В СКАЗКЕ ГАНСА-ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА «РУСАЛОЧКА» И В СКАЗКЕ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО «РУСАЛКА»




Перед нами две сказки с похожими названиями. Они обе о любви, и обе очень «взрослые». По сказке Андерсена снят хорошо всем известный мультфильм на студии Уолта Диснея. Сюжет похож, но сказка потеряла свой первоначальный смысл. Мы взяли для анализа именно эти две сказки, потому что они были созданы писателями разных стран – Дании и России, это интересно для сравнительного анализа. Литературный анализ этих сказок поможет нам определить, как образ мифической русалки изменяется в художественном произведении; придерживаются ли авторы мифологического образа русалки или придают ему совсем другие черты? Сопоставительный анализ будет проводится по нескольким параметрам:

w внешний вид и характер героинь;

w поступки героинь;

w отношение авторов к своим героиням через заглавия сказок;

w художественные особенности сказок;

w язык сказок.

 

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА СКАЗКА «РУСАЛОЧКА» [1] СКАЗКА «РУСАЛКА» [5]
    Внешний вид, характер героини «…милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё…ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб». «Странное дитя», тихая, задумчивая мечтательница, которую влекло к себе неведомое: земля, солнце, люди – всё это манило её. В её сердце нет ни зла, ни ревности, только тоска по дому и любовь к родным и принцу. Самоотверженность и страдание – символы её короткой жизни. «…личико – спокойное, детское»; «А она хвостом не бьёт – смирная»; «глаза – светятся». Окружающий мир не интересен ей – она почти всё время спит. Требует, чтобы дед Семён исполнял все её прихоти. Русалка – воплощённый эгоизм. Такие, как она, ни за что не упустят своей добычи, заставят принести себе жертвы, ничего не давая взамен. Коварство и разрушение – символы её жизни.
    Поступки Русалочка спасает принцу жизнь, рискуя собственной жизнью: «она поплыла между брёвнами и досками, совсем не думая о том, что они могут её раздавить». Она отдала ведьме свой голос и теперь не может петь принцу и сказать, что это она его спасла. Русалочка не в силах убить принца, ведь она любит его больше самой себя, и поэтому становится пеной морской. Познаёт муки неразделённой любви, муки немого отчаяния. Русалка заставила деда голодать вместе с котом, продать овцу, чтобы купить леденцов, прогнать внучонка Федьку, продать лошадь ради дорогих камушков, заставила задушить верного единственного друга деда – старого кота, и наконец, «за самое сердце укусила зубами старого деда». Она внушает деду разрушительную любовь, любовь-горе, любовь-смерть.
Отношение автора к своей героине через заглавие сказки Андерсен любит свою героиню, она для него - Русалочка, она мила ему. Отношение Толстого к его русалке неясно: само слово «русалка» нейтрально, не несет в себе оценки.
    Художественные особенности сказки Пейзаж морского дна, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, ярок, красочен. Множество выразительных деталей: «вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков», «сияющие жемчужины» и т.п. Краски светлые, радостные. При этом Андерсен одинаково выразительно описывает и прекрасное, и безобразное (дом морской ведьмы): «скользкая лесная поляна», «горячий пузырящийся ил», «жирные водяные ужи» и т. п.     Сказка лаконична, почти лишена описательности. При этом образы не менее выразительны: «А мрачнее деда – старый рыжий кот», «Поиграй, поиграй, золотая, посмейся!» и т.п.
    Язык сказки Предложения сложные, со множеством сравнительных оборотов, красочных описаний, что соответствует лиризму сказки. Фразы короткие, резкие, суховатые, что соответствует жестокости событий, изображённых в сказке: «Вдруг чихнуло».

 

Проанализировав образы русалок в двух разных сказках, мы приходим к выводу, что русалки сильно отличаются одна от другой. Русалочка Андерсена – это сама самоотверженность, ради любви к принцу она отдаёт свою жизнь. Русалка Толстого – это воплощённый эгоизм. Дед дал ей всё, что мог, и стал ненужным. Русалка укусила его за сердце – он не сможет её забыть даже после смерти. К сожалению, такие, как русалка Толстого, всегда будут любимы, тогда как на долю подобных Русалочке Андерсена выпадают обычно только страдания…

Если сравнивать героинь обеих сказок с мифологической русалкой, то, конечно, русалка Толстого описана автором практически в полном соответствии с образом русалки в народной мифологии: она опасна, вредоносна, встреча с ней нежелательна, так как может привести к роковым последствиям. Русалочка Андерсена своей красотой более похожа на мифологическую ундину, но в корне отличается от неё своими благородными чертами характера: ей чужды зло, ненависть, чувство мести. Автор хочет сделать свою героиню бессмертной, именно поэтому образ Русалочки так романтичен, возвышен, а сказка так нравственно чиста и глубока.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо подвести итог нашего исследования.

Целью данной работы был сравнительный анализ образа русалки в народной мифологии и литературных произведениях, а также выяснение причин многовековой популярности русалки как героини литературных произведений. Опираясь на полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

u Русалка – образ очень древний; многие исследователи считают, что

на его формирование большое влияние оказали образы

древнегреческих сирен, древнерусских берегинь и

западноевропейских ундин. При этом слово «русалка»

распространилось в России поздно и упоминается

лишь с XVIII века, происхождение этого названия до сих пор не

вполне ясно и трактуется по-разному.

u Образ русалки в народных поверьях сложный, объединяющий в себе

черты многих образов. Основные черты русалки в народных

верованиях: она страшна, неприглядна, может жить не только у

воды, но и в лесу, и в поле, очень редко имеет рыбий хвост,

основные занятия русалок – расчёсывание волос, прядение и пение.

Все эти действа имеют глубокий магический смысл. Русалка –

вредоносное существо, встреча с ней крайне нежелательна, так как

сулит скорую смерть.

u Авторы литературных произведений используют образ

мифологической русалки по-разному в зависимости от целей:

Андерсен художественно обрабатывает образ своей Русалочки,

придаёт ей много положительных человеческих черт, чтобы воспеть

великую силу любви. Русалочка Андерсена очень существенно

отличается от своей мифологической «сестры», она почти человек.

Кроме того, она – дочь моря, переселённая сюда своим автором.

Алексей Толстой практически ничего не изменяет в своей нахальной

русалке-вымогательнице, оставляет её такой же коварной и опасной

жительницей реки, как в народных преданиях, для того, чтобы

внушить читателям мысль, что даже любовь бывает разрушительной.

u Образ русалки популярен не только в устных рассказах про нечистую

силу, но и в массе литературных произведений. У всех с ранних лет в

памяти строчка Пушкина: «Русалка на ветвях сидит», или панночка

Гоголя из «Майской ночи, или утопленницы» и много других

произведений, где русалка заняла своё весьма скромное или

значительное место. Её неземной голос, удивительные волосы,

внешняя привлекательность или, наоборот, безобразие, смертельная

опасность – вот основные причины многовековой популярности

русалки как героини литературных произведений.

 

 

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андерсен Ганс-Христиан. Сказки. – М.: «Детская литература», 1977. –

С.100-119.

2. Барова Е.С. Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Год

после детства». Методические рекомендации для учителя. – М.:

«Баллас», 1999. – С. 124-130.

3. Власова М.Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб.:

Азбука, 1998. – С. 448-464, 633-643.

4. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Сов.

Энциклопедия, 1990. – С. 463, 548.

5. Толстой А.Н. Русалочьи сказки. – М.: «Детская литература», 1987. –

С. 48-51.

6. Энциклопедический словарь символов / Авт.-сост. Н.А. Истомина. – М.:

ООО «Издательство АСТ», 2003. – С. 781-783.

7. Я познаю мир: Детская Энциклопедия: Мир загадочного. – М.: ООО

«Издательство АСТ», 2000. – С. 286-289.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: