Организация и проведение лабораторных занятий.




Министерство образования Республики Башкортостан

ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж

 

ОДОБРЕНО Методической цикловой комиссией Специальности 13.02.11 Председатель МЦК ___________Самойлов Н.А. 31 августа 2016г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР __________ Борисова Е.В. 31 августа 2016г.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

По ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

МДК.01.04 Тема 4.1 «Автоматика»

 

по специальности: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

базовой подготовки

 

Разработчик:

Каплуновская А.С. – преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж

 

 


Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА... 3

Инструктаж к заданиям.. 4

Основные цели и задачи.. 5

Подготовка к работе. 7

Организация и проведение лабораторных занятий.. 7

Порядок выполнения.. 8

Защита лабораторной работы.. 9

Критерии оценки самостоятельной работы.. 10

Источники, рекомендуемые для выполнения лабораторных работ. 11

Список лабораторных работ. 12

Лабораторная работа № 1. 13

Лабораторная работа № 2. 18

Лабораторная работа № 3. 32

Лабораторная работа № 4. 38

Лабораторная работа № 5. 45

Лабораторная работа № 6. 53

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014), ФГОС по специальности, СПО 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям)базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования с учетом профессионального стандарта «Слесарь-электрик» № 185, утверждённого Министерством труда и социальной защиты РФ от 17 сентября 2014 г. № 646н. а также в соответствии с, Уставом ГАПОУ «Уфимского топливно-энергетического колледжа», в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов (далее СРС).

Образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы «обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения» (п. 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

Самостоятельная работа предназначена для освоения соответствующих общих компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

и профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК 1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

Инструктаж к заданиям.

Перед выполнением обучающимися лабораторной работы преподаватель сообщает тему работы (соответственно программе дисциплины данной специальности) и проводит инструктаж по выполнению задания. Инструктаж включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении заданий.

Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.

Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.

Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты.

В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.

Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.

Основные цели и задачи.

Лабораторные работы помогают студентам глубже усвоить изложенный на лекциях теоретический материал и развить навыки экспериментальной и исследовательской работы.

Выполнение студентами лабораторных заданий проводится с целью:

формирования умений, практического опыта в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины, профессионального модуля;

обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: нефтяников, энергетиков др.;

выработки при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является формирование практических умений:

- профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности);

- учебных (умений решать задачи) необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин, общепрофессионального и специального циклов.

Основными целями лабораторных занятий являются:

установление и подтверждение закономерностей;

проверка формул, методик расчета;

установление свойств, их качественных и количественных характеристик;

ознакомление с методиками проведения экспериментов;

наблюдение за развитием явлений, процессов и др.

В ходе лабораторных занятий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

Лабораторные занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Лабораторные занятия в совокупности по учебной дисциплине охватывают практически весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывают практически всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
На лабораторных занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной производственной (профессиональной) практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе лабораторных занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Содержание лабораторных занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин в разделе "Содержание учебной дисциплины".

Состав заданий для лабораторного занятия планируется с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных программ (для рассматриваемых специальностей 8-10 часов).

Подготовка к работе

Студент должен подготовиться к лабораторной работе заблаговременно, до начала занятий в лаборатории. При подготовке необходимо ознакомиться с целью работы, повторить соответствующие разделы курса, выяснить ход и предполагаемые результаты работы.

Подготовленность студента проверяет преподаватель в начале занятия. Студенты, не сумевшие ответить на контрольные вопросы предстоящей работы или не оформившие отчет по предыдущей, к выполнению лабораторной работы не допускаются, но во время занятия они должны выполнить то, что не успели сделать дома: подготовить ответы на контрольные вопросы выполняемой работы или оформить отчет по предыдущей. Такие студенты выполняют пропущенную работу в дополнительное, согласованное с преподавателем время.

Организация и проведение лабораторных занятий.

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных помещениях (лабораториях, площадках, полигонах и т.п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторного занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Выполнению лабораторных занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины, профессионального модуля.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплин, профессиональных модулей, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторной работы, планируется в соответствии с рабочим учебным планом по соответствующей специальности.

Темы лабораторных работ соответствуют содержанию образования по соответствующему разделу (теме).

Структура оформления лабораторных занятий по дисциплине определяется преподавателем, ведущими дисциплину.

Оценки за выполнение лабораторных работ могут выставлять по пятибалльной системе, в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины, результаты заносятся в журнал успеваемости обучающихся.

Порядок выполнения

1. В лаборатории необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка и техники безопасности и придерживаться указаний преподавателя.

2. Во время работы каждому студенту необходимо иметь калькулятор и протокол (черновик) эксперимента.

При выполнении работы следует тщательно провести все предусмотренные заданием измерения и расчеты. Результаты эксперимента нужно записывать аккуратно, указывая условия эксперимента и единицы измерений.

3. В начале измерений рекомендуется поочередно устанавливать все возможные значения аргумента, отмечая границы и характер изменяемой функции. При построении графиков следует проводить усредненные плавные кривые, а не соединять отрезками прямых экспериментальные точки, координаты которых строятся по данным таблиц экспериментов.

4. После выполнения всех предусмотренных заданием измерений и расчетов результаты анализируются, сравниваются с ожидаемыми и предъявляются преподавателю. Если они одобрены, студенту разрешается разбирать схему измерений.

5. Задание считается выполненным только после приведения рабочего места в порядок.

Требования к оформлению лабораторных работ.

Отчет каждый студент оформляет самостоятельно до начала следующей работы

Отчет по лабораторным работам содержит: титульный лист (соответствии с ЕСКД), содержание проведенной лабораторной работы.

Оформление листов осуществляется в печатном виде или в письменном виде (черной пастой) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Интервал межстрочный – полуторный. Шрифт: цвет – черный, гарнитура – «Times New Roman», кегль (размер) – 14. Абзац: формат – выравнивание «по ширине», отступ красной строки одинаковый по всему тексту. Размеры полей страницы: правое – 30 мм, верхнее, и нижнее, левое – 20 мм. Первый лист с основной надписью, второй и последующие листы - строчный штамп. Первая страница является титульной. Оформляется она по общепринятой форме. Здесь приводится названия Министерства, учебного заведения, учебной лаборатории, номер и название лабораторной работы, дата выполнения и фамилия студента, подготовившего отчет.

Содержание отчета определяется соответствующим разделом в методических указаниях к лабораторной работе. В отчете обязательно должна быть сформулирована цель работы, изображены использованные в работе схемы, приведены список использованной аппаратуры (с указанием основных технических характеристик), результаты экспериментов с необходимыми расчетами.

Желательно в конце работы сделать выводы, в которых должны быть проведены сравнения полученных результатов с ожидаемыми, проанализированы причины их расхождения, раскрыта физическая сущность результатов работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: