Автор: Ван Липин
Записано: Ху Цяо
Перевод: Караваева Е.В.
В зависимости от объекта изучения, Трактат Желтого Императора о внутреннем можно классифицировать как основанную на физиологии человеческого тела медицинскую науку, либо как науку о жизни, исследующую взаимосвязи между человеком и космосом, небом и землей.
Во втором случае Трактат о внутреннем рассматривает взаимосвязи человека с небесными и земными факторами, какой должна быть человеческая жизнь, как использовать время и пространство в пространстве своего существования, использовать связи между человеком и объективным миром для того, чтобы достичь целей продления собственной биологической жизни, улучшения состояния здоровья. На протяжении этого времени организм человека должен пребывать в благоприятном состоянии и не иметь патологических изменений. Пусть даже под воздействием ветра и холода в теле и произойдут некоторые небольшие изменения, однако до болезни не доходит.
В то же время, медицинский раздел Трактата, исследующий органы и физиологические функции человеческого тела, уделяет внимание тому, как поступать в случаях, когда человек уже поражен недугом, а также вводит понятие о должном порядке биологической жизни человеческого тела.
В древности считалось, что после тяжелой болезни или серьёзной эпидемии, когда болезнь уже взята под контроль, однако биологический порядок в теле не восстановлен, и у обычного человека, и у больного остаются телесные и душевные последствия недуга. Тело и дух, каналы и меридианы, внутренние органы и не только могли оказаться подвержены тому или иному ущербу, а следовательно, нуждаются в четырехэтапной психо-физиологической настройке, включающей приведение к порядку, наладку, восстановление и реабилитацию. В результате чего естественный биологический порядок в теле возвращается к норме.
На этапе приведения к порядку повседневный быт человека приводится в соответствие с небесными, земными и человеческими факторами. При помощи лекарств, пищи, а также других приемов, предлагаемых окружающим миром, производится настройка циркуляции ци в организме, включая ци цзин, ци крови и так далее, в результате чего она постепенно обретает надлежащий порядок.
На этапе наладки акцент делается на настройку психики и состояния духа человека. На этапе восстановления главным образом восстанавливаются поврежденные органы, ци цзин, ци крови. К этому моменту порядок в теле уже восстановлен. Однако организм в целом ослаблен перенесенным тяжёлым недугом, поэтому требуется выполнить дальнейшее восстановление внутренних органов. На этапе реабилитации, человек может практиковать комплекс «восемь кусков парчи», «метод укрепления мышц и сухожилий», тайцзицюань, а также другие практические методы пестования жизни и оздоровления тела для достижения целей укрепления тела и здоровья, восстановления физических сил.
I. Самовосстановление при помощи метода перемещения цзин и трансформации ци
В процессе восстановления непременно нужно поддерживать полноту цзин-ци собственного тела, возвращать к нормальному состоянию ци крови. В течение этого времени необходимо использовать метод перемещения цзин и трансформации ци. Под перемещением цзин и трансформацией ци издревле подразумевалось использование своего внимания-намерения, сознания и шэнь-внимания для перемещения ци цзин и ци крови в собственном теле. Таким образом настраиваются меридианы цзин-ло, внутренние органы, поверхность тела и другое. Что позволяет изменить нарушенения в механизме циркуляции ци в теле, привести его к положенному порядку, вернуть в нормальное состояние.
В прошлом метод перемещения цзин и трансформации ци включал три шага:
1) при помощи внимания-намерения упорядочиваем движения конечностей и всего тела, пополняя цзин и ци в теле, что в результате нормализует нашу физическую активность.
2) при помощи внимания-намерения и сознания настраиваем дыхание, а также движение конечностей и всего тела, в результате чего налаживается беспрепятственная проходимость ци цзин и ци крови, постепенно достигается плавность дыхания, покой и расслабление души и тела.
3) при помощи внимания-намерения, сознания и шэнь-внимания мобилизуем ци цзин и ци крови в собственном теле, побуждая их перемещаться в соответствии с нашим желанием. В результате чего достигается восстановление внутренних органов, прочищаются меридианы цзин-ло, улучшается циркуляция ци во всем теле. Каждый структурный орган, все биологические функции укрепляются, а ци цзин и ци крови упорядоченно обращаются во всех меридианах цзин-ло, внутренних органах и всех частях нашего тела.
Есть множество методов перемещения цзин и трансформации ци. Например, рекомендованный нами ранее даосский метод настройки верхнего и нижнего полумесяца, или, как его именуют медики, метод настройки верхнего и нижнего обогревателей. Метод настройки верхнего и нижнего обогревателей включает в себя четыре варианта: три статические формы, выполняемые в стойке, сидя, а также в позе сидячей медитации, и одна динамическая форма. Три статических формы схожи меж собой с точки зрения метода исполнения и дыхания, включая работу сознания, внимания-намерения, шэнь-ци, шэнь-внимания. Рассмотрим позиции, применяемые при исполнении этих трех форм.