Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической синтаксической. Например:
– подсколъзнутъся вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
– без комментарий, едъ вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
– заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.
В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
№ п/п | Вид грамматической ошибки | Примеры |
Ошибочное словообразование | Трудолюбимый, надсмехаться | |
Ошибочное образование формы существительного | Многие чуда техники, не хватает время | |
Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красивше | |
Ошибочное образование формы числительного | С пятистами рублями | |
Ошибочное образование формы местоимения | Ихнегопафоса, ихи дети | |
Ошибочное образование формы глагола | Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы | |
Нарушение согласования | Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. | |
Нарушение управления | Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. | |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство возражали против такой оценки его творчества. | |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях | Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. | |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна любилаигордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. | |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, возникает такое чувство... | |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. | |
Ошибки в построении сложного предложения | Эта книганаучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. | |
Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. | |
Нарушение границ предложения | Когда герой опомнился. Было уже поздно. | |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. | |
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | Он в своих высказываниях недалёк к истине. По окончаниюшколы я буду поступать в институт. | |
№ п/п | Вид речевой ошибки | Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированыпрекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. | |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. | |
Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. | |
Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. | |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. | |
Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. | |
Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности(вместо средства). | |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает намс помощью художественных приемов. Молодойюноша, очень прекрасный. | |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. | |
Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Геройдаже не понимает всей глубины содеянного. | |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. | |
Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своемвоображении. |
При подготовке к ЕГЭ в задании №7 даётся следующая классификация ошибок.