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

3.19.2. Заявки на полет воздушных судов, информация о времени их вылета и посадки подаются в органы единой системы организации воздушного движения в установленном порядке. Без утвержденной заявки полеты запрещаются.

3.19.3.Летчик-наблюдатель и проверяющие его лица командно-летного состава авиабазы (при наличии действующего свидетельства) включаются в состав летного экипажа ВС и записываются в задание на полет.

3.19.4.Авиапатрулирование начинается с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды независимо от плановых сроков начала и конца работ, предусмотренных договором. Полеты выполняются по утвержденным маршрутам.

За пределы охраняемой авиабазой территории полеты могут выполняться по заявке органа управления лесным хозяйством за дополнительную плату.

3.19.5.На пожароопасный сезон авиабаза устанавливает авиаотделению лимит летного времени по каждому типу воздушного судна.

При использовании лимита и необходимости продолжения полетов авиабаза может выделять дополнительный лимит при наличии необходимого финансирования.

3.19.6.Первый облет маршрутов должен производиться до начала горимости лесов, как правило, с участием на борту воздушного судна представителя лесхоза. При этом проверяется подготовка лесхоза и авиаотделения к проведению авиалесоохранных работ и определяется необходимость начала регулярного авиапатрулирования.

3.19.7.Летчики-наблюдатели, направленные в авиаотделение впервые, вводятся в строй старшим по должности лицом летного состава.

В необходимых случаях начальник авиабазы вправе доверить ввод в строй вновь назначенного летчика-наблюдателя одному из наиболее опытных летчиков-наблюдателей.

Летчики-наблюдатели I класса допускаются к самостоятельной работе без ввода в строй.

3.19.8.Ввод в строй производится путем выполнения ознакомительных полетов по территории, закрепленной за авиаотделением с отработкой элементов самолетовождения, обнаружения пожаров и ведения всей установленной производственной документации.

О вводе в строй составляется акт. Допуск летчиков-наблюдателей к самостоятельной работе оформляется приказом по авиабазе.

Допуск к самостоятельной работе выпускников курсов летчиков-наблюдателей проводится после прохождения ими программы ввода в строй, утвержденной Центральной базой.

3.19.9.Пожарная опасность в лесу по условиям погоды определяется по стандартной или местной шкале. Порядок утверждения местных шкал пожарной опасности устанавливает Федеральная служба лесного хозяйства России.

3.19..10. В зависимости от класса пожарной опасности рекомендуются следующие режимы авиапатрулирования: при I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении пожаров.

С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:

при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1 - 2 дня;

основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом;

основанием для назначения двухкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;

основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.

Режим патрулирования на территориях, загрязненных радионуклидами, устанавливается в соответствии с Руководством и другими нормативными актами по ведению лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения.

Полеты для осмотра ранее обнаруженных, но еще не потушенных пожаров и для принятия дополнительных мер по их тушению проводятся по необходимости независимо от класса пожарной опасности и выполняются до полной ликвидации пожаров.

Кратность авиапатрулирования может увеличиваться при скорости ветра более 8 м/с, а также в выходные и праздничные дни с массовым посещением лесов населением. Кратность патрулирования может быть снижена при изменении погоды и выпадении осадков как на всей обслуживаемой территории, так и на ее части.

Вылет на авиапатрулирование проводится по расписанию, утверждаемому начальником авиабазы. Расписание согласовывается с органами управления лесным хозяйством.

3.19.11. В периоды повышенной горимости лесов полеты, связанные с доставкой к местам действующих лесных пожаров рабочих и средств пожаротушения, должны начинаться с рассветом или в самые ранние утренние часы.

3.19.12. В авиабазах, где введено диспетчерское управление работой авиаотделений, решение о необходимости полетов и кратность патрулирования определяются пунктом диспетчерского управления и доводятся до авиаотделений. В зависимости от конкретной лесопожарной обстановки начальнику авиаотделения предоставляется право изменять время вылета и кратность патрулирования по согласованию с пунктом диспетчерского управления.

Если диспетчерское управление работой авиаотделений не введено, решение о необходимости полетов, кратности патрулирования принимает начальник авиаотделения.

Должностное лицо, принявшее решение о назначении (отмене) полетов и изменении кратности, несет за это полную ответственность.

3.19.13. В условиях недостатка средств на авиационную охрану лесов авиабаза имеет право изменять рекомендуемые режимы авиапатрулирования с уведомлением об этом органов управления лесным хозяйством.

3.19.14. В целях обеспечения бесперебойного проведения полетов по авиационной охране лесов начальник авиаотделения обязан знать, каким ресурсом располагает арендованная материальная часть, заблаговременно принимать меры по замене самолетов и вертолетов на период регламентных работ, а также экипажей, вылетавших санитарную норму.

В случае простоя воздушного судна начальник авиаотделения принимает меры по его замене и докладывает об этом в пункт диспетчерского управления.

3.19.15. До вылета на патрулирование летчик-наблюдатель должен сообщить командиру воздушного судна местонахождение действующих лесных пожаров, согласовать с ним порядок их осмотра, доставки людей и грузов и т.п.

3.19.16. В патрульном полете летчик-наблюдатель обязан иметь принадлежности для штурманских расчетов, соответствующие карты, бланки производственной документации, а также подготовленные к сбрасыванию вымпела.

3.19.17. При полетах с парашютистами-пожарными или десантниками-пожарными летчик-наблюдатель обязан перед посадкой в самолет (вертолет) проверить наличие у них средств пожаротушения и связи, полевого снаряжения, предохранительных приспособлений, индивидуальных санпакетов, а также запаса продуктов питания, денежных средств и спецобмундирования, необходимых для выполнения производственных заданий в условиях данного района работ.

3.19.18. Полеты по маршрутам и подлеты к местам пожаров выполняются согласно Наставлению по производству полетов в ГА, на крейсерской скорости, установленной для транспортных полетов согласно Руководству по летной эксплуатации данного типа воздушного судна.

3.19.19. Патрульный полет при нормальной видимости рекомендуется выполнять на истинной высоте 600 - 800 метров.

При плохой видимости высота полета по патрульному маршруту может быть снижена, но не ниже безопасной.

При хорошей видимости высота полета может быть увеличена до 1000 - 2000 метров с тем, чтобы сократить патрульный маршрут, обеспечив в то же время осмотр обслуживаемой территории.

3.19.20. Во время полетов летчик-наблюдатель осуществляет самолетовождение по намеченному маршруту, ведет постоянное наблюдение за появлением дыма и за санитарным состоянием лесов на обслуживаемой территории.

3.19.21. Заметив дым, летчик-наблюдатель дает указание пилоту об изменении маршрута для полета к дымовой точке и записывает в бортовом журнале время и место поворота, а также новый курс. С момента обнаружения дымовой точки и до окончания работ над ней (сбрасывание вымпелов, высадка парашютистов и т.п.) записывается в бортжурнале место и время изменения основных элементов полета (курса, высоты, скорости), а также сведения о пожарах и проделанной работе (сброс схем, высадка парашютистов, посадка вертолета, передача сведений по радио и др.).

3.19.22. Место пожара определяется визуально путем привязки его к ближайшим опознанным ориентирам. При значительном удалении пожара от ориентиров его место определяется пеленгацией.

3.19.23. Истинные пеленги на пожар берутся с двух ориентиров, выбранных с таким расчетом, чтобы пеленги от них не пересекались под углом меньше 45° или больше 135°. Для большей уверенности в расчетах рекомендуется брать третий пеленг - обратный одному из взятых или с дополнительного ориентира.

3.19.24. Летчик-наблюдатель дает указание командиру воздушного судна продолжать дальнейший полет по маршруту лишь после того, как убедится в правильности определения места пожара.

3.19.25. В тех случаях, когда экипаж не может задерживаться для уточнения места пожара из-за позднего времени, недостатка горючего или санитарной нормы налета, летчик-наблюдатель обязан при первой возможности обеспечить вылет к пожару вторично и уточнить его место.

3.19.26. Для определения с воздуха вида пожара служат следующие признаки:

низовой - горение происходит под пологом древостоя или на открытой местности, форма площади пожара вытянутая, с извилистыми границами, огонь под пологом древостоя виден обычно местами, цвет дыма беловатый;

верховой - площадь пожара сильно вытянутая, видны горящие кроны деревьев, огонь хорошо заметен с высоты 600 метров, цвет дыма темный;

торфяной или подземный - границы недавно возникшего пожара плохо заметны, дым поднимается со всей площади пожара, огонь не виден; на старом пожаре границы выгоревшей площади хорошо заметны, дым сосредоточен по периферии пожара, много повалившихся деревьев, огонь не виден.

3.19.27. Установив место и вид пожара, летчик-наблюдатель проводит осмотр пожара на высоте 600 - 800 метров и наносит простым карандашом его границы на патрульную карту по ориентирам, опознанным на местности.

Если площадь пожара в масштабе карты составляет менее 0,5 квадратного сантиметра, его место на карте отмечают точкой.

3.19.28. Площади, пройденные пожарами, определяются палеткой.

Площади пожаров, место которых на карте обозначено точкой, определяются глазомерно.

Допускаемые погрешности в определении площадей не должны превышать 30 процентов.

3.19.29. После определения площади и вида пожара составляется донесение или схема места пожара с нанесением квартальной сети, населенных пунктов, рек, озер, дорог, троп и других ориентиров.

На схеме красным цветом наносят границы пожара или обозначают его кружком (если размеры пожара незначительные). Направление распространения огня указывают красной стрелкой. Схема составляется цветными карандашами (фломастерами), при этом голубым цветом на схеме наносят реки, озера, болота, коричневым - дороги, зеленым - квартальную сеть, черным показывают направление ветра (стрелкой), названия населенных пунктов (ориентиров).

На схеме указывают дополнительные ориентиры, которых нет на карте, а также естественные преграды, которые можно использовать для остановки огня, и даются рекомендации по тактике тушения пожара.

3.19.30. После составления схемы пожара высота полета снижается для детального осмотра пожара на самолетах не ниже 200 м истинной высоты и 100 м - на вертолете. Летчик-наблюдатель проводит описание насаждения (состав, полнота, возрастная группа - молодняки, средневозрастные, спелые). Если пожар действует на непокрытой лесом площади, указывается ее категория. Кроме того, устанавливается наличие или отсутствие на пожаре рабочих, определяется интенсивность пожара, выявляются и наносятся на схему дополнительные данные.

3.19.31. Для определения интенсивности низовых пожаров служат следующие признаки:

при сильной интенсивности пожара пламя видно с высоты 200 м и по всему фронту пожара;

при средней интенсивности пожара пламя с высоты 200 м видно лишь на отдельных участках фронта пожара;

при малой интенсивности огонь с высоты 200 м не заметен.

3.19.32. При осмотре пожара летчик-наблюдатель определяет потребность технических средств и рабочих по нормативам, а также тактику и технику тушения пожара в данных условиях.

При этом следует учитывать вероятное распространение пожара до прибытия сил и средств.

3.19.33. В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотделений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воздушного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотделение для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.

3.19.34. При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом также передает ему сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.

3.19.35. Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбросить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от которого наиболее удобны пути подхода к пожару.

Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристики и мер по его тушению.

3.19.36. При обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации летчик-наблюдатель обязан принять меры к их прекращению:

если нарушение не предопределяет возможность возникновения лесного пожара, летчик-наблюдатель может передать сообщение о нем в соответствующий лесхоз после окончания полета;

если в результате выявленного нарушения может начаться лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан сбросить нарушителям письменное предписание о прекращении нарушения или использовать для передачи сообщения о его прекращении звуковещательную станцию.

При необходимости летчик-наблюдатель может высадить для прекращения нарушений и оформления соответствующего протокола работника ПДПС.

При полетах на вертолете летчик-наблюдатель может дать указание пилоту при возможности совершить посадку и лично принимает меры к прекращению нарушения и привлечению нарушителей к ответственности.

3.19.37. Обо всех нарушениях Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации летчик-наблюдатель обязан сообщать соответствующему лесхозу.

3.19.38. В периоды, когда наблюдается большое число нарушений Правил пожарной безопасности, в лесах Российской Федерации могут проводиться специальные полеты по их предупреждению и принятию мер к их прекращению. В таких полетах должны принимать участие руководители лесхозов, представители местных органов власти, органов внутренних дел.

3.20. Организация тушения лесных пожаров

3.20.1. Основной задачей парашютной и десантно-пожарной службы является тушение лесных пожаров в районах авиационной охраны лесов, когда пожар не успел распространиться на значительной площади.

3.20.2. Для тушения пожаров, охвативших значительные площади, ликвидировать или задержать распространение которых до подхода наземных сил команды парашютистов и десантников-пожарных не в состоянии, высадка их, как правило, нецелесообразна.

Применение парашютистов или десантников-пожарных для борьбы с крупными лесными пожарами допускается с разрешения руководства базы в каждом отдельном случае в следующих целях:

- для руководства бригадами рабочих, привлеченных на тушение этих пожаров, когда работников наземной охраны не хватает, или для проведения работ, требующих специальной подготовки (прокладка заградительных полос при помощи взрывчатых материалов и т.п.); при этом в авиаотделении должно оставаться достаточное количество сил для ликвидации вновь возникающих мелких очагов огня;

- для задержки распространения части пожара, угрожающего объектам или ценным насаждениям, до прихода наземных сил;

- при тушении пожаров техническими средствами механизированных отрядов.

3.20.3. Для тушения пожаров в лесах, не обслуживаемых по договорам, парашютисты и десантники-пожарные высаживаются в случаях, когда эти пожары могут перейти в леса, обслуживаемые по договору.

3.20.4. Во все дни пожароопасного сезона (включая субботние и воскресные) работники парашютной и десантно-пожарной службы должны быть в состоянии готовности к немедленному вылету для выполнения задания по борьбе с лесными пожарами. Выходные дни устанавливаются начальником авиаотделения по согласованию с руководством авиабазы (авиазвена).

3.20.5. В дни полетов по авиационной охране лесов парашютисты и десантники-пожарные, не назначенные в полет, обязаны нести дежурство в авиаотделении до прекращения полетов. При этом они должны быть готовы к вылету (как на самолетах, так и на вертолетах) не только на территории данного авиаотделения, но и для тушения лесных пожаров в другом авиаотделении либо в другой авиабазе.

Подготовка к вылету парашютной и десантно-пожарной команды в любом из указанных выше случаев должна занимать не более 15 минут.

3.20.6. Высадка работников парашютной и десантно-пожарной службы для тушения пожара проводится по письменному заданию летчика-наблюдателя, который единолично принимает решение о целесообразности и необходимости высадки парашютистов или десантников-пожарных, определяет численность высаживаемой группы, назначает руководителя тушения и несет всю ответственность за правильность принятого решения.

3.20.7. Парашютисты или десантники-пожарные осматривают пожар и прилегающую к нему местность с высоты, на которой самолет (вертолет) подошел к пожару, чтобы лучше ориентироваться и наметить путь к пожару от площадки приземления. Руководитель тушения намечает основную тактическую схему борьбы с огнем. В это время летчик-наблюдатель при необходимости (по требованию руководителя) составляет схему пожара. Схемы могут составляться летчиком-наблюдателем на лесопожарной карте или бланке донесения о лесном пожаре.

3.20.8. После снижения высоты полета производится детальный осмотр места пожара. Летчик-наблюдатель совместно с руководителем высаживаемой группы намечают порядок тушения лесного пожара, определяют наиболее опасные направления его распространения.

3.20.9. Погрузка и выгрузка из вертолета должна проводиться быстро и организованно, особенно во время висения вертолета. Для четкости десантных операций за каждым десантником-пожарным, в зависимости от занимаемого им в вертолете места, закрепляется круг обязанностей. Твердо устанавливается также порядок выгрузки, погрузки и место размещения в вертолете противопожарного снаряжения.

3.20.10. Во время загрузки вертолета Ми-8 на земле и при висении до высоты 1,5 м половина десантников, назначенных в полет (первые по порядку рабочих номеров), входят в вертолет, а остальные подают грузы. Сначала подают те грузы, которые укладываются дальше от входной двери. После окончания погрузки все десантники занимают свои места. Выгрузка производится в обратном порядке.

3.20.11. При необходимости провести выгрузку с помощью спускового устройства: первым высаживается десантник-пожарный, занимающий место у входной двери, следом за ним высаживается десантник, занимающий противоположное место по правому борту. После этого спускают грузы, которые остальные десантники подают в порядке расположения - сначала лежащие ближе к двери и т.п. Ранее высадившиеся десантники-пожарные принимают грузы на земле. Работники, находящиеся вблизи у открытой двери вертолета, должны быть при помощи соответствующих устройств надежно застрахованы от выпадения из вертолета.

После спуска грузов высаживаются остальные десантники.

Для обеспечения нужной быстроты и четкости погрузочно-разгрузочных работ в непожароопасные дни должны проводиться специальные тренировки команды.

Примечание. Посадка в вертолет и высадка из него при висении на высоте более 1,5 м допускается только для работников, прошедших специальную подготовку.

3.20.12. При тушении небольших пожаров летчик-наблюдатель может задержать вертолет на площадке в районе пожара, пока десантники-пожарные ликвидируют очаг, после чего вывезти их с места пожара, не делая для этого дополнительного полета. Задержка вертолета должна быть отражена в заявке на полет.

3.20.13. Команды (группы) работников парашютной и десантно-пожарной службы, высаженные для тушения пожаров в отдаленных районах, должны быть обеспечены радиостанциями для связи с патрульным самолетом (вертолетом), а также для связи между работниками, участвующими в тушении пожара.

При тушении пожара вблизи населенных пунктов обеспечение высаженных групп радиостанциями производится по усмотрению летчика-наблюдателя.

3.20.14. Если пожар не был локализован на второй день после его обнаружения, команде (группе), работающей на его тушении, придается радиостанция, позволяющая держать связь с авиаотделением.

3.20.15. Прежде чем покинуть место высадки группы, летчик-наблюдатель обязан убедиться в благополучном их приземлении и принятии грузов.

При уходе от площадки приземления летчик-наблюдатель обязан пролететь над ними в направлении на пожар, чтобы дополнительно ориентировать их местонахождение относительно пожара.

3.20.16. При травмировании кого-либо из парашютистов или десантников-пожарных летчик-наблюдатель обязан принять все возможные меры для оказания помощи пострадавшим и немедленно сообщить о происшествии в авиаотделение и авиабазу.

3.20.17. Лесхозы и все работники государственной лесной охраны обязаны по получении сообщения о несчастном случае при высадке работников ПДПС немедленно оказать пострадавшим помощь всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, либо через местные органы власти или организации и предприятия других ведомств.

3.20.18. Руководитель тушения лесного пожара несет ответственность за правильность проводимых мероприятий по борьбе с огнем, успешность ликвидации лесного пожара и соблюдение требований правил охраны труда и техники безопасности. Он принимает решение о ликвидации пожара, только убедившись в том, что опасности его возобновления нет и в дальнейшем окарауливании он не нуждается.

Если лесхоз по просьбе авиаотделения направит для окарауливания лесного пожара других работников, работники авиаотделения имеют право выехать с пожара только по письменному разрешению ответственного работника лесхоза.

3.20.19. В случае когда на пожар, для тушения которого высажены парашютисты или десантники-пожарные, будут направлены наземные силы, директор лесхоза может возложить обязанности руководителя тушением пожара на ответственного работника лесхоза.

Вопрос об участии парашютистов или десантников-пожарных в дотушивании и окарауливании пожара в этом случае решается совместно директором лесхоза и начальником авиаотделения.

3.20.20. Руководитель тушения после ликвидации пожара составляет протокол о лесном пожаре в трех экземплярах по установленной форме.

3.20.21. При составлении протокола о пожаре в лесах, на которые имеются лесоустроительные материалы по данным наземной таксации, руководитель тушения не заполняет в форме протокола пункт 9 "Пожаром охвачена площадь в гектарах" и пункт 15 "Потери в результате пожара". К протоколу прилагается план-абрис пожара с привязкой его контуров к ближайшим просекам или другим ориентирам. На схеме отмечаются участки, пройденные пожарами разных видов и их площадь. В районе авиационной охраны план-абрис составляется летчиком-наблюдателем.

3.20.22. При составлении протокола о лесном пожаре, возникшем в лесах, на которые не имеется материалов лесоустройства, руководитель тушения пожара должен указать на плане-абрисе пожара, помимо общих его контуров, также границы лесной и лесопокрытой площади.

К протоколу прилагается справка, подписанная руководителем тушения пожара, в которой указывается допожарный видовой состав насаждения, его возраст и преобладающая порода, средняя высота и средний диаметр для преобладающей породы, определенные глазомерно по аналогичным древостоям на соседних участках.

На основании этой справки и данных протокола о лесном пожаре лесхоз исчисляет потери в результате пожара.

3.20.23. После возвращения команды (группы), ликвидировавшей лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан лично проверить данные, указанные в протоколе о лесном пожаре и прилагаемых к нему документах, после чего направляет два экземпляра протокола соответствующему лесхозу.

3.20.24. Лесхозы обязаны зарегистрировать пожар на основании протокола, составленного в указанном порядке работниками ПДПС. Если должностные лица государственной лесной охраны лесхоза считают, что площадь пожара или другие данные указаны в протоколе неправильно, об этом немедленно сообщается авиаотделению, после чего организуется совместная проверка приведенных в протоколе данных.

3.20.25. О нарушениях Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации составляются протоколы по установленной форме, которые передаются начальнику соответствующего авиаотделения для принятия мер и учета.

3.20.26. Работники парашютной и десантно-пожарной службы вывозятся с места пожара на воздушных судах или наземным транспортом.

3.20.27. Если парашютисты или десантники-пожарные уходят с пожара пешком, они обязаны выложить на открытом пространстве вблизи места пожара сигнал в виде стрелы из березовых или окоренных жердей, указывающий летчику-наблюдателю направление, в котором они ушли. В случае потери ориентировки в пути группа для привлечения внимания летчика-наблюдателя при отсутствии радиосвязи раскладывает костер и по прилете самолета сигнализирует ему об оказании помощи, используя для этого имеющиеся средства или подручные материалы.

3.20.28. После возвращения с места пожара в авиаотделение парашюты, противопожарное и полевое снаряжение и оборудование проверяются, ремонтируются и приводятся в полную готовность к работе.

3.20.29. Создаваемые в авиабазах команды резерва работников ПДПС возглавляются старшим летчиком-наблюдателем. Оперативное руководство работой резерва осуществляют пункты диспетчерского управления.

3.20.30. Для полетов по доставке команд резерва к местам пожаров за ними закрепляются воздушные суда, оборудованные для высадки парашютистов и десантников-пожарных и сброса грузов.

3.20.31. Для переброски техники на тушение пожаров используются тяжелые вертолеты. Решение о привлечении вертолетов принимает начальник авиабазы.

3.20.32. Резервные команды и при вылете должны брать с собой необходимые средства пожаротушения, также полевое снаряжение, радиостанции для связи команд с самолетами и местными авиаотделениями, ракетницы с сигнальными ракетами, надувные резиновые лодки, ружья и т.п. Каждый парашютист и десантник-пожарный должен иметь запас продовольствия на 5 суток. Старший высаживаемой команды должен иметь денежный пакет для оплаты переезда и питания команды.

3.20.33. Личный состав резерва должен ежедневно в течение всего пожароопасного сезона нести дежурство в ожидании срочного вызова для тушения лесного пожара. Выходные дни предоставляются в каждом отдельном случае по согласованию с пунктом диспетчерского управления авиабазы (авиазвена).

3.20..34. Старший летчик-наблюдатель резерва должен при вылете брать на борт как можно большее число парашютистов-пожарных (десантников-пожарных), имея в виду, что за период полета может возникнуть необходимость оказания помощи в тушении нескольких лесных пожаров.

3.20.35. Полеты самолетов и вертолетов для высадки парашютистов-пожарных и десантников-пожарных непосредственно к местам лесных пожаров выполняются вне трасс, по маршруту, обеспечивающему доставку команд в кратчайший срок.

Задание по доставке резервных команд носят срочный характер и подлежат выполнению авиаотделением не позднее чем через 1 час с момента его получения.

3.20.36. После взлета и набора высоты старший летчик-наблюдатель резерва устанавливает связь с авиабазой и поддерживает ее периодически в течение всего полета в указанные ему сроки.

3.20.37. При подходе к территории авиаотделения, вызвавшего помощь, устанавливается радиосвязь с пунктом базирования этого авиаотделения. Если самолет (вертолет) авиаотделения находится в это время в полете, устанавливается радиосвязь непосредственно с ним.

3.20.38. О высадке команды резерва сообщается по радио местному авиаотделению и пункту диспетчерского управления авиабазы.

На летчика-наблюдателя авиаотделения, где высажены команды резерва, возлагается обеспечение их всем необходимым во время работы на лесном пожаре и оказание им помощи в возврате к месту базирования.

3.20.39. Парашютисты-пожарные и десантники-пожарные резерва после выполнения задания по тушению лесного пожара, для борьбы с которым они были высажены, могут быть направлены на тушение других пожаров на территории этого же авиаотделения только по согласованию с пунктом диспетчерского управления авиабазы.

3.20.40. Прыжки с парашютом и спуски с вертолетов выполняются парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными резерва по заданиям, выдаваемым старшим летчиком-наблюдателем резерва, а в период их работы в авиаотделениях - по заданиям летчиков-наблюдателей соответствующих отделений.

3.20.41. Старший летчик-наблюдатель резерва имеет право производить высадку команд на другие пожары, обнаруженные им в полете, только по согласованию с ПДУ.

3.20.42. Направление людей, технических средств резерва и воздушных судов при межбазовом маневрировании производится на основании указания Центральной базы в порядке, устанавливаемом отдельной Инструкцией.

3.21. Контроль за состоянием действующих пожаров и меры по обеспечению их ликвидации

3.21. 1. За каждым лесным пожаром, возникшим на территории, обслуживаемой авиаотделением, должно быть установлено наблюдение с воздуха с момента его обнаружения и до полной ликвидации.

3.21. 2. Перед каждым очередным патрульным полетом летчик-наблюдатель совместно с командиром воздушного судна намечает очередность и цель осмотра действующих пожаров, а также режим полета при осмотре.

3.21. 3. При осмотре локализованных пожаров основное внимание летчика-наблюдателя должно быть обращено на дымовые точки на периферии пожара (горящие или дымящие пни, стволы деревьев, кучи древесного хлама и т.д.), степень их опасности с точки зрения возможности возобновления и распространения пожара и на наличие людей, оставленных на месте пожара для его полной ликвидации.

3.21. 4. Необходимость облета пожара летчик-наблюдатель устанавливает на основании информации, получаемой от руководителя тушения пожара. Если связь с руководителем тушения пожара не установлена, летчик-наблюдатель осматривает действующие пожары, как правило, ежедневно.

3.21..5. При каждом осмотре на патрульную карту наносится граница пожара и около нее указывается дата осмотра и площадь, что позволяет выявить динамику распространения пожара.

3.21. 6. Во время осмотра действующих лесных пожаров летчик-наблюдатель должен определить основное направление распространения огня, наличие отдельных очагов горения, участков, особо опасных в пожарном отношении, и по возможности выявить людей и технику, занятых на тушении пожара с целью определения правильности их расстановки по кромке пожара.

3.21. 7. При необходимости летчик-наблюдатель составляет и сбрасывает руководителю тушения подробную схему пожара. Такая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: