УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
№118 «Яблочко»
_____________ Юзекаева З.Р.
«_»___ 20 г.
Рассмотрено на педсовете№__
Протокол № ___ от _____20__г.
Авторская программа по дополнительному
Образованию «Абакус для детей (ментальная
арифметика)» для детей 4- 7 лет.
Автор: воспитатель 1 кв. категории Бакиева Р.Ш.
Авторская программа по дополнительному образованию «Абакус для детей (ментальная арифметика)»
разработана в соответствии с «Положением о предоставляемых платных образовательных услугах», Уставом ДОУ, с учетом ФГОС и запросов родителей наших воспитанников.
Программа «Абакус для детей (ментальная арифметика) » создана с целью расширения спектра дополнительных образовательных услуг в ДОУ, превышающих государственные образовательные стандарты и не предусмотренных основной общеобразовательной программой ДОУ. Авторская программа «Абакус для детей (ментальная арифметика)» имеет интеллектуальную и творческую направленность, предназначена для занятий с детьми 4 -7 лет.
Актуальность программы
Социальный заказ современных родителей характеризуют следующие моменты:
1. Родители хорошо понимают, что будущему первокласснику необходимы развитые логические умения, превышающие обязательный уровень.
2. С другой стороны, наиболее востребованы и успешны в современной жизни люди творческого склада ума, инициативные, способные к эффективному сотрудничеству.
3. Поскольку дошкольное детство – сенситивный период для развития способностей, поэтому развивать способности детей необходимо как можно раньше.
Таким образом, педагогам дополнительного образования необходимо объединить усилия по формированию как интеллектуальных, так и творческих способностей у детей уже с 4 лет. Авторская программа «Абакус для детей (ментальная арифметика)» предлагает успешный опыт подобного объединения.
Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое полушарие вносит свой специфический вклад в мышление человека. Левое полушарие «думает» о вещах с помощью слов, правое полушарие - в виде образов. В левом полушарии доминируют последовательное мышление, навыки слушания, логический анализ и языковые навыки. Правое полушарие отвечает за фотографическую память, креативность, ориентацию в пространстве и другие навыки. Современная образовательная программа, преимущественно, использует левое полушарие мозга. Лучших результатов можно добиться, когда мозг работает как целостная система, оба полушария работают синхронно и между ними образовано множество нейронных связей, которые активно формируются в детстве. Французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.» Научные исследования показали положительное воздействие ментальной арифметики на формирование межполушарного взаимодействия. Решая арифметические задачи с помощью абакуса, дети одновременно используют и образное и пошагово-логическое мышление.
На первом этапе дети учатся решать задачи используя древнейший вычислительный инструмент - абакус. Затем, используя образ абакуса, они решают задачи в уме. Таким образом, дети с большой скоростью решают сложные арифметические задачи и играют одновременно.
Новизна программы обеспечивается за счет того, что
«Ментальная арифметика» — это уникальная методика развития умственных способностей, логики, мышления и творческих направлений детей в возрасте от 4 до 12 лет, основанная на системе устного счета. Обучаясь этой методике ребенок может решить любые арифметические задачи за несколько секунд сложение, вычитания в уме быстрее, чем с помощью калькулятора.
Обучение по программе «Абакус для детей (ментальная арифметика)» – это прежде всего правильная тренировка головного мозга. Умение быстро считать в уме – не самоцель, а путь к гармоничному развитию у детей сразу обоих полушарий мозга. Образами ведает правое полушарие и так егого работать научили миллионы лет эволюции. Это знание нам передается с рождения. А цифрами ведает левое полушарие. И это знание нам передает школа. Так почему же не найти метод при котором наше быстрое правое полушарие научится оперировать точными данными. У нас в голове суперкомпьютер, но мы им не пользуемся.
Наша программа предназначена чтобы переучить наши полушария. Заставить их работать слаженно и одновременно. Настроить мозг на работу непривычным способом.
Дети обучающиеся по программе «Абакус для детей (ментальная арифметика)» добиваются высоких результатов не только в математике, но и в других сферах за счёт более эффективного использования возможностей своего мозга.
Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, в рамках которой возникают новые личностные и психологические новообразования концу дошкольного возраста. Для ребенка игра значит то же самое, что и трудовая деятельность для взрослого человека. В игре ребенок вырабатывает свою собственную модель окружающей его действительности.. Для каждого ребенка в той или иной мере нужны игры помогающие развить логику и логическое мышление. Свою эффективность такие занятия доказали временем и должны применяться не только в детских дошкольных учреждениях, но и в школе, дома. Игры на логику и мышление помогают с младенческого возраста развить логику и прежде всего внимание у ребенка. К тому же они вызывают у него живой интерес, и тем самым помогут не только скоротать совместное время провождение, помочь с воспитанием, но и предотвратить всевозможные шалости. Так же при помощи игры, возможно, увлечь ребенка и тем самым на определенное время удержать его внимание.
Автором программы был обобщен большой личный и педагогический опыт по использованию развивающих игр; игры и задания были отобраны, скомпонованы, расширены, в том числе за счет аналогичных, промежуточных по сложности, и систематизированы в единый цикл.
Таким образом, новизна авторской программы «Абакус для детей (ментальная апифметика)» заключается в специально разработанном цикле комплексных тематических игр-занятий по формированию умственных и творческих способностей детей в соответствии с целями и задачами, обеспечивающими обучение, развитие и воспитание детей от 4 до 7 лет.
Реализация содержания программы позволит не только удовлетворить потребности родителей, но и создать равные условия для развития творческой личности каждого ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, самореализацию его возможностей, мотивацию к познанию нового.
Цель программы: Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка; формировать интеллектуальные и художественно - творческие способности каждого ребенка через обучение методики ментальной арифметики.
Задачи:
Обучающие задачи:
Обучать приемам счета на счетах-абакусах
Обучать логическим приемам работы с объектом или множеством - Формировать представления о математических понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;
Развивающие задачи:
Развитие у детей: мелкой моторики,логики, концентрации внимания, фотографической памяти уверенности в себе,успех в учебе, аналитического мышления,креативного мышления, точности и быстроты.
Развивать умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат;
Воспитательные задачи:
Обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребенок чувствует себя принятым, защищенным и успешным;
Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка;
Поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка;
Стимулировать интерес к самостоятельному освоению математических правил
Пояснительная записка:
Ум ребёнка - на кончиках его пальцев. Поэтому упражнения для мелкой моторики входят в программы развития детей. В «Ментальной арифметике» дети передвигают костяшки счёт большим и средним пальцами обеих рук. Овладев абакусом, начинают считать в уме и всё так же двигают пальцами по воображаемым счётам, посылая мыслительные импульсы в мозг. Чем раньше абакус окажется в их руках, тем больше возможностей откроется перед ними в будущем.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ «Абакус для детей (ментальная арифметика)»
Основная часть обучения заключается в интенсивном использовании ребенком счетов (абакус). Края косточек счет специально заострены, что развивает у детей мелкую моторику рук. На начальной стадии обучения ребенок использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга.
Пройдя эту стадию программы, дети переходят к нематериальным вычислениям - счету в уме. Каждая стадия тренировки постепенно ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует его собственное воображение, благодаря чему впоследствии он сможет производить расчеты в уме, лишь представляя абакус перед собой и мысленно совершая движения косточками (так называемая работа с воображаемыми счетами).
Дети постигают все 2 вида математических операций (сложение, вычитание). При синхронном участии обоих полушарий головного мозга процесс обучения и размышления становится гораздо более эффективным.
Я дополнила программу быстрого устного счета следующими компонентами, взятыми из программы упражнений «брейн-фитнес» (гимнастики ума):
Упражнение на развитие памяти: визуальную и слухоречевую.
Упражнения на развитие внимания: произвольность, концентрацию (сосредоточенность), объем и устойчивость. Упражнения формируют как умение сосредотачиваться на зрительной информации, так и информации, поступающей через слух.
Интеллектуальное развитие - упражнения на развитие логики и нестандартного мышления (творческих способностей): Для этого детям на занятиях предлагаются дополнительные игры, пособия и задания, а также видеоматериалы.
Упражнения на межполушарное взаимодействие: Сюда включены кинезеологические упражнения и упражнения, направленные на увеличение скорости мыслительных процессов.
Создание мотивации. На наши занятия одинаково с удовольствием ходят как успевающие дети, так и дети с трудностями в обучении. Проведение таких занятий повышает любовь детей к обучению.
О занятиях по методике «Абакус (ментальная арифметика)»
Занятия проходят в игровой форме 1 раз в неделю по 1 часу (2 занятия)
Считаю целесообразным проводить занятия по следующей схеме: орг. момент, изучение нового материала, физ. пауза, закрепление нового материала, развивающая игра.
После каждого занятия дети получают домашнее задание. Для этого ребенку ежедневно потребуется 15 – 20 минут. Дома дети работают с учебниками-тетрадями и онлайн программами. Благодаря нашему собственному программному обеспечению, учащиеся могут выполнять онлайн задания дома в непринужденной обстановке, что также стимулирует детей к выполнению упражнений и поддерживает интерес учащихся к счету в уме.
Общий курс рассчитан на 2-3 года.
Все учебные материалы предоставляются.
Доступ к уникальной онлайн - программе для тренировок дома.
Наличие специализированных игр направленных на развитие внимания, логики, скорости и мышления.
Несомненно, игры на логику и мышление должны быть разделены в зависимости от возраста и особенно пола ребенка. Девочкам будет особенно полезно играть в игры на логику и мышление. Мальчикам, напротив, больше пригодится развивать логику.
Что такое мышление?
Мышление это - познание сущности вещей, умение обобщать, находить родственные связи между вещами и предметами, умение рассуждать и мыслить.
Что такое логика?
Логика это – наука о законах и операциях правильного мышления.
Исследователями было давно доказано, что дети младшего возраста лучше усваивают новую информацию в процессе игры, а не во время учебы. Поэтому обучение ментальной арифметики проводится в форме игры.
Таким образом, в процессе игры у ребенка развивается способность фантазировать и воображать, а это служит мощным стимулом для творческой активности. Творчество, в свою очередь, помогает ребенку лучше понять себя и окружающий мир.
Обучение ментальной арифметике в игровой форме станет надежным подспорьем в развитии мыслительных процессов у ребенка
«Абакус - ментальная арифметика» - уникальная программа для развития вашего ребенка в качестве основного учебного инструмента использует абакус, древние китайские счеты. Абакус позволяет детям понять суть арифметических операций, делая их наглядными. Абакус визуализирует счет, и дети, научаясь считать в уме, первое время представляют в своем воображении абакус.
На абакусе дети учатся и простейшим арифметическим операциям, таким как сложение, вычитание, (а дошкольники знакомятся с ними). При занятиях с абакусом стимулируется правое полушарие головного мозга (отвечающее за эмоции, творчество, образное мышление), работа обоих полушарий головного мозга гармонизируются, и результатом этого становится умение быстро и точно считать в уме (без использования калькуляторов или бумаги и карандашей).
Программа ментальной арифметики разделена на два цикла в зависимости от возраста, в каком дети начинают заниматься. Циклы различаются несущественно, в основном подходом к обучению с учетом возраста детей, а также длительностью. По окончании программы все дети вне зависимости от пройденного курса могут быстро и точно считать в уме, производить в уме все арифметические вычисления — сложение, вычитание.
Общие навыки, способствующие успешному обучению в школе и вузе и, далее, успеху в жизни, у детей, прошедших разные курсы, развиваются одинаково.
Современным детям очень тяжело подчинить себя установленной дисциплине в школе, они часто отвлекаются, быстро утомляются и жалуются на отсутствие интереса к занятиям. Наблюдения свидетельствуют о том, что ученикам затруднительно выдержать долгие уроки, на которых обучают счету. Поэтому на занятиях чередуется учебный материал с играми, веселыми упражнениями для глаз и осанки.
Программа ментальной арифметики по праву считается передовой, она учитывает наработки китайских ученых. Все группы с учениками разделены по возрасту, так как этот подход позволяет наилучшим образом социализировать детей. Ментальная арифметика отлично усваивается в дружественной и непринужденной обстановке.
Все ученики получают после уроков домашнее задания для лучшей проработки усвоенного материала. Это делается не потому, что дети не успеют закрепить знания в течение занятия. Программа обучения ментальной арифметики с помощью абакуса нуждается в постоянной практике. Это необходимо делать по той причине, что мозг ребенка нуждается в постоянных тренировкам в определенном темпе. Его выработка будет способствовать эффективности развития мышления и интеллектуальных возможностей. В этом вопросе не лишним будет привести аналогию в тренировками в фитнес-зале: если прекратить их посещать, то тело потеряет прежнюю форму.
Программа направлена на постоянное и правильное развитие ребенка, ведь такой подход обеспечивает успех в дальнейшей жизни. Для того, чтобы дети смогли в будущем достигать поставленных целей, необходимо как можно раньше вкладывать в их всестороннее развитие. Преимущества программы ментальной арифметики заключаются в привитии детям способности ощущать вкус побед и поражений. Это сделает их уверенными в себе, послужит фундаментом для целеустремленности. Дети не будут видеть перед собой преград, что сделает их сознание более гибким. Они смогут выбрать в дальнейшем ту сферу деятельности, которая отвечает их интересам.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
наглядность (наличие дидактических материалов).
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
групповой (работа в парах).
индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Структура занятия
Вариант 1: часовое занятие
5’ Установление контакта с учениками
5’ Повторение пройденного материала / Задания с флеш-картами
5’ Новая тема / Продолжение новой темы
10’ Работа со счетами
10’ Дополнительные упражнения и игры: мелкая моторика,
равновесие, внимание и память, физическая активность (аэробная нагрузка)
5’ Работа с ментальными картами
5’ Завершение урока
Вариант 2: двухчасовое занятие
5’ Установление контакта с учениками
10’ Повторение пройденного материала / Задания с флеш-картами
5’ Новая тема
10’ Работа со счетами
5’ Работа с ментальными картами
10’ Дополнительные упражнения и игры: мелкая моторика,
равновесие
10’ Перерыв
5’ Упражнение на внимание, память
5’ Закрепление новой темы
15’ Работа со счетами
5’ Работа с ментальными картами
10’ Дополнительные упражнения и игры: равновесие,
физическая активность (аэробная нагрузка)
5’ Завершение занятия
Программа курса «Подготовительный курс «Я считаю до 10» -экспресс курс –«Технология Н.Буракова »
Знакомство с цифрой «0».Задания на число «0».Написание цыфры «0».
Работа в тетради..
Неделя
Зан.
Повторение: число «0»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «1».Задания на число «1».Написание цыфры «1».
Работа в тетради.
Неделя
Зан.
Повторение: число «1»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «2».Задания на число «2».Написание цыфры «2».
Работа в тетради.
Неделя
4 зан.
Повторение: число «2»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «3».Задания на число «3».Написание цыфры «3».
Работа в тетради.
Неделя
Зан.
Повторение: число «3»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «4».Задания на число «4».Написание цыфры «4».
Работа в тетради.
Неделя
Зан.
Повторение: число «4»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «5».Задания на число «5».Написание цыфры «5».
Работа в тетради.
Неделя.
Зан.
Повторение: число «5»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «5».Задания на число «5».Написание цыфры «5».
Работа в тетради.
Неделя
Зан.
Повторение: число «5»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «6».Задания на число «6».Написание цыфры «6».
Работа в тетради.
Нед..
Зан.
Повторение: число «6»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «7».Задания на число «7».Написание цыфры «7».
Работа в тетради.
1.
Неделя 10зан.
Повторение: число «7»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «8».Задания на число «8».Написание цыфры «8».
Неделя.
Занят
Повторение: число «8»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «9».Задания на число «9».Написание цыфры «9».
Неделя
Занят.
Повторение: число «9»
Дополнительно: Знакомство с цифрой «10».Задания на число «10».Написание цыфры «10».
Неделя.
Занят.
Обучение счету до 100.
Знакомство с цыфрами десятками до 100.
Неделя
Занят.
Игры – лабиринты.
Работа в тетрадях.
Неделя.
Занят.
Рисование двумя руками.
Неделя
Занят.
Настольная игра «Добль» 2 неделя.
17 занят.
Состав числа «5».
Игры для практики.
Неделя.
Занят.
Состав числа «6».
Неделя.
Занят.
Состав числа «6».
Игры для практики.
2.
Занят.
Состав числа «7». 2 неделя.
Занят.
Состав числа «8».
Игры для практики. 2 неделя.
Занят.
Состав числа «9».
Игры для практики.
Неделя.
Занят.
Состав числа «10».
Игры для практики.
Неделя.
24 занят.
Струп-тест.
Простая таблица Шульца.