Как, когда и кто должен разъяснять детям половые проблемы?




Семейно-нравственное воспитание детей.

1) На 1000 браков – до 800 разводов в России, 250 разводов в Америке, 80 разводов во Франции, 15-10 разводов в Турции.

2) 14 тысяч мужчин убили женщин.

3) 200 матерей – убили своих детей.

4) 3-4 млн. детей-сирот
2 млн. – заключенных.
3 млн. – наркоманов.

"Чума XX века" СПИД перешагнула с нами в XXI век. По скорости распространения ВИЧ – инфекции Россия вышла на I место в Европе.

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Поэтому вопросы полового воспитания детей в семье нас интересуют в нравственном аспекте. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Нравственность – это умение краснеть и стыдиться. У девочек формируется до 8 лет, у мальчиков – к 10 годам.

Половое воспитание является составной частью нравственного воспитания. Ещё лет 20 назад спорили, следует ли объяснять детям вопросы пола. Врачи, педагоги, психологи согласились, что такие разъяснения необходимы. Правильное разъяснение детям вопросов половой жизни имеет большое профилактическое значение, предупреждая развитие неврозов, гармонично развивай личность. Мы должны дать информацию не вызывая преждевременного возбуждения полового влечения.

Запрет на разъяснение вопросов пола детям часто служит причиной возникновения личных трагедий. Это случается оттого, что у детей не всегда хватает смелости поделиться своими сомнениями или огорчениями даже с самыми близкими. И опасный момент – дети черпают свои "познания" от случайных лиц, а последствия оборачиваются для детей тяжелыми психическими травмами.

Имеется ряд объективных обстоятельств, сделавших проблему полового воспитания актуальной. Их много: акселерация, свобода общения молодежи, доступность средств массовой информации, недостаточность контроля родителей за поведением детей, интимность сексуальных переживаний и склонность детей держать их в тайне. Но главным здесь является раннее взросление наших детей.

За последние 30 лет данные сообщают: 13 летние подростки на 6-7 см. выше и на 6-7 кг. Тяжелее, чем их сверстники в прошлом. Научно-технический прогресс породил иллюзию всемогущества человека над природой, но не привел к прогрессу душевному. Скорее породил обратное. А ещё Аристотель говорил, что если мы идем в знаниях вперед, а в нравственности назад, то мы идём не вперед, а назад.

Школа работает в таких условиях, что здоровье детей ухудшается от класса к классу. Наша бесполая педагогика и единые программы влияют на детей. Так, поступая в 1 класс, девочки и мальчики отличались по 11 психологическим признакам характера. У мальчиков отмечались: склонность к риску, лидерству, умение убедить. Девочки характеризовались большей чувствительностью, открытостью, ответственностью, большей доверчивостью к авторитетам. К IX классу характерные для пола признаки сохранились только по двум показателям. Остальные – у мальчиков нивелировались, сгладились чисто мужские черты характера, а у девочек эти показатели нарастали. Уже в 13 лет у девочек показатель склонности к риску был выше, чем у мальчиков-сверстников, а в 16 лет у девушек был самый большой показатель индивидуализма – "мне должны", "всё для меня".

Половое развитие и созревание наступают раньше, а социальная зрелость и экологическая самостоятельность отодвинулась. Можно сделать вывод: половое воспитание ребенка должно начинаться тогда, когда еще далек от школьного возраста. Еще Антон Семенович Макаренко подчеркнул, что семья в воспитании детей имеет первостепенное значение.

Как, когда и кто должен разъяснять детям половые проблемы?

Разъяснение вопросов в этом плане нельзя ограничивать одной беседой. Не следует провоцировать вопросы, но если вопрс задан, то надо дать правдивый ответ, соответствующий уровню развития ребенка. Беседы с детьми о различии полов, о деторождении должны проводиться с 8-11 лет и необходимую информацию дети должны получить до наступления периода созревания, т.е. до 14 лет.

Первые вопросы могут задавать дети в 3-4 года, они адресованы родителям. Разговаривать надо свободно, естественно, серьезно. "Мама, откуда берутся дети?" – вопрос точно такой же, почему летает самолет или лает собака. "Ребенок сначала бывает очень маленьким, постепенно он растет в теле мамы. Когда он стал большим и ему стало тесно, он отделился от мамы. Маме пришлось лечь в больницу".

Время от времени ребенок может столкнуться с обнаженными родителями. Уместна спокойная реакция. Иногда можно спокойно заметить, что входя к другому человеку, хорошо бы постучать: мало ли чем он может быть занят. Годам к 4 мальчики перестают купаться вместе с мамой, девочки уже после 2х лет обычно не присутствуют при купании отца, старших братьев. (г.Казань, отец купал дочь до 17 лет?!?).

Не стоит насильно приучать детей к обнажению.

Трудно точно указать возраст, начиная с которого дети улавливают сексуальный смысл полового акта, но некоторое (запахи, эмоциональный накал) может восприниматься уже в 2,5 года и может вызвать смущение или испуг. Сексуальная активность маленьких животных ассоциируется с игрой, а крупные животные могут вызвать испуг. Если ребенок столкнулся с физической близостью родителей, то можно воспринять это как драку, войну, роль агрессора отводят отцу. Ребенок может броситься на защиту матери. Увидев родителей, одни становятся скрытными, другие – робкими, зависимыми, легко податливыми, может появиться обида, часть детей может стремиться повторить увиденное в играх. После 1,5 лет ребенок не должен ни слышать, ни видеть проявления интимной жизни родителей. Непонятное может быть источником глубокого и устойчивого страха. Ребенка нужно успокоить и положить спать.

Старшим дошкольникам уже можно объяснить, что ведь и у них в жизни есть моменты, когда им нужно быть одним, когда не хочется, чтобы тебя кто-то видел и отвлекал. Так же бывает и у взрослых. Поэтому люди стучат в чужую комнату, можно ли войти. (* Девочка знала о близости родителей с 6 лет, ждала каждую ночь, … рано вышла замуж, расстались, одинока).

Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. А если мы отмахиваемся, стыдим, то вопросы не исчезают, просто ребенок учится не задавать их родителям. А ответят случайные "знатоки".

Вопрос о происхождении детей открывает широкое поле возможностей для рассказа о человеческих взаимоотношениях – любви, супружестве и родительстве, уважении к будущей матери.

"Ты ведь знаешь, что на свете есть мальчики и девочки. Вот ты кто? А кем будешь – дядей или тетей? Мужчиной или женщиной? Папой или мамой? … – Что ребенку известно о различиях полов? "А мальчики и девочки – это одинаково? Они разные. Чем отличаются? Как ты узнаешь?" (одежда, волосы, игры …)

"У мальчиков внизу живота есть трубочка – половой член, у девочек нет – дырочка. У женщин есть в животе клеточки – семечки (яйцеклетки). А у мужчин – "сперматозоиды". Чтобы появился ребенок, эти клетки мамины и папины должны встретиться и соединиться вместе. Это может быть только когда мальчик станет мужчиной, а девочка – женщиной. Чтобы у них появился малыш – они должны быть взрослыми!

Когда мальчики и девочки вырастают, становятся взрослыми, они могут понравиться друг другу и полюбить. Им хорошо вместе и интересно, они помогают друг другу, заботятся. Им хочется, чтобы так было всегда. И тогда они женятся: становятся мужем и женой. Вместе они уже – семья. У них все общее: дом, вещи, друзья. Им хорошо. Но они любят друг друга так сильно, что им хочется, чтобы у них был ребеночек!".

Мы почти ничего еще не сказали, а объяснили уже не так мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, что они – мамины и папины вместе. "Муж ласкает жену, говорит ей нежные слова и 2 клеточки соединяются, встречаются и начинает расти ребенок. Внутри женского живота есть специальное место для ребеночка, называется "матка". В нем тепло и уютно, как в гнездышке, ребеночек растет. Поэтому и живот у женщины растет. Это называется беременностью. О беременной заботятся, стараются помочь ей, уступить ей место, порадовать ее". "Когда муж помогает во всем, мама здоровая и веселая. Муж и жена ждут малыша, покупают детскую мебель, вещи, игрушки. Проходит 9 месяцев и ребенок рождается в родильном доме. Доктор помогает маме и малышу. День когда он родился – это день рождения, праздник для всей семьи, все рады. Малыш будет сосать молоко из маминой груди. Теперь они будут жить втроем".

Вот и все! Мы рассказали ребенку о различиях полов, роли отца и матери в рождении детей, о развитии ребенка в животе мамы, его появления на свет и питании после рождения. Это, по признанию ведущих сексологов и педагогов, тот минимум знаний, которым должен располагать дошкольник. И это не "голая физиология", не "сексуальная техника", не отталкивающий ребенка натурализм. Это рассказ о любви, о человеческих отношениях, дающий ребенку ответ на вопрос и представление о супружестве и родительстве.

Почему не надо лгать в ответ на "острые" вопросы? Ведь существует ложь во спасение …: "Аист принес. Нашли в капусте. Купили в магазине".

Отец и сын идут в роддом. Сын спрашивает: "Папа, а как получают маленьких братиков? (4 года) Отец, подмигнув, шутит:"Ну, как! Того, который есть, сдают, а нового получают", – в глазах мальчика слезы и ужас, праздник испорчен, у мальчика тяжелый невроз страха, страх остаться одному, без родителей – один из самых мощных детских страхов, порождающих многие неврозы.

Или ответ. Дети растут у мамы в животе. Потом в больнице маме разрезают живот и достают ребеночка. Можно ли сформировать представления о родительстве как о счастье, если девочки боятся белого халата, сдачи крови из пальца и даже осмотра горла?!

Правдивые же ответы хороши тем, что создает у детей иммунитет против опошленных "уличных" сведений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: