Содержание семинаров:
· Лекционно-практический курс - базовые представления, основные понятия и теоретические положения кризисной психологии;
· Практические методы личностного развития и расширения сознания;
· Техники самоактуализации, регуляции психоэмоциональных состояний;
· Интенсивные интегративные психотехнологии.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ №1. ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ.
Лекционная часть:
1. Интегративная психотерапия. Принципы и задачи кризисной психотерапии.
2. Понятие кризиса и кризисных состояний в интегративной психотерапии.
3. Виды кризисных состояний личности.
4. Методы диагностики кризисных состояний.
5. Этапы кризисного вмешательства. Методы и техники интегративной психотерапии кризисных состояний личности. Схема индивидуальной психотерапии.
Практическая часть:
Отработка методов психотерапевтической помощи людям, находящимся в кризисном состоянии.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ №2. КРИЗИСНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ И ИХ РОДСТВЕННИКАМИ
Лекционная часть:
1. Распространенность злокачественных новообразований (ЗНО) в России, пути повышения эффективности помощи онкобольным. Подходы к эффективному сопровождению онкобольных разных школ.
2. Психологические особенности онкобольных людей.
3. Оценка потребности онкологического больного в психологической и психосоциальной поддержке.
4. Ремиссия, рецидив, паллиативная стадия: особенности взаимодействия с клиентом; работа с родственниками и медицинским персоналом.
Практическая часть:
1. Способы поддержки онкобольных клиентов, их родственников, медицинского персонала.
2. Интроспекция и проработка собственных переживаний.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ №3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ С КРИЗИСНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ.
Лекционная часть:
1.Экзистенциальная и гуманистическая школы психотерапии в системе
психотерапевтических направлений.
2. Понятие «кризиса» в экзистенциальной и гуманистической психологии: возрастные, личностные, «экзистенциальные» кризисы и способы их преодоления.
3.Философские и практические ориентиры работы с кризисной личностью в экзистенциально-гуманистической парадигме:
- возможность создания жизненного смысла;
- гибкость и приспособляемость человеческой природы;
- возможности и границы человеческой свободы.
4. Парадоксы человеческой жизни. Философия как руководство к жизни.
5. Жизненный кризис: победа над травмой.
Практическая часть:
Практика экзистенциальной психотерапии: логотерапия В. Франкла как возможность создания личностного смысла жизни.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ №4. СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СЕМЕЙНЫМИ КРИЗИСАМИ.
Лекционная часть:
5. Системная семейная психотерапия и другие направления помощи семье. Стадии жизненных циклов, свойства семейной системы, границы, структрура, отношения, эмоции, симптомы.
6. Методы диагностики семейных кризисов.
7. Методы и техники коррекции семейных кризисов (утрата, предразводная ситуация, развод, болезни членов семьи и др.).
Практическая часть:
Применение методов семейной психотерапии в работе кризисами на уровне супружеских, детско-родительских, сиблинговых подсистем и во взаимодействии с расширенной семьей (родственниками).
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ №5. ДЕТСКИЕ И ПОДРОСТКОВЫЕ КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НИМИ.
Лекционная часть:
o Современные представления о кризисных состояниях у детей и подростков, сопряженных с высоким риском суицида.
o Основные диагностические принципы и положения работы психолога с детьми и подростками с высоким риском суицида.
o Специфика психологического состояния суицидента и методы работы психолога.
o Феноменология детского суицида. Особенности и методы работы с детьми – суицидентами.
Практическая часть:
1. Определение степени суицидального риска.
2. Методы оказания психологической помощи при антивитальных настроениях.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ №4. ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ.
Лекционная часть:
1.Стресс и посттравматический стресс (концепция стресса Г. Селье, понятие травматического стресса, диагностические критерии ПТСР, психологические механизмы возникновения посттравматического стресса).
2. Методы работы с ПТСР:
- метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ);
- метод ослабления травматического инцидента (ОТИ);
- метод психологического дебрифинга (психологическая помощь вскоре после участия в кризисной ситуации.
3.Состояние горя и утраты: этапы и психологическая помощь.
4. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования.
Практическая часть:
Практика поведенческой психотерапии генерализованной тревоги (Е. Крукович).