ГРАММАТИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ




Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической синтаксической. Например:

– подсколъзнутъся вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

– без комментарий, едъ вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

– заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

№ п/п Вид грамматической ошибки Примеры
  Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
  Ошибочное образование формы существительного   Многие чуда техники, не хватает время
  Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
  Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями
  Ошибочное образование формы местоимения Ихнегопафоса, ихи дети
  Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
  Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любилаигордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство...
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  Ошибки в построении сложного предложения Эта книганаучила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
  Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Он в своих высказываниях недалёк к истине. По окончаниюшколы я буду поступать в институт.
 
№ п/п Вид речевой ошибки Примеры
  Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированыпрекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
  Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
  Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
  Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности(вместо средства).
  Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает намс помощью художественных приемов. Молодойюноша, очень прекрасный.
  Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Геройдаже не понимает всей глубины содеянного.
  Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своемвоображении.

 

При подготовке к ЕГЭ в задании №7 даётся следующая классификация ошибок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: