Условия, влияющие на развитие творческих (креативных)способностей




МБОУ «Сиверская основная общеобразовательная школа»

Сальман М.Р

Преподаватель ОБЖ

В наше время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей преподавателей и учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, в которых возможно обеспечение в наибольшей степени психологического комфорта для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.

Способности – это потенциальные возможности человека к приобретению знаний и умений, «резерв» духовного развития человека,развития как личности. В развитии творческих способностей учеников имеет огромное значение индивидуальный подход,создание креативной мотивации при обучении и воспитании.

Психология доказывает, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда,(а учение -это труд) так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству.

Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.

 

Условия, влияющие на развитие творческих (креативных)способностей

 

Проявлению творческих способностей преподавателей мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним барьерам относятся:

1. стереотипы

2. излишняя ориентация на одобрение

3. заниженная самооценка

4. недостаточный уровень самообразования.

К внешним барьерам, которые мешают преподавателям проявлять творческие способности, относятся:

1. критика

2. стресс

3. дефицит времени

4. отсутствие технического и методического материала.

Учащиеся(ученики) тоже имеют ряд барьеров,которые им может помочь преодолеть педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать в классе благоприятную психологическую атмосферу.

В исследовании Е.Торранса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение учащихся от страха делать ошибки.

Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.Только на доверии строится диалог,в противном случае контакт не возможен.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.Любую лекцию можно и нужно сделать максимально информативной и интересной.Здесь и раскрывается креативный потенциал преподавателя.

Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями, к которым можно отнести следующие:

1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим

2. не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по-своему

3. уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением,стараться грамотно и мягко донести правильное решение.

4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий

5. безоценочность к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом

6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать

7. творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса

8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка

9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам

10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания,олимпиады,викторины, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление

11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности; дружелюбную интонацию голоса.

12. использовать психологические творческие креативные методики и задания, творческие игры.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.

Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого(креативного) роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций, повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.

В своей работе необходимо использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

• эвристический;

• исследовательский;

- проблемный;

• поисковый

Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Задача учителя – помочь учащимся актуализировать творческие способности на уроках, развивать их, в этом могут помочь стратегии, разработанные Стернбергом и Любартом. На их основе можно сформулировать следующие правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся:

• Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы

• Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

• Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

• Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.

• Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

• Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

• Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.

• Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

• Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.

• Конечно в наше время имеется огромный информативный потенциал,который несомненно должен помогать и помогает преподавателям креативно развиваться и работать с учениками,но в то же время зачастую отсутствие свободного времени,бумажная нагрузка,не дают раскрыться потенциалу педагога,от этого теряют и обучающая и обучающаяся стороны.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и,наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.

У каждого учителя свои принципы взаимодействия с учеником. Жизненный путь любого человека – это самопознание, самосовершенствование и реализация своего предназначения, каковы же критерии выбора форм и методов сотрудничества?

Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения.

Теплов Б.М. писал: «Что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение». Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках т надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: