Гигиенические требования к оборудованию школ





В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

 


  • между рядами двухместных столов - не менее 60;

  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;

  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;

  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

  • от первой парты до учебной доски - 2,40 - 2,70 м;

  • наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860;

  • высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II - III ступени школы и не менее 45° для школьников 6 - 7 лет.


Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.


Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.

Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.

Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

49. Гигенические требования к планировке школьного задания.

Классно-урочную систему обучения предложил Ян Амос Каменский. Как известно. Уроки имеют 45-минутную продолжительность. Такая продолжительность была рекомендована на III Международном конгрессе по школьной гигиене в 1959 году и показал свою оправданность. Однако, для начальной школы такая продолжительность урока является чрезмерной, особенно для учеников 1-х классов. Педагогическим советам школ представлено право, при наличии соответствующих условий, устанавливать продолжительность урока в начальных классах 35 минут.

В нашей стране большинство начальных школ занимаются по 5-ти дневной учебной неделе, а старшие классы – по 6-ти дневной. Режим 5-ти дневной учебной недели может быть введен в 5-6-х классах, а также с разрешения районного отдела образования и при уменьшении учебной нагрузки в 7- 11 классах. При этом неиспользованные учебные часы переводятся на факультативную часть.

Структура и правильная организация урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников и на их работоспособность. Правильное построение урока, подразумевает чередование различных видов занятий, разных по продолжительности, трудности и утомительности.

Правильная организация урока подразумевает учет изменения работоспособности школьников в течение урока. Во время фазы врабатывания (первые 3-5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика. В период оптимальной работоспособности (в нач. классах этот период продолжается в среднем 15-20 мин., в средних и старших классах – 20-25 мин.) нагрузка может быть максимальной. После этого к концу урока, в связи с развитием утомления, нагрузка должна постепенно снижаться. Наиболее продуктивную часть урока целесообразнее отводить на изложение нового материала, опросу домашних заданий отвести менее продуктивную часть.

Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности, соответствующее «конечному порыву», можно посвятить закрепление нового материала.

Важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам(физкультпаузам). Упражнения должны быть направлены на активацию позных мышц (наклоны туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей(приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп). Для профилактики близорукости рекомендуются разработанные специалистами упражнения (круговые движения глазами, перевод взгляда с пола на потолок и т.д.)

 

50 вопрос.

Осанка и посадка школьников. Гигиенические требования к организации рабочего места школьников.

Осанка – это привычное положение тела во время сидения, стояния, ходьбе и работе. Осанка обычно поддерживается статическим напряжением мышц. Каждому человеку свойственна своя осанка. При правильной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Голова держится прямо или слегка откинута назад, грудь несколько выступает над животом. Мышцы упругие, движения собранные, четкие. Правильная осанка наиболее благоприятна для функционирования системы органов движения и внутренних органов человека, что в конечном итоге способствует повышению работоспособности.

Осанка не относится к числу наследуемых признаков. В основном формирование осанки происходит в 6-7 лет. Напряжение мышц туловища формирует и удерживает осанку, а уменьшение их напряжения нарушает ее. У детей эти мышцы слабо развиты, поэтому их осанка неустойчива.

Детям труднее, чем взрослым, длительное время сохранить правильное положение тела на неправильное. Это сначала ведет к нарушению осанки. А затем к ослаблению мышц спины и искривлению растущего позвоночного столба. Поэтому физические упражнения, подвижные игры, правильно подобранная модель, чередование видов мышечной деятельности предупреждают нарушение осанки. Предпочтительнее ношение книг в ранцах. Нарушениям осанки и искривления позвоночника может способствовать мягкая или прогибающаяся мебель, привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком».

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. А это возможно тогда. Когда мебель соответствует росту и пропорциям тела ребенка. При правильной посадке руки до локтя должны иметь опору, особенно при письме. Стопы лежать на полу или подставке, ¾ бедра находиться на стуле. Расстояние между глазами и текстом должно составлять 35-40 см. книга при чтении лежать наклонно. Под углом 450 к поверхности стола, что облегчает зрительное восприятие и работу глазных мышц.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: