Разработка планирования подготовки на каждом этапе опирается на
основные теоретико-методические положения, определяющие непрерывную
последовательность тренировочного процесса, логическую преемственность
целей и задач спортивной подготовки, направленных не только на повышение
спортивной работоспособности, но и обязательное сохранение здоровья юных и
квалифицированных спортсменов. Эти установленные положения реализуются в регулировании параметров тренировочных и соревновательных нагрузок.
При разработке плана спортивной подготовки для групп начальной
подготовки тренировочный процесс носит преимущественно обучающую
направленность. При этом отсутствует выраженная волнообразность физических нагрузок, исключается резкая смена периодов нагрузки и восстановления.
Для обеспечения этапов спортивной подготовки используется система
спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение
состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных
результатов.
Система спортивного отбора включает:
а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью
ориентирования их на занятия спортом;
б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп
спортивной подготовки по виду спорта шахматы;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных
сборах и соревнованиях.
Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным
дисциплинам вида спорта шахматы определяются в программе и учитываются
при:
- составлении планов спортивной подготовки, начиная с этапа
совершенствования спортивного мастерства;
- составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных
мероприятий.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства. Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) по виду спорта шахматы допускается привлечение дополнительно второго тренера (тренера-преподавателя) по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку. Для обеспечения круглогодичной спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов.
Порядок формирования групп спортивной подготовки по виду спорта
шахматы определяется самостоятельно.
Учащимся, выполнившим предъявляемые Программой требования,
предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же
этапе спортивной подготовки.
С учетом специфики вида спорта шахматы определяются следующие
особенности спортивной подготовки:
- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование
тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок
разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и
возрастными особенностями развития;
- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий
проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта шахматы
осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер
безопасности в целях сохранения здоровья учащихся.
Комплектование учебных групп, организация тренировочных занятий
проведение воспитательной работы с учащимися осуществляется
администрацией, педагогическим советом и тренерским советом отделения
шахмат в соответствии с уставом. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего педагогического коллектива.
Большое значение для реализации целей спортивной подготовки
шахматистов имеет использование в образовательном процессе передовых
методов обучения, тренировки и организации тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.
Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям
шахматами детей, подростков, юношей и девушек и отвечающих требованиям по уровню спортивной подготовленности данному этапу. В отдельных случаях
учащиеся, не отвечающие соответствующим требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения при условии, что эти учащиеся имеют потенциал, позволяющий достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года. В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения. Состав групп формируется из обучающихся примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей в 1-2 года по возрасту. Возраст обучающихся на момент зачисления должен быть не менее 7 лет.
В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое), трех (трехцикловое) и т.д. Российские ученые Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Ф.П. Суслов, М.А.Годик и др. выделяют следующие периоды (этапы) подготовки: I - подготовительный период; II - соревновательной период; III - переходный периоды. В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название "сдвоенного" и "строенного" циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. Описанные варианты построения годичного цикла в различных видах спорта исходят из основных закономерностей динамики спортивной формы и чередования ее фаз. Все эти методологические концепции предполагают достижение спортсменами высшей спортивной формы.