Построение фигуры человека.




КАРТА УРОКА

по учебному предмету «Живопись»

4 «А» класс

Тема урока: " Этюд фигуры человека."

 

Дата: 21апреля 2020 года.

 

Задачи урока:

1. Выполнение этюда с натуры фигуры человека;

2. Освоение правил изображения фигуры человека;

3. Представления о пропорциях человеческой фигуры;

Задача обучающегося:

1. Закрепление приёмов работы с акварелью;

2. Закрепление навыков лепить форму предмета по средствам мазка и лессировки;

3. Повторение правил о взаимоотношениях теплых и холодных цветов в живописи.

Последовательность работы (с включением письменного описания):

Построение фигуры человека.

Для того чтобы научиться рисовать человека, нужно прежде всего изучить пропорции человеческого тела. За единицу измерения человеческой фигуры обычно принимается голова, которая у взрослого человека составляет приблизительно 1/7 - 1/8 всей фигуры. Классическое определение пропорций человеческого тела дается в рисунке Микеланджело, который делит фигуру человека на восемь равных частей. Такие пропорции характерны для высоких людей. При среднем росте, встречающемся чаще всего, более применимо деление на семь частей. Пропорции фигуры ребенка иные, чем у взрослого: голова его значительно больше по отношению к туловищу. Поэтому, принимая за единицу измерения голову ребенка-дошкольника, можно определить пропорции фигуры следующим образом: 1:4-1:5, в зависимости от роста. Нарушение пропорций при рисовании приводит к искажению фигуры.

Как и при рисовании других предметов, изучать форму и пропорции нужно на основе рисования с натуры. Для начала предлагаю вам изучить пропорции на схеме построения фигуры (рис. 1).


Рис. 1. Схема рисования человека

Каким образом рисуется схема?

Прежде всего наметьте на выбранном вами листе бумаги размер фигуры (ее верхнюю и нижнюю точки) и при рисовании частей тела старайтесь не выходить за пределы намеченного.

Часто начинают рисовать с какой-то одной части тела: ноги, руки и т. д., при этом оказывается, что рисунок не умещается на листе или сдвигается. Начинать надо с определения основных пропорций человеческого тела.

Человеческая фигура симметрична, правая часть повторяет левую, поэтому сначала определите основную ось симметрии (вертикальная линия, делящая фигуру пополам) и проведите ее от верхней намеченной точки к нижней.

Разделите основную линию на семь равных частей, приняв за единицу размер головы от темени до подбородка.

Помните, что все вспомогательные линии надо намечать легким прикосновением карандаша, не допуская сильного нажима, черноты, чтобы они не мешали восприятию целого и в процессе работы их можно было легко стереть.

Наметьте форму головы обобщенной яйцеобразной формы между 1-й и 2-й линиями схемы. Затем нарисуйте шею, помня, что при фронтальном положении фигуры часть ее закрыта лицом.

После этого наметьте основную форму корпуса тела и только тогда переходите к прорисовке линий плеч. Линия талии находится на 4-й линии схемы. Сразу же намечайте ноги, расчленяя бедро и голень. Бедро немного длиннее голени, поэтому колени будут находиться между 6-й и 7-й линиями. Затем наметьте руки. Конец кисти опущенной руки доходит до середины бедра (между 5-й и 6-й линиями). Локоть находится приблизительно на Уровне линии талии и делит руку примерно пополам. Длина кисти чуть меньше единицы измерения (длины головы), а длина стопы - чуть больше.

Все симметричные части (плечи, руки, ноги и т. д.) нужно намечать одновременно, правильно определяя величину, расстояние, направление, и рисовать, постоянно сравнивая друг с другом, иначе вы допустите ошибку и не получите правильно построенной фигуры.

После того как вы наметите основное, можно приступить к уточнению формы тела. Помните, что руки сужаются к кисти, а ноги в бедрах значительно шире, чем в голени.

Рисуя человека по схеме, необходимо проверять форму и расположение частей тела, сравнивая с живой фигурой.

При рисовании надо помнить о характерных особенностях мужской, женской и детской фигуры. В мужской фигуре, схема которой приводится, плечи шире бедер, у женщин же часто бедра сильно развиты, а плечи более покатые и уже бедер, ноги у мужчин, как правило, длиннее и тоньше, чем у женщин.

Нарисуйте схему построения фигуры ребенка-дошкольника по тому же принципу, что и схему построения фигуры взрослого человека, но уже с иными пропорциями.

Ось симметрии разделите на пять равных частей.

При рисовании детской фигуры надо учитывать ее особенности. Голова более круглой формы. Плечи слабо развиты и по ширине почти соответствуют бедрам. Линия талии делит фигуру пополам, так как ноги ребенка значительно короче ног взрослого (относительно размера тела), они почти такой же длины, как и руки. Все формы тела мягче по очертаниям (рис. 2).


Рис. 2. Схема рисования ребенка

Теперь, когда фигура нарисована, обратитесь к прорисовке головы взрослого, которая при обобщенном рисунке имеет яйцеобразную форму, как правило, сужающуюся книзу.

Положение головы определяется с помощью вертикальной и горизонтальной осей, которые помогают строить голову. Вертикаль делит голову пополам и определяет ее длину. Горизонтальная ось определяет ширину головы и положение глаз и делит голову приблизительно пополам. Намечая линии построения, сравнивайте основные размеры частей головы с ее общим размером, например высоту и ширину лба, размер носа, ширину подбородка и т. д. Голова человека симметрична, поэтому, рисуя правую часть, сравнивайте ее с левой. Сначала наметьте основные формы лица. Не прорисовывайте деталей (бровей, ресниц, зрачков), пока не определены пропорции и взаимосвязь основных частей.

Рисуя глаза, надо помнить, что они располагаются на одной линии, независимо от положения головы, и расстояние между ними равно длине одного глаза. Ушная раковина располагается приблизительно на уровне линии бровей и нижней линии носа.

При рисовании в фас лицо строится симметрично. При профильном изображении рисуется только одна половина головы. Вертикальная осевая линия, определяющая длину головы от темени до подбородка, выносится за пределы рисунка, а горизонтальная линия, которая делит голову пополам и определяет место глаз, остается. Так же как при рисовании головы в фас, здесь надо определить основные части головы, помня о том, что лицевая часть займет меньше места по сравнению с общим размером головы.

Волосы надо рисовать после того, как найдена общая форма головы.

При изображении ребенка помните, что овал его лица круглее, черты лица мягче, лицевая часть по сравнению с общим размером головы еще меньше, чем у взрослого, значительно ниже расположена линия глаз. Точная передача формы головы и частей лица требует хорошего знания анатомии и объемно-пространственного изображения. Мы не можем ставить перед собой такие задачи, поэтому принимаем плоскостное схематичное изображение.

После того, как фигура человека построена по всем правилам, начинаем писать этюд. Не забываем о гармоничных цветовых отношениях. Понятия «цветовая гамма», «колорит». Используем в процессе работы различные приемы акварели. Так же не мало важно передать силуэт характера модели. Освещение боковое.

Примерные работы:

Домашняя работа: Этюды с натуры фигуры человека.

Работа даётся до 12.05.20

Обратная связь:

Выполненную работу сфотографируйте и отправьте преподавателю

на Email: redshark85@mail.ru Бурлак Валентина Васильевна)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: