Титаны Высокого Возрождения
Высокое Возрождение – это период ослепительно ярких взлетов в искусстве и одновременно трагических падений и кризисов в государственной и экономической жизни Италии. Этот недолгий (около 40 лет) период в развитии художественной культуры выдвинул плеяду блестящих мастеров, среди которых в первую очередь титаны Возрождения – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
Особенности этого времени:
1. Постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир.
2. Внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека.
3. Распространение научных званий.
4. Опора на достижения культуры Античности.
Люди на полотнах художников дышат и движутся, глубоко эмоциональными кажутся их чувства и переживания.
Кредо Высокого Возрождения – Красота
Красота – идеал античной классики
Красота композиции
Красота идеальных образов
Красота поз, жестов, движений.
Живописцы этого времени с легкостью используют все средства изображения: колорит, обогащенный воздухом, светом, и тенью; рисунок, свободный и острый; перспективу и объем.
Художественный мир Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)
Великий итальянский художник и скульптор, исследователь, инженер-изобретатель, архитектор и механик, химик, ботаник и анатом, философ, поэт и музыкант. Основоположник искусства Высокого Возрождения.
Новаторство Леонардо да Винчи
- Первым в Италии перешел от темперы к масляным краскам;
- Фокусировка внимания на одном образе;
- Связь жеста с конкретным эмоциональным состоянием;
- Владел приемом сфумато (итал. «затуманенный») термин, обозначающий мягкость живописной манеры, плавность тональных переходов, размытость контуров, позволяющая нарушить скованность и неподвижность лица, сделав его зеркалом душевных переживаний;
- Передавал в женских портретах тайну взгляда, улыбка грусти, он умел рисовать то, что нельзя определить.
Индивидуальный стиль – сочетание несочетаемого – натурализм и идеализм.
Тематика работ:
- Евангельские сюжеты;
- Воплощение женского идеала – Мадонна с младенцем на руках (символ материнства и жертвенной любви к людям);
- Поэтические образы современниц.
Джоконда (Мона Лиза)
Самое загадочное произведение художника. Четыре года он работал над портретом Моны Лизы – молодой жены богатого и известного флорентийца. В портрете ему удалось создать глубоко обобщенный идеально возвышенный образ человека эпохи, лицо, озаренное чувством собственного достоинства и внутренней духовной силы, богатством и сложностью интеллекта. Вот уже 500 лет она приковывает внимание зрителей. Исследователи утверждают, что главный секрет таится в загадочной улыбке Джоконды. Благодаря теням, таящимся в уголках рта улыбка то исчезает, то появляется. Нежная светотень (сфумато), помогла преодолеть скованность и неподвижность лица. Для достижения нужного результата он использовал технику лессировки. В передаче глубина пространства Леонардо использовал законы линейной и воздушной перспективы. Цветовая гамма портрета - зеленые, голубые и золотистые тона, благородная сдержанность, тонкость цветовых сочетаний и сложнейшие переходы от полутени к полусвету.
Последние годы жизни Леонардо провел во Франции, куда был приглашен королем Франциском I. Здесь вплоть до самой смерти в 1519 г. он писал трактаты о живописи, природе воды, строении различных машин, ставил опыты.
Рафаэль Санти (1483-1520 гг.) – «первый среди великих».
Характерные черты творчества:
1. Изображал людей на архитектурном или пейзажном фоне;
2. Свободное расположение фигур в пространстве;
3. Плавность линий, точная передача пластики движения человеческого тела;
4. В поздних произведениях прослеживается стремление к драматизму и реалистичности.
Тематика работ:
- Совершенные образы Мадонны
- Певец женской красоты
- Монументальные фрески
- Алтарные картины
- Реалистичные портреты.
Первые творения Рафаэля свидетельствуют об огромном даровании начинающего художника. Его справедливо считают певцом женской красоты. Им написано более 20 Мадонн, среди которых достойное место занимает ранняя работа – «мадонна Конестабиле». «Сикстинская мадонна» - символ жертвенной любви во имя спасения человечества. Композиция поражает величавой монументальностью и гениальной простотой. Она только что сделала шаг навстречу людям.
В начале 16 в. по приглашению Папы Римского Юлия II Рафаэль переехал в Рим.
Роспись папских апартаментов в Ватиканском дворце – так называемых Станции дела сеньятуры (библиотека и кабинет Папы Римского)
Фрески были созданы в период с 1509-1517 – четыре фрески: «Афинская школа», «Парнас», «Диспута», «Юриспруденция» (каждая из них посвящена разным формам деятельности человека – философии, искусству, богословию и законодательству)
Рафаэль на каждой стене изобразил отдельное монументальное произведение. Общая тема фресок – прославление католической церкви и её главы.
Фреска Рафаэля «Афинская школа» - подлинный гимн человеческому знанию. В центре ее великие греческие философы Платон и Аристотель. Один указывает на небо, другой- на землю. Неподалеку Сократ со своими учениками, одинокий, глубоко задумавшийся Гераклит. Здесь же математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и Зороастр. В небрежной одежде и позе лежит на ступенях лестницы Диоген, учивший довольствоваться в жизни лишь самым необходимым. Многочисленные слушатели и ученики окружают беседующих и размышляющих мудрецов, исполненных сдержанного достоинства и уважения друг к другу. Каждый неуклонно верит в действенность человеческой мысли и знаний. В «Афинской школе» Рафаэль придает некоторым героям черты своих известных современников: Платону – Леонардо да Винчи, Гераклиту – Микеланджело.
Вглядимся в строгие портреты современников Рафаэля. За внешней простотой в них легко угадывается богатство внутреннего мира. В основе каждого произведения лежит глубокое и пристальное изучение природы человека, внимание к его психологической характеристике. Портретное сходство с оригиналом также становится неотъемлемым условием творчества художника.
Рафаэль изображает известного мецената Анджело Дони, придавая ему черты, обобщенного образа эпохи Возрождения. Перед нами человек, полный жизненной энергии, спокойной собранности и силы воли.
Последние годы своей жизни Рафаэль был на пике славы и признания, богат, жил в роскоши. Рафаэль умер в 38 лет от сердечной недостаточности 6 апреля 1520 г.
Бунтующий гений Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт.
Еще при жизни Микеланджело, его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения.
- непримиримый и гордый, бунтующий и суровый;
- борьба, страдание, протест, неудовлетворенность жизнью, разлад с идеалом, поиски смысла бытия – все, что наполняло жизнь мастера;
- любимые герои – пророк Моисей, царь Давид, мужественный Прометей, кроткая Мария, оплакивающая сына Христа.
В историю мировой культуры Микеланджело вошел как блестящий мастер скульптуры. Именно ему принадлежало создание ярчайшего символа эпохи – замечательной скульптуры «Давид», «Флорентийский гигант» так называли современники одно из самых прекрасных созданий художника. Вершиной художественного мастерства стала также скульптура библейского пророка Моисея, которой было посвящено сорок лет жизни.
В 1520 г. Микеланджело получил заказ на выполнение внутреннего убранства погребальной капеллы герцогов Медичи во флорентийской церкви Сан-Лоренцо. 14 лет Микеланджело посвятил сооружению гробницы.
Мировую известность Микеланджело принесли росписи свода Сикстинской капеллы в Риме. Ему предстояло расписать 600 квадратных метров, от помощи учеников он отказался, работа длилась 4 года.
В 1536-1541 гг. Микеланджело продолжил работу в Сикстинской капелле, украсив её алтарную стену фреской «Страшный суд», ставшей апофеозом страдания и справедливого возмездия.
В 1546 году он приступил к работам по строительству собора Св. Петра, купол которого стал вершиной его архитектурного творчества.
Микеланджело скончался в возрасте 89 лет. С великими почестями он был похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.