Вербальная коммуникация. Речь




Авторитарная и диалогическая коммуникация

№ п/п Параметры процесса коммуникации Авторитарная коммуникация Диалогическая коммуникация
1. Психологическая установка коммуникатора «сверху-вниз» «на равных»
2. Характеристика текста: · Безличный характер, · Без учёта особенностей слушателей, · Сокрытие чувств, · Аксиоматичное содержание · Персонификация, · Учёт индивидуальных особенностей слушателей, · Открытое предъявление собственных чувств, · Дискуссионный характер содержания  
3. Форма коммуникации монофония полифония
4. Характер невербального поведения Закрытые жесты и позиция «над аудиторией» Открытая жестикуляция, один пространственный уровень

 

Вербальная коммуникация. Речь

В качестве знаковой системы используется человеческая речь- самое универсальное средство коммуникации. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Информация- это отдельный элемент образа мира, полученный через опосредованное или непосредственное познание. В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содержание существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Кроме того, посланное им сообщение не остаётся неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально- психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

Понимание речи начинается с восприятия и осмысления отдельных слов. Декодирование их позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определённую мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается понимание сообщения в целом. А.Р. Лурия считал, что для понимания целостного сообщения воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст. Знание подтекста речи, который извлекают из содержания разговора, является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста и создаёт условия для достижения взаимопонимания людей. Важным инструментом этого процесса является обратная связь – сообщения, которые человек посылает в ответ на сообщения другого. Обратная связь может быть: безоценочной (уточнение информации с целью получения дополнительных сведений), негативной (содержащей критику или корректировку), позитивной (содержащей одобрение или поддержку).

Совокупность определённых мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название убеждающей коммуникации. Американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет) предложена модель коммуникативного процесса. Она включает 5 элементов:

1. Кто? (передаёт сообщение) – Коммуникатор

2. Что? (передаётся) – Сообщение (текст).

3. Как? (осуществляется передача) – Канал

4. Кому? (направлено сообщение) – Аудитория

5. С каким эффектом? – Эффективность

Эта схема может помочь при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение при условии включения её в деятельность. Знание языка вне речевой деятельности теряет смысл и потому забывается.

Речевая деятельность обозначает деятельность общения между людьми посредством языка и речи. Речевую деятельность удобнее рассмотреть, разложив её на виды речи. По степени направленности можно выделить внешнюю и внутреннюю речь. Сначала возникает внешняя, устная речь, социально обусловленная необходимостью общения ребёнка со взрослыми, а внутренняя речь является производной от неё. Л.С.Выготский утверждал, что внутренняя речь возникает из эгоцентрической речи. Ребёнок разговаривает во время игры и других занятий сам с собой, а затем эта речь обеззвучивается, сокращается и превращается во внутреннюю речь. Внутренняя речь - это речь без звука, скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя.

Внешняя устная речь имеет два вида: монологический и диалогический. Монологическая речь есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. В ней используются слова, разъясняющие, уточняющие, конкретизирующие основную мысль. В Приложении есть План подготовки выступления и основные приёмы привлечения внимания в устном выступлении.

Диалогическая (или диалоговая) речь предполагает обмен репликами между двумя и более людьми. Существуют различные формы диалога: бытовой разговор, беседа на определённую тему (в том числе интервью, беседа в учебном процессе), теоретическая дискуссия, молодёжный диспут, политическая полемика. Речевая деятельность дополняется невербальными знаковыми сигналами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: