В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?




Существуют различные подходы к выделению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают ее от образования древнерусского государства в IХ в., другие –от крещения Руси в 988 г., третьи –с первых государственных образований у восточных славян в

VI в. О.Платонов считает, что русская цивилизация принадлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до н.э. Эпоху Древней Руси доводили обычно до петровский преобразований в

ХVIII столетии. В настоящее время большинство историков независимо от того, выделяют ли они Древнюю Русь в особую цивилизацию или рассматривают ее в качестве российской субцивилизацию, считают, что эта эпоха завершается в ХIV-ХV вв.

А.Тойнби полагал, что по многим культурно-религиозным и ценностно-ориентационным чертам Древнюю Русь можно рассматривать как “дочернюю”зону византийской цивилизации. Некоторые современные исследователи считают, что эти ориентации носили формальный характер, и по большинству сущностных форм общественного устройства и жизнедеятельности Древняя Русь была, скорее, ближе к Центральной

Европе. (А.Флиер)

По мнению некоторых историков, к основным чертам древнерусской цивилизации, отличающим ее прежде всего от западной, можно отнести преобладание духовно-нравственных основ над материальными, культ добротолюбия и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных коллективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели

(О.Платонов).

Рассматривая этнокультурные истоки древнерусской цивилизации, многие ученые отмечают, что древнерусская народность складывалась в смешении трех субэтнических компонентов –земледельческих славянского и балтского, а также охотничье-промыслового финно-угорского при заметном участии германского, кочевого тюркского и отчасти северокавказского субстратов. Причем славяне численно преобладали только в прикарпатском и приильменском районах.

Таким образом. древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на основе соединения трех региональных хозяйственно-производственных структур –земледельческой, скотоводческой и промысловой и трех типов образа жизни –оседлого, кочевого и бродячего; смешении нескольких этносов при значительном разнообразии религиозных верований.

Киевские князья в условиях многовариантности общественных структур не могли опереться, как, например, ахеменидские шахи на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бюрократической системой, как римские императоры или восточные деспоты. Поэтому в Древней Руси инструментом консолидации стало христианство. Большую роль в становлении православной матрицы древнерусской цивилизации сыграло доминирование в ее ареале славянского языка.

Специфика древнерусской цивилизации была во многом обусловлена начавшейся в середине ХII вв. колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками:

колонизация была крестьянской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по рекам, в поймах которых организовывалось интенсивное земледелие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем сведения леса под пашню.

Технология земледелия на княжеских ополиях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интенсивной (двух- и трехполье). Такая технология предполагала и иную поселенческую структуру: население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.

В таких условиях монгольское нашествие в середине ХIII в. оказало отрицательное влияние прежде всего на процессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянской колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сражений) и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов.

Наступил период, возможно, максимальной независимости на Руси личности от власти.

Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Экстенсивное подсечно-огневое земледелие, как отмечают некоторые исследователи, это не просто определенная технология, это –и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архетип (В.Петров).

Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие строилась как система хозяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и крестьянам приходилось осваивать новый участок, переходя в другое место.

Население в лесах росло значительно быстрее, чем в городах и вокруг них. Подавляющее большинство населения Древней Руси в ХIII-ХIY вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от карательных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе “воздух города делал человека свободным”, то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека “дух крестьянского мира”.

Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в Древнерусской цивилизации складывается как бы две Руси: Русь –городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и Русь –земледельческая, крестьянская, православно-языческая.

В общем же для древнерусской, или “русско-европейской” цивилизации были характерны следующие черты:

1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, которое, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер. Во-первых, Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине ХV в. обрело фактическую самостоятельность. Во-вторых, само государство –Киевская Русь –представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале ХII в. приобретшими полный государственный суверенитет (период “феодальной раздробленности”). В‑третьих, христианство задавало общий для Древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

2. Древнерусская цивилизация была обществом традиционным, имевшим целый ряд общих черт с обществами азиатского типа: долгое время (до середины

ХI в.) отсутствовала частная собственность и экономические классы; господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань); существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные возможности социально-политической регенерации; эволюционный характер развития.

Вместе с тем Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы. Это –христианские ценности; городской характер “титульной”, то есть маркирующей все общество, культуры; преобладание земледельческих технологий материального производства; “военно-демократический”характер генезиса государственной власти (князья занимали среди “рыцарской”дружины положение “первых среди равных”); отсутствие синдрома сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; существование общин с определенным правопорядком и собственным вождем, построенных на основе внутренней справедливости, без формализма и деспотии (И. Киреевский).

Специфика Древнерусской цивилизации состояла в следующем:

1. Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране.

Кроме того, надо учитывать и особый, “слободский”характер русских городов, где основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством.

2. Христианство захватывало все слои общества, но не всего человека.

Этим можно объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации “безмолвствующего”большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейский путешественников. Это было во многом обусловлено тем, что

государство опиралось на новую религию прежде всего как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в церковных кругах). Что и привело к формированию того особого типа русского массового православия, которое Н.Бердяев назвал “православием без христианства”, формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой.

3. Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политическое) связи Руси с Византией, Древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийский мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: