История тряпичной куклы.




Трудовое обучение

Урок 8. «Изготовление тряпичной куклы».

Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Почему народная аутентичная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

История тряпичной куклы.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В кукол играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью.

А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).

 

Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называю этот эффект симпатической магией, т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии, передавая импульсы посредством чего-то весьма похожего на эфир. Кто его знает, может ли на самом деле материализовываться тайная волшебная симпатия и связывать изготовителя с обрядово-обережной куколкой? Но что-то символическое (вернее, архетипическое) в подобном колдовском процессе определенно есть.

- Почему куклы делали безликими?

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Делали кукол, в основном, женщины – хранительницы родовых традиций еще со времен эпохи матриархата. Кроме того, многие обрядово-обережные фигурки столь миниатюрны (не большемизинца), что справиться с ювелирной работой способны лишь проворные женские пальчики. Плюс, прекрасная половина человечества всегда отличалась особым созидательным даром, который в те далекие времена особенно ярко проявлялся в быту. К тому же, как по сей день утверждают поэты, каждая женщина – чуть-чуть колдунья.

К примеру, их нельзя было делать в «плохое» для любого рукоделия время. Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, плюс – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила (в частности, кикиморы и русалки). Зато, занятие рукоделием в «хорошее» время (особенно в зимний сезон) приветствовались и нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с длинными разговорами, шутками и песнями.

 

- Какие виды кукол вы знаете?

Виды кукол:

1. Куклы-обереги. Безликие куклы. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. Кукольные платья сшили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Вышитый узор тоже был не случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей – символы плодородия, волнообразные линии – знак земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля, вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета. Куклу оберег вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины делали ангелочка. (Бессоница, Берегиня, Кукла-Кубышка, Зерновушка, День и Ночь, Крупеничка)

2. Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть, сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лыка. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. (Кувадка, Мартинички, Кукушка, Русалка, Коза, Купавка, Десятиручка, Коляда)

3. Игровые куклы предназначались для детский забав. Они были сернутыми, делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготовливались так: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленной ниткой. Так же делали и руки, а небольшой шарик-головку с помощью нитки прикрепляли к туловищу. (Пеленашка, Стригушка,).

Практическая часть.

4. Технология изготовления куклы Кувадки.

Итак, нам потребуется: ножницы, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы.

Сначала изготовим основу куклы.

 

 

Для этого плотно скатаем кусок белой ткани для туловища.

Затем свернем пополам.

Зрительно поделим на 3 части.

Нитками зафиксируем голову, затем туловище, ноги.

 

 

Далее нам нужно изготовить руки.

Для этого берем цветной лоскуток прямоугольной формы, плотно скатываем его, фиксируем по краям нитками, как на рисунке. Затем продеваем руки через туловище куклы. У нас получилась кукла - мальчик. Можно ноги также зафиксировать нитками.

Д ля того чтобы сделать куклу – девочку, необходимо из цветных лоскутков свернуть юбочку и закрепить ее на талии.

 

Кувадка - обереговая кукла.

Куклу можно украсить, как подскажет ваша фантазия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: