Объект и методы исследования




РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЩЕНИЕ В НАРРАТИВАХ МУСУЛЬМАН: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2017

 

Е.С. Гусева, старший преподаватель кафедры социальной психологии, аспирант

ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Самара (Россия), Волгоградский государственный университет, Волгоград (Россия)

И.С. Буланова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Волгоградский государственный университет, Волгоград (Россия)

Д.Х. Набиев, студент психологического факультета

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Самарский филиал, Самара (Россия)

Ключевые слова: религиозная конверсия, религиозное обращение в Ислам, психология мусульман, нарративный анализ.

Аннотация: Изучение психологического содержания процесса религиозного обращения является одним из приоритетных направлений исследований в области психологии религии. Если факторы религиозного развития личности, осуществляемого посредством религиозного воспитания и образования, вполне понятны, то факторы и стадии резкого и непрогнозируемого изменения религиозного сознания и поведения в психологической науке на сегодняшний день описаны слабо.

Основная проблема этой области заключается в том, что невозможно составить универсальную схему религиозного обращения вообще, без учета специфики того религиозного института, в который неофит осуществляет свое непосредственное «вхождение». Особенно слабо представляется изученной специфика религиозного обращения в Ислам.

В данной работе описано эмпирическое исследование религиозного обращения мусульман. В качестве метода исследования был применен нарративный анализ. Респондентам, в число которых вошли представители молодого возраста, предлагалось написать историю о том, как они обрели свою веру.

Результаты анализа текстов показали, что обращение в Ислам характеризуется высокой степенью поисковой активности субъекта и рациональным обоснованием своего выбора. Для большей части новообращенных мусульман характерно негативное отношение к Исламу до процесса самого обращения, которое они связывают с недостаточным жизненным опытом и социальными стереотипами. В структуре нарратива о «вхождении» в Ислам можно выделить три последовательные составляющие: поиск Истины, инсайт и жизнь в соответствии с Истиной. Можно сделать вывод о том, что данный тип религиозного обращения, прежде всего, стоит рассматривать как когнитивный процесс. Среди факторов, инициирующих «вхождение» в Ислам, в первую очередь нужно отметить чтение религиозной литературы, а также взаимодействие с мусульманами.

Введение

По данным анализа научных статей, опубликованных в «Международном журнале психологии религии» (International Journal for the Psychology of Religion) 2012–2016 годов, произведенного М. И. Ясиным, проблема религиозного обращения не входит в категорию самых популярных тем [1]. Тем не менее, можно назвать целую плеяду зарубежных авторов, рассматривающих психологические аспекты религиозной конверсии. Среди них Дж. Сеггар уделяет особое внимание стадиям религиозного обращения [2], Дж. А. Коу описывает данный феномен как изменение отношений с Богом [3]. Последним этапом религиозной конверсии Л. Р. Рамбо считает реконструирование биографического опыта обретения веры [4]. Б. Пратт отмечает важнейшую роль в этом процессе развития чувства любви по отношению к Богу [5]. Наиболее известные авторы, так или иначе затрагивающие данный вопрос в нашей стране: И. С. Буланова описывает типы религиозного обращения [6,7], К.М. Антонов раскрывает феномен обретения веры в философском ключе [8], М. И. Ясин рассматривает его с точки зрения внутриличностного конфликта [9]. Мотивацию «вхождения» в религиозные общины исследуют Р.В. Шиженский [10], Н.Ю. Самыкина и Е.Ю. Строганова [11].

Основная проблема изучения феномена религиозного обращения, под которым подразумевается увеличение уровня индивидуальной религиозности, не связанного с нормативным онтогенетическим развитием личности, на наш взгляд, состоит в том, что его универсальную схему для всего многообразия религиозных конфессий и направлений описать нельзя. Одним из ключевых факторов, обеспечивающих специфику религиозного обращения, является религиозная организация, а также особенности вероисповедания. При «вхождении» в тот или иной религиозный институт работают свои специфические факторы религиозной конверсии, обеспечивающие удовлетворение определенной категории потребностей субъекта. Эту позицию в той или иной мере разделяют и эмпирически подтверждают такие авторы как У. Джеймс [12], А. Грейл и Д. Р. Руди [13], Д. А. Сноу и Р. Мачалек [14]. В общем объеме научных работ по этой тематике встречаются исследования религиозной конверсии православных [15], мормонов [2], пятидесятников [16], свидетелей Иеговы [17], Церкви Объединения [18], представителей международного общества сознания Кришны [9], современных язычников [10].

Необходимо отметить, что при таком разнообразии эмпирических исследований практически не изученными остаются психологические аспекты религиозного обращения в Ислам. В то время как Ислам входит в число широко распространенных религий на территории Российской Федерации.

Цель нашего исследования состояла в изучении психологического содержания процесса религиозного обращения в Ислам. Предметом исследования являлось религиозное обращение в Ислам как психологический феномен. В качестве метода был выбран нарративный анализ.

 

Объект и методы исследования

Выборка формировалась по правилам целенаправленности и цикличности, а также в соответствии с приемом формирования типичной выборки в качественном психологическом исследовании [19].

Выборку составили 22 человека в возрасте от 18 до 36 лет (15 мужчин и 7 женщин), проживающие на территории города Самара. Национальный состав участников исследования был представлен русскими и татарами, рожденными в семьях, не соблюдающих мусульманские традиции, но впоследствии принявшими Ислам ханафитского мазхаба. Респондентам необходимо было написать историю о том, как они пришли в Ислам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: