Принцип иерархии («скалярный принцип»).




Реферат

По основам менеджмента в туризме

На тему «Управленческие принципы Джеймса Муни и Алана Рейли»

 

Выполнен Токмановой Марией

Преподаватель: Семенова Зоя Анатольевна

 

 

Санкт-Петербург

Содержание

 

Введение.....................................................................................................................................3

1. Биография Джеймса Муни и Алана Рейли.........................................................................4

2. Основные работы..................................................................................................................4

3. Понятие организации............................................................................................................5

4. Принципы организации........................................................................................................6

4.1 Принцип координации........................................................................................................6

4.2 Принцип иерархии..............................................................................................................7

4.3 Принцип функциональности..............................................................................................7

4.4 Принцип линейного и штабного персонала.....................................................................8

5. Практические аспекты организационной теории Джеймса Муни и Алана Рейли.........9

6. Заключение..........................................................................................................................10

 

 

Введение

Большой вклад в формирование и развитие административной школы менеджмента внесли Дж. Д. Муни и А. К. Рейли. В своих работах они развили теорию принципов управления и системно подошли к анализу управления организацией в целом. В 1930-е годах ими была предпринята попытка сформулировать принципы, по которым должна строиться эффективная организация. Их главной заботой было повышение эффективности применительно к работе всей организации. Во многом такая ориентация их исследований была связана с тем, что они имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.

Огромный практический опыт Муни и Рейли заставлял их верить в то, что выведенные ими логическим путем законы организации подобны физическим законам в своей универсальности.

 

Биография

Джеймс Муни (1884–1957) – американский экономист, инженер, один из руководителей компании General Motors.

Дж. Муни получил ученую степень в области бизнеса в Университете Нью-Йорка и затем защитил диссертацию на звание доктора технических наук в Технологическом институте Кейса. Он занимал важные посты в компаниях Remy Electric Company, GM Overseas и Willys Overland Motors. Был высококвалифицированным инженером и опытным топ-менеджером. Одним из первых обосновал универсальность принципов организации.

 

Алан Рейли (1869–1947) – американский теоретик менеджмента, один из руководителей компании General Motors. Одним из первых всесторонне обосновал принцип делегирования ответственности.

 

 

Основные работы.

 

Наиболее известной совместной работой Дж. Муни и А. Рейли является работа «Прогрессивная индустрия» (1931). Второе, более полное, издание этой работы вышло в 1939 г. под названием «Принципы организации», а третье – в 1947 г., уже после смерти А. Рейли.

В организационной теории Дж. Муни и А. Рейли основное внимание было сконцентрировано на следующих моментах: во-первых, рассматривалась сущность организации, во-вторых, авторами были выдвинуты и всесторонне обоснованы главные принципы построения организаций, в-третьих, был проведен анализ влияния современных приемов менеджмента на эффективность функционирования предприятий и уровень благосостояния общества и, в-четвертых, они одними из первых в управленческой мысли доказали бесполезность производства без продаж.

Понятие организации.

В работах «Прогрессивная индустрия» и «Принципы организации» Дж. Муни и А. Рейли предложили общее определение понятия «организация». По их мнению, организация представляет собой одну из форм объединения людей для достижения общей цели. На основе анализа эволюции различных организационных форм, начиная со времен Римской империи и Средневековья и заканчивая предприятиями начала ХХ в., обобщения опыта построения правительственных структур и церковной иерархии они пришли к выводу, что для человечества характерна приверженность к организационной деятельности, в совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. Поэтому организация – это универсальное явление: «Возраст организации равен возрасту человеческого общества».

По мнению Дж. Муни и А. Рейли, организационная структура начинается там, где двое или больше людей объединяют свои усилия для достижения поставленной цели. Без определения цели в любой сфере не может эффективно функционировать ни одна организация. Однако они подчеркивали, что сама по себе комбинация людей и цели еще не составляет организационной структуры.

Цели организации соотносятся у них с концепцией доктрины. С одной стороны, доктрина является почти синонимом понятия цели, так как отражает идею, философию и пр.: «Доктрина в своем первоначальном смысле означает просто определение цели». С другой – доктрина включает также процедуры достижения поставленной цели. Поэтому соавторы настаивают на том, чтобы доктрина (цель) была и необходимой, и легитимной.

Дж. Муни и А. Рейли подчеркивают, что даже если каждый член организации знает общую цель и осознаёт предназначение организации, это осознание неодинаково на разных ступенях организационной структуры. Оно укрепляется по мере продвижения наверх и, наоборот, ослабевает на нижних ступенях иерархии. То есть достижение общей цели требует взаимопонимания всех членов организации. Дж. Муни и А. Рейли исходили из того, что управление – это искусство вдохновлять и направлять других людей. Поэтому главной обязанностью высшего руководства должно стать обеспечение таких условий, при которых предназначение организации осознаётся как можно большим числом ее членов.

Таким образом, в рамках административной школы произошел переход от управления по заданию к управлению на основе формирования общих целей.

 

 

Принципы организации.

 

Дж. Муни и А. Рейли считали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и результативное управление возможно только на основе знания этих свойств. Они дополнили работу А. Файоля и сформулировали принципы построения эффективной структуры.

В работе «Прогрессивная индустрия» внимание акцентируется на трех основных принципах: координации, иерархии (ступенчатости) и функциональности.

Принцип координации.

«Координация – это упорядоченная организация групповых усилий с целью обеспечения единства действий для достижения общей цели». Координация достигается не только за счет единоначалия, но и за счет корпоративной солидарности служащих.

По мнению Дж. Муни и А. Рейли, организационные структуры могут полностью использовать свой потенциал и предотвратить отрицательные последствия конфликтов только тогда, когда функционирование всех подразделений будет должным образом скоординировано так, чтобы они полностью объединили свои усилия. Координация «создает организационную структуру», тогда как лидер просто ведет за собой ее членов. Без координации организационные структуры не могут существовать, так же как координация вряд ли возможна в отсутствие власти. Именно власть, считают они, является высшей координирующей силой и необходимой составной частью успешного функционирования организации. Принцип координации предполагает, что действия людей должны определяться предписанным набором обязанностей и увязываться между собой.

Таким образом, в соответствии с подходом Дж. Муни и А. Рейли, координация выступает первым и самым важным принципом организации. В отличие от А. Файоля, у которого координация рассматривалась как отдельная самостоятельная функция, Дж. Муни и А. Рейли считали ее сущностью всех принципов. По их мнению, потенциально принцип координации содержит в себе все другие. Если произвести логическую развертку принципа координации, то окажется, что он включает в себя скалярный и функциональный принципы. Координация начинается на самом верху и идет вниз через всю организационную структуру, трансформируясь в скалярный принцип, в свою очередь, вертикальная иерархия дополняется горизонтальной, что формирует основу для развертывания функционального принципа.

Принцип иерархии («скалярный принцип»).

 

Принцип иерархии, или вертикального разделения труда, указывает на то, что власть и полномочия должны возрастать пропорционально друг другу. Каждый служащий должен быть связан с главой всей организации четко определенной властной вертикалью, по которой к нему поступают распоряжения. То есть управленческая власть и ответственность последовательно располагаются по рангу по всей организации в соответствии не с содержанием труда, а с властью и мерой ответственности различных менеджеров.

При рассмотрении скалярного принципа Дж. Муни и А. Рейли высказывали идеи о необходимости делегирования полномочий. Отдельные полномочия начальник должен передоверять своим помощникам. В противном случае он обрекает себя на выполнение чрезмерно широкого круга обязанностей, даже малозначительных, что приводит к снижению общей эффективности его труда. В то же время излишнее делегирование чревато отказом от власти и ответственности, оно может подорвать основу единоначалия. Лидер должен сосредоточиваться на решении только самых важных обязанностей, а второстепенные делегировать подчиненным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: