Технономические профессии
(«Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Выраженные способности:
· исследовать, наблюдать;
· создавать и испытывать новые образцы;
· планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
· придумывать новые способы деятельности;
· самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
· принимать нестандартные решения.
· технический склад ума;
· пространственное воображение;
· склонность к практическому труду;
· эмоциональная устойчивость.
Биономические профессии
(«Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Выраженные способности:
· ухаживать и наблюдать за животными;
· разводить растения или животных;
· заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
· бороться с болезнями, вредителями;
· выращивать овощи и фрукты;
· ориентироваться в природных явлениях;
· наблюдать, изучать различные природные явлениями.
· наблюдательность;
· склонность к систематизации;
· устойчивость внимания;
· потребность в двигательной активности.
Сигнономические профессии
(«Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
3. с чертежами, картами;
4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Выраженные способности:
· обрабатывать тексты и таблицы;
· производить расчеты и вычисления;
· перерабатывать информацию;
· работать с чертежами, картами и схемами;
· принимать и передавать сигналы и сообщения;
· хорошо считать в уме;
· оперировать знаками и символами;
· искать и исправлять ошибки.
· способность к математике;
· развитое абстрактное мышление;
· высокая устойчивость внимания;
· склонность к общению;
· аккуратность и усидчивость.
Артономические профессии
(«Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Выраженные способности:
· заниматься художественным оформлением;
· заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...);
· сочинять (стихи, прозу и др.);
· выступать на сцене;
· изготавливать своими руками красивые вещи;
· петь, играть на музыкальных инструментах.
· яркое воображение;
· образное мышление;
· склонность к творчеству;
· гибкость чувств;
· специальные способности;
· развитость функциональных способностей
(слух, зрение, речь, вкус и т.п.)