Часть A (только один правильный ответ)
A1. Амеба при наступлении неблагоприятных условий:
1) погибает; 2) образует цисту; 3) делится на две новые особи; 4) впадает в оцепенение.
A2. Тип питания эвглены:
1) гетеротрофный; 2) хемотрофный; 3) автотрофный; 4) смешанный (миксотрофный).
A3. Какой органоид инфузории отвечает за ее деление?
1) сократительная вакуоль; 2) большое ядро; 3) малое ядро; 4) митохондрия.
A4. В каком органе человека паразитирует дизентерийная амеба?
1) в желудке; 2) в эритроцитах крови; 3) в тонкой кишке; 4) в толстой кишке.
A5. Внутренний слой клеток кишечнополостных называется:
1) целóм; 2) эктодерма; 3) энтодерма; 4) мезодерма.
A6. Какие клетки гидры расположены только во внешнем слое?
1) стрекательные; 2) нервные; 3) эпителиально-мускульные; 4) железистые.
A7. Основное отличие кораллов от других кишечнополостных:
1) одиночные и колониальные формы; 2) в цикле отсутствует стадия медузы;
3) есть известковый скелет; 4) развитие с личинкой.
A8. Газообмен у медуз проходит через:
1) кишечную полость; 2) поверхность тела; 3) жабры; 4) специальные каналы в куполе.
A9. Нервная система плоских червей представлена:
1) окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой;
2) нервной трубкой, лежащей вдоль спинной стороны тела;
3) двумя нервными стволами, соединенными перемычками;
4) отдельными нервными узлами, соединенными в единую сеть.
A10. Кровеносная система у белой планарии:
1) замкнутая, есть сердце; 2) незамкнутая, нет сердца;
3) незамкнутая, есть сердце; 4) отсутствует.
A11. В теле окончательного хозяина печеночный сосальщик обитает:
1) в протоках печени; 2) в клетках печени; 3) в тонком кишечнике; 4) в соединительной ткани.
A12. Как человек может заразиться свиным цепнем?
1) при работе со свиньями;
2) при употреблении некипяченой воды из пруда;
3) при употреблении в пищу хорошо прожаренной свинины;
4) при купании в реке.
A13. Что можно сказать о полости тела круглых червей?
1) имеется, выстлана эпителием, заполнена жидкостью;
2) имеется, без эпителия, заполнена жидкостью;
3) имеется, без эпителия, заполнена клетками;
4) отсутствует.
A14. Человек заражается аскаридой, если:
1) употребит в пищу непрожаренную пресноводную рыбу;
2) употребит в пищу бифштекс с кровью;
3) проглотит ее яйца, отложенные несколько часов назад;
4) проглотит ее яйца, отложенные несколько недель назад.
A15. Где у аскариды происходит оплодотворение?
1) в теле аскариды;; 3) в почве; 2) в кишечнике человека 4) в воде пресных водоемов.
A16. Назовите систему, которая у круглых червей отсутствует:
1) половая; 2) дыхательная 3) нервная;; 4) пищеварительная.
A17. Кровеносная система кольчатых червей:
1) замкнутая; сердце отсутствует; 2) замкнутая; имеется сердце;
3) незамкнутая; сердце отсутствует; 4) незамкнутая; имеется сердце.
A18. Пиявки относятся к:
1) плоским червям; 2) круглым червям; 3) кольчатым червям; 4) моллюскам.
A19. Какая система органов имеется у всех кольчатых, плоских и круглых червей?
1) дыхательная; 3) пищеварительная; 2) кровеносная; 4) выделительная.
A20. Назовите орган, который имеется у многощетинковых червей, но отсутствует у малощетинковых:
1) сосуды; 2) кишечник; 3) жабры; 4) органы выделения.
A21. Какая часть тела виноградной улитки образует мантию?
1) кожный покров; 2) стенка полости тела; 3) стенка кишечника; 4) раковина.
A22. Каков образ жизни личинок беззубки?
1) свободноплавающие; 2) закапываются в грунт;
3) паразитируют на жабрах рыб; 4) прикрепляются к подводным растениям.
A23. Назовите отдел пищеварительной системы моллюсков, в котором расположена терка:
1) печень; 2) пищевод; 3) глотка; 4) желудок.
A24. Что из перечисленного ниже характерно для головоногих моллюсков?
1) есть хорошо развитая раковина; 2) питаются планктоном;
3) имеется 4-камерное сердце; 4) нога преобразована в щупальца.
A25. Органом дыхания речного рака является:
1) жабры, расположенные в полости тела; 2) жабры, расположенные на конечностях;
3) легкие кожного происхождения; 4) кожа.
A26. Сколько пар усиков у речного рака?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
A27. Где происходит развитие оплодотворенных икринок у речного рака?
1) на дне водоема; 2) в половой системе самки;
3) на подводных растениях; 4) на брюшных конечностях самки.
A28. Назовите животное, которое в класс Ракообразных не включают:
1) дафния; 2) каракатица; 3) мокрица; 4) циклоп.
A29. Сколько пар ходильных ног у пауков?
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.
A30. Что является органами выделения паука-крестовика?
1) зеленые железы; 2) почки; 3) мальпигиевы сосуды;
4) почки и выделительные трубочки, отходящие от кишечника.
A31. Назовите клеща, который является переносчиком клещевого энцефалита:
1) таежный клещ; 2) чесоточный зудень; 3) малинный клещ; 4) паутинный клещ.
A32. Какой признак характерен только для паукообразных?
1) хитиновый покров;
2) незамкнутая кровеносная система, сердце на спинной стороне тела;
3) видоизмененные конечности — хелицеры и ногощупальца;
4) окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.
A33. Сколько отделов тела различают в теле насекомых?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.
A34. Назовите тип ротового аппарата жуков:
1) грызущий; 2) сосущий; 3) лижущий; 4) грызуще-сосущий.
A35. Назовите заболевание человека, возбудителей которого переносят блохи:
1) энцефалит; 2) чума; 3) малярия; 4) грипп.
A36. Назовите насекомое, у которого развитие идет с полным превращением:
1) клоп; 2) стрекоза; 3) жук-плавунец; 4) саранча.
Часть B
В заданиях В1—В3 выберите три верных ответа из шести.
B1. Выберите признаки, характерные для простейших:
1) при неблагоприятных условиях образуют споры;
2) размножаются делением на две клетки;
3) дыхание происходит всей поверхностью тела;
4) хемотрофное питание;
5) есть хищники и паразиты;
6) есть внешний скелет из хитина.
B2. Какие особенности строения и жизнедеятельности характерны для червей-паразитов?
1) образуют огромное число половых клеток;
2) хорошо развита нервная система и органы чувств;
3) большинство обитает в анаэробной среде;
4) для дыхания необходим кислород;
5) выделительная система отсутствует;
6) поглощение питательных веществ поверхностью тела.
B3. К насекомым с полным превращением относятся:
1) бабочка махаон;
2) оса обыкновенная;
3) клоп-долгоносик;
4) зеленый кузнечик;
5) комнатная муха;
6) тля листовая.
При выполнении заданий В4—В7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между признаком организма и царства, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА | ЦАРСТВО | |
А) активное передвижение | 1) Грибы | |
Б) есть системы органов | 2) Животные | |
В) оболочка клеток состоит из хитина | ||
Г) клетки лишены оболочки | ||
Д) тело образовано гифами | ||
Е) рост в течение всей жизни |
B5. Установите соответствие между признаком и типом животного, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | ТИП ЖИВОТНОГО | |
А) имеется полость тела | 1) Плоские черви | |
Б) есть брюшная нервная цепочка | 2) Кольчатые черви | |
В) замкнутая кровеносная система | ||
Г) все представители типа — гермафродиты | ||
Д) кишечник слепозамкнут |
B6. Установите соответствие между особенностями и классом животного, для которого они характерны.
ОСОБЕННОСТИ | КЛАСС | |
А) раковина хорошо развита | 1) Головоногие | |
Б) реактивный принцип движения | 2) Брюхоногие | |
В) обитают только в морской воде | ||
Г) органы выделения представлены одной почкой | ||
Д) раздельнополые, развитие прямое | ||
Е) гермафродиты или раздельнополые, развитие прямое или с личинкой |
B7. Распределите животных, указанных в списке, по классам.
ЖИВОТНОЕ | КЛАСС | |
А) мокрица | 1) Ракообразные | |
Б) бокоплав | 2) Паукообразные | |
В) тарантул | ||
Г) сенокосец | ||
Д) лангуст | ||
Е) скорпион |
B8. Установите последовательность развития печеночного сосальщика, начиная со взрослой особи:
1) взрослая особь;
2) покоящаяся стадия;
3) личинка с ресничками;
4) яйцо;
5) личинка с хвостом.
Часть C
C1. Почему, когда комар сосет кровь, он не задыхается?
C2. Найдите ошибки в приведенном тексте.
1. Кишечнополостные — это трехслойные животные, обитающие в водной среде. 2. Их характерным признаком служит наличие стрекательных клеток, которые используются для защиты от врагов и для добывания пищи. 3. Эти клетки выстреливают стрекательной нитью. 4. После срабатывания стрекательные клетки могут использоваться повторно. 5. Газообмен кишечнополостных происходит всем телом, а пищеварение — только в кишечной полости. 6. У кишечнополостных появляется диффузная нервная система.
C3. Какие приспособления возникли у плоских червей-паразитов в связи с их
образом жизни? Приведите не менее четырех приспособлений.
C4. Что представляет собой жемчужина? У каких групп животных и каким образом она образуется?
C5. В середине прошлого века камчатского краба случайно завезли в Баренцево море. Какие негативные последствия возможны?
C6. Чем можно объяснить наличие огромного числа экологических групп у насекомых?
Ответы
Часть A
№ вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ |
Часть B
№ вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ |
B1 | B3 | B5 | B7 | ||||
B2 | B4 | B6 | B8 |
Часть C
C1. Дыхательная система комара представлена трахеями, которые открываются дыхальцами на брюшке. Таким образом, ротовой аппарат комара непосредственно с его дыхательной системой не связан.
C2. Ошибки: № 1 — кишечнополостные относятся к двухслойным животным; № 4 — стрекательные клетки используются только один раз, после чего они отмирают; № 5 — пищеварение также происходит в клетках.
C3. Возможный вариант ответа:
1) хорошо развитые покровы тела и органы прикрепления;
2) отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей;
3) способность поглощать пищу через покровы тела;
4) огромное число половых продуктов.
C4. Жемчужина образуется у некоторых двустворчатых моллюсков. Образование жемчужины: сначала между мантией и створкой раковины попадает инородная частица, а затем она начинает обрастать перламутровыми слоями. Чем больше таких слоев, тем крупнее жемчуг.
C5. Из-за отсутствия естественных врагов количество крабов быстро увеличивается, и они начинают вытеснять многие местные виды, а также резко снижается численность донных животных, которые используются крабом в пищу.
C6. Это объясняется:
1) параллельной эволюцией цветковых растений и насекомых, которые опыляют эти растения;
2) разнообразием способов и типов питания насекомых;
3) приспособлением к обитанию в разнообразных природных зонах.