Цели преподавания психологии на разных ступенях образования.




Методологические принципы образования (общепедагогические, дидактические, методические - для психологического образования (по Карандашеву, Бардиер, Поповой, Дубровиной).

Общие педагогические принципы:

· принцип гуманистической ориентации образования ( предполагает особое ценностное отношение к человеку, его индивидуальности, субъектности, веру в его возможности и способности, уважение к личности ребенка, учет потребностей и интересов самого растущего человека, опору на положительное в нем)

· принцип целостности (воспитывающего обучения) ориентирует образовательный процесс на единство обучения и воспитания, на формирование знаний и умений, сознания и поведения в их единстве.

· принцип информатизации ( проявляется в насыщении образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями)

· принцип эстетизации детской жизни (диктует необходимость формирования у воспитанников эстетического отношения к действительности, развитие их эмоционально-чувственной сферы);

· принцип обучения и воспитания в коллективе требует оптимального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми, обеспечения взаимосвязи индивидуальной и групповой работы.

· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников (диктует необходимость изучения уровня актуального развития детей, их склонностей, способностей, интересов, личностных качеств и согласование с результатами этого изучения как целевого, так и содержательного, и процессуального компонентов образования).

Дидактические принципы:

· принцип целенаправленности;

· научности;

· связи обучения с жизнью;

· систематичности и последовательности;

· сознательности и активности;

· наглядности обучения;

· доступности;

· интегративного подхода;

· воспитывающего и развивающего обучения;

· принцип прочности.

Методические принципы:

Г.Л.Бардиер

Принципы работы с детьми в начальной школе
Основные Дополнительные
· учет возрастной мотивационной непоследовательности ребенка; · учет неадекватного влияния школьных отметок; · учет нестабильности и непрогнозируемости поведения детей · открытость группы; · кумулятивная посещаемость уроков; · работа с «живым» содержанием; · раскрепощенность; · конфиденциальность.

М.В. Попова

Принципы преподавания психологии подросткам:

· индивидуальный подход;

· учет возрастных особенностей в обучении;

· принцип мотивационной готовности аудитории.

И.В. Дубровина

Общедидактические принципы с учетом специфики предмета (15 принципов):

· принцип научности;

· внутрипредметные связи;

· межпредметная координация;

· связь теории с практикой;

· наглядность;

· развитие и саморазвитие личности ученика на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения;

· самостоятельность и активность;

· доступность;

· активное субъект-субъектное взаимодействие ребенка и взрослого (сотрудничества);

· поощрение любознательности;

· толерантность;

· безоговорочная вера в способности ребенка понять и усвоить знания по психологии;

· ответственность учителя за знания и умственное развитие учащихся;

· невмешательство во внутренний мир учащихся;

· разграничение учебного предмета психологии от развивающей, тренинговой работы и других типов деятельности практического школьного психолога.


Цели преподавания психологии на разных ступенях образования.

1. Цели начального и основного образования:

· первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся, например, "знакомство с основными категориями психических явлений";

· знакомство с психологией как средством познания других людей, например, "знакомство с индивидуальными особенностями поведения людей (на примере определенных ситуаций)";

· знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности, например, "знакомство с процессами мышления";

· знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными особенностями личности человека в целях понимания других людей, самопознания и саморазвития, например, "знакомство с многообразием эмоциональных явлений" или "усвоение умения распознавать эмоции другого человека";

· знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения, например, "знакомство со способами неречевого воздействия на другого человека";

· профессиональная ориентация, например, "знакомство с психологическими особенностями людей, склонных заниматься определенными видами профессиональной деятельности".

2. Цели среднегообщего образования:

· обучение психологическим знаниям, например, "изучение основных понятий психологии личности";

· знакомство с методами психологического познания и психологической практики, например, "формирование критического мышления средствами психологической науки";

· обучение психологии как средству познания других людей, например, "изучение субъективности индивидуального восприятия";

· обучение психологии как средству самопознания, например, "знакомство с понятиями "Я-концепция" и "самооценка личности";

· обучение психологии как средству саморазвития, например, "изучение психологических методов повышения самоуважения";

· профессиональная ориентация, например, "изучение психологических факторов, обусловливающих выбор профессии" или "изучение психологических ожиданий, которые предъявляют к человеку разные профессии".

3. Цели высшего профессионального образования по специальности и направлению "Психология" (базовое психологическое образование):

· обучение фундаментальным психологическим знаниям, например, "изучение закономерностей развития психики ребенка в младенческом возрасте" или "изучение свойств памяти";

· обучение прикладным психологическим знаниям, например, "применение закономерностей развития психики ребенка для эффективной организации учебной деятельности" или "изучение принципов эффективного социального воздействия";

· обучение научно-исследовательским умениям, например, "изучение типичных экспериментальных планов" или "изучение понятий валидности и надежности психологических измерений";

· обучение практическим психологическим умениям в применении психологических знаний для решения практических задач, например, "освоение применения диагностических методов для выявления самооценки учащегося";

· обучение умениям психологического просвещения и обучения психологическим знаниям других людей, например, "изучение методов продуктивного взаимодействия при обучении психологии" или "освоение техники речевого и неречевого воздействия при обучении психологии";

· формирование психологической культуры, например, "формирование представления студентов об особенностях их самосознания" или "формирование представления студентов о разнообразии индивидуальных особенностей личности других людей".

4. Цели послевузовского профессионального образования по психологическим специальностям:

· углубленное изучение аспирантами психологических дисциплин по научной специальности, например, "изучение психологических теорий социального воздействия";

· обучение умениям применять знания по научной специальности для решения научно-исследовательских задач, например, "изучение научных методов исследования психологических теорий социального воздействия";

· обучение знаниям, умениям и навыкам научно-исследовательской работы, например, "изучение планирования экспериментального исследования" или "изучение использования статистической программы для анализа связи переменных";

· обучение умениям педагогической деятельности в сфере психологии, например, "изучение методики проведения лекции" или "освоение способов демонстрации иллюстративного материала".

5. Цели высшего профессионального, а также среднего специального образования:

· обучение основам психологических знаний, например, "изучение психологических типологий личности";

· знакомство с методами психологии, например, "усвоение методов исследования психики в младенческом возрасте";

· обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профессиональной специализации студентов, например, "изучение психологических факторов успешного запоминания учебной информации" или "изучение психологических основ влияния на другого человека";

· обучение применению психологических знаний для решения практических задач в рамках будущей профессиональной деятельности, например, "усвоение методов психологического анализа урока";

· формирование общей и профессиональной психологической культуры студентов, например, "изучение эффективности стилей педагогического общения".

6. Цели высшего профессионального, а также среднего специального образования специалистов естественно-научного, технического, строительного профиля:

· формирование у студентов представления о системе психологических знаний, о психологии как научной дисциплине и практической деятельности, например, "дать представление о психологии как науке", или "познакомить с основными областями психологического знания";

· знакомство с методами психологического познания и психологической практики, например, "общее знакомство с методами психологического исследования";

· обучение студентов психологии как средству познания других людей, например, "изучение индивидуальных особенностей общения";

· обучение студентов психологии как средству самопознания, например, "изучить индивидуальные особенности памяти";

· обучение студентов психологии как средству саморазвития, например, "изучить психологические факторы повышения эффективности усвоения информации".




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: