Часть1. Тема 1. Лексические нормы.




 

Задание 1. Допиши определение:

А) «Лексическими нормами русского языка называются___________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) «Паронимы – слова______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Назовите виды паронимов:

Паронимы бывают:____________________________________________________________________________

 

 
 
 

Внимание! Эти задания проверяют ваши умения различать паронимы.

Задание 3. Допиши определение и приведи по 5 примеров на каждый вид паронимов:

ü Приставочные паронимы____________________________________________________________

ü суффиксальными_____________________________________________________________________

ü различающиеся конечными буквами__________________________________________________

 

Задание 4. Выполните задания, определив тип паронима и его лексическое значение:


Уплатить – Оплатить  
Представить-Предоставить  
Одеть-Надеть  
Встряхнуть – Стряхнуть  
Поверка - Проверка  
Обсудить - Осудить Нетерпимый - Нестерпимый  
Описка - Отписка  
Красочный-Красящий  
Абонент –Абонемент  
База – Базис.  
Невежа –Невежда  
Адресат –Адресант  
Дипломат –Дипломант  

ü Внимательно изучите алгоритм [1] определения правильности-ошибочности словоупотребления:

 

1. Определите, какой частью речи являются слова-паронимы
2. Внимательно прочитайте предложения, найдете общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
3. Подумайте, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
4. Посмотрите, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.
5. Если возможно, вспомните отличия в значении.

Запомните! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.

Пример выполнения задания:


В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?
В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.
Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.
Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.
Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.

Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.
Враждебный – вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн-. Значение - выражающий враждебное отношение.
Вражеский – враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск-. Значение - принадлежащий врагу.

Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.

В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.

Таким образом, правильный вариант №1.

Задание 5. Используя алгоритм, выполните задания:

1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?


1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.
4) ДИПЛОМАТЫМосковского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

2. В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ?


1) Самым мучительным для Вадима было то, что он все равно ощущал себя ВИНОВАТЫМ, хотя друг с легкостью простил его за эту ложь.
2) Суд признал чиновника ВИНОВАТЫМ в совершении мошенничества.
3) Подросток смотрел на всех испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом.
4) Антонина демонстративно пошла мыть посуду, а он сидел, чувствуя себя ВИНОВАТЫМ в том, что неожиданно нагрянул в гости.

Задание 6. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?

1) На темной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.

 

 

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________

 

Тема 2. Лексические ошибки

Задание 7. Определите какого типа допущены лексические ошибки:

 

Костяной тип мышления,
проанализировать жизнедеятельность писателей,
николаевская агрессия,
Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике;
Стадо зайцев,
под гнетом гуманности,
тайный занавес,
закоренелые устои,
прошел все стадии развития человека;
Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы;
Он внес непосильный вклад в развитие России;
Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе;
Ломоносов жил за сотни миль от столицы;
Молодость била из него ключом;
Надо вывести его на свежую воду.

Задание 8. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.

1. Этот фильм — настоящий бестселлер.
2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями стра­ны.
3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

 

Задание 9. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины: быстро выздоровел благодаря правильному
лечению.

1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.

2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.

3.Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, чер­ника была крупная и сладкая.

4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в шко­лу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.

Задание10. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:

—предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввидупредстоящего отпуска;

—предлог вследствие употребляется при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.

1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радио­слушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.

2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоя­щего завтра, 12 июня, ремонта водо- провода просим вас за­пастись водой заблаговременно.

3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступле­ния дело было закрыто.

4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойст­венном ему значении возникает речевая ошибка.

Задание 11. Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказы­вать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь,умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (та­лантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

 

Задание 12. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.

1.Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.

2.Результаты анализа крови у детей из Брагина и Мин­ска были отличные.

3.Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинени­ях трёх учеников.

4.В документах допускаются различные ошибки.

5.Мы внимательно прослушали рекомендации врача.

Задание13. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

1.Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечат­ляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зар­плата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнез­довье).

 

2.(Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, греч­невое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) насе­ление, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (нацио­налистический, национальный) костюм, (снискать, сыс­кать) уважение.

Задание14. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходи­мо, данное словосинонимами.
1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

—Поесть действительно не худо, — сказал, потягива­ясь, Базаров.

2. -Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... ничего не признает?

—Скажи: который ничего не уважает, — сказал Па­вел Петрович.

—Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.

 

Задание15. Подчеркните предложения, в которых наблюдается речевая избыточность.

1.Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыг­нул и сорвал вишню.

2.Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.

3.От стыда парнишка опустил голову вниз и мол­чал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.

4.Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сер­гей настоящий меломан.

5.Врач обнаружил нарушение двигательной мотори­ки желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики же­лудка.

 

Задание 16. Подчеркните неуместно употреблённые однокоренные слова, замените их синонимами.

 

1. Писатель писал роман в послевоенные годы.2. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.

(_____________________)(________________________________)

3.Герои-подпольщики вели себя героически. 4.Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.

(____________________)(______________________________)

5.В поэме «Мёртвые души» изображены образы поме­щиков.

(_____________________ ____________________)

Задание 17. Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г.) в соответствии с нормами русского литературного языка (в высказываниях сохранена «авторская» орфография и пунктуация).

1. Нужна стиралкаLGWD-80157N (голубая).2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.

3.Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.
4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.
5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.
6. Помагитепожалуста. Где можно скочятьпроги для хакеров?

 

Задание 18. Отметьте предложения, в которых произошло смеше­ние лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.

1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой то­вар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.

2. В начале XII века с половцами был заключён выгод­ный для России мир.

3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Ор­ду угнали множество мужчин, женщин и детей, опусто­шили города, волости и агрогородки, разграбили монасты­ри и церкви.

4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.

5. Владимир Мономах был мудрым правителем, слав­ным воином и патриотом земли русской.

Задание 19. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.

1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удо­вольствием посещают её.

2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.

 

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: