Введение
Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий, а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.
Цель моей исследовательской работы: диагностика и преодоление стресса среди учащихся 9-х классов
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Выяснить какие факторы вызывают экзаменационный стресс у учащихся 9-х классов.
3. Выявить подверженность экзаменационному стрессу учащихся 9-х классов.
4. Разработать и систематизировать практические рекомендации для учащихся по психологической подготовке к экзаменам
Объект исследования - учащиеся 9-х классов.
Предмет исследования - психоэмоциональное состояние выпускников.
Гипотеза -
В данной работе мы применяли следующие методы:
- работа с литературными и интернет источниками,
- анкетирование,
- аналитические методы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…..
Глава I. Что такое стресс и как он влияет на учащихся……..........................
1.1. Терминология стресса………………………………………………………..
1.2. Стадии развития и причины стресса….………………..
1.3. Симптомы наличия стресса у школьников …………………………..…
1.4. Как темперамент влияет на стрессоустойчивость…………………………
1.5. Реакция организма человека на стресс…………………………………
Глава II. Диагностика уровня стресса перед экзаменами среди учащихся 9-х классов…………………………………………………………………………….
2.1. Организация исследования №1…………………………………………....
2.2. Организация исследования №2………………………………...
2.3. Анализ полученных результатов……………………………………
Глава III. Способы борьбы со стрессом ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...…………………………………...
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..
Глава первая. Что такое стресс
Терминология стресса
Стресс- системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физическое, психологическое воздействие, имеющая приспособительное значение.
Следует отметить, что Ганс Селье получил Нобелевскую премию за открытие именно гормональных механизмов стрессорных реакций-активации коркового слоя надпочечников, которые помогают организму преодолевать различные трудности при помощи специальных антистрессорных гормонов
Во время стресса в нашем организме вырабатывается гормон адреналин, который необходим для того, чтобы реагировать на опасность: он повышает способности организма к концентрации и придает сил. Стресс в небольших количествах является нормальным и даже полезным. Он выполняет роль мотивации и вызова, делает жизнь более насыщенной и эмоциональной. Эту функцию выполняет гормон кортизол, который выделяется во время стресса.
Однако существует невидимый порог, переступив через который, жизнь и здоровье ставятся под угрозу. Мозг затуманивается, появляется неспособность принимать адекватные решения. А при хроническом стрессе человек превращается в невротика и начинает беспокоиться обо всем на свете. То есть это становится привычкой и попросту убивает организм даже больше табака и алкоголя.
По последним данным, дети неспособны испытывать стресс. Они переживают шок и могут бояться, однако стресс по каким-то причинам им несвойственен. Обычно он проявляется после 15-20 лет, причем незаметно. Сначала появляется беспокойство, затем тревожные расстройства, апатия, злость на себя и окружающих. В итоге все это становится привычкой и оформляется в виде стресса, для которого причина не нужна.
Стрессовое состояние имеет три этапа.
1. Эмоциональная реакция тревоги
Итак, появился реальный или вымышленный раздражитель. Наш организм пытается на него как-то реагировать. Если это дикий зверь, а мы в каменном веке, то наши силы увеличиваются, ноги бегут быстрее, а зрение обострено до предела. Но если мы в офисе и никакой угрозы жизни нет, тогда адреналин и кортизол вырабатывается впустую. Мы утрачиваем способность управлять своими действиями и теряем самообладание. Влияние стресса на психику и когнитивные способности разрушительно.
2. Сопротивление и адаптация
Адреналин и кортизол продолжают вырабатываться нашим организмом. Сопротивляемость организма значительно превышает норму.
3. Истощение
Энергетические ресурсы не бесконечны и наш организм истощается. Мы чувствует сильное утомление, усталость и опустошение. Возможно также чувство вины, потому что понимаем, что вышли из себя безо всякой причины. И, что еще хуже, возникает угроза появления психосоматических заболеваний.
В высшей точке напряжения имеются два варианта развития событий. Человек либо обвиняет самого себя, предаваясь в объятия депрессии, либо окружающих, проявляя агрессию и становясь социально опасным.
В зависимости от того, что вызывает стресс, его делят на 4 вида:
1. Информационный. Является наиболее распространённым в современном мире, поскольку новая информация поступает потоком от радио, интернета, рекламных баннеров, телевиденья, приложений на смартфоне, книг, журналов. К дополнению, никто не отменял обмен сплетнями, данными и новостями в кругу семьи, в учебном заведении, на работе, при встрече с друзьями.
2. Посттравматический или психологический. Вследствие пыток, катастрофы, военных действий, насилия, постановления тяжёлого диагноза, нахождения в плену или тюрьме, смерти близкого человека.
3. Эмоциональный. Из-за социальных причин: чувство вины, конфликты, ссоры, проблемы в учебном заведении, несоответствие требованиям, увольнение с работы, словесное унижение.
4. Физиологический. Когда окружающие условия не соответствуют комфортному существованию: жара, холод, голод, повышенная влага или сухость.
В зависимости от длительности и силы влияния стрессового фактора выделяют острый и хронический стрессы. Первый характеризуется резкой реакцией, которая проявляется тахикардией, головной болью, тошнотой, онемением, агрессивной реакцией.
Причины стресса
Причины могут быть как внешними, так и внутренними. Однако даже внешние являются лишь побочными продуктами внутренних.
Внешние причины:
o Дедлайны. Стресс очень часто возникает, когда у нас есть определенный лимит времени, за который нужно выполнить работу. Появляется тревожное ощущение того, что мы не успеем, а еще столько необходимо сделать.
o Смерть близкого человека.
o Переезд на новое место жительства.
o Увольнение или прием на работу.
o Денежные проблемы.
o Семейные отношения.
o Плохой сон. Иногда плохой сон приводит к стрессу, иногда наоборот.
Внутренние причины:
o Падение самооценки.
o Завышенная самооценка (да, это тоже увеличивает уровень стресса).
o Внутренние конфликты и противоречия.
o Осознание того, что ценности человека не работают в этом мире.
o Неопределенность: как в ближайшем будущем, так и в далеком.
o Негативный внутренний диалог.
o Пессимизм.
o Неуверенность в себе.
o Стремление к совершенству.
Симптомы стресса
Как вовремя заметить проблему? Есть несколько индикаторов, по которым можно понять, что проблема реально существует.
Например, это могут быть:
o Раздражительность. Это первый симптом, на который стоит обратить внимание. Следует всякий раз отмечать, когда уровень раздражительности превышает норму и вас начинает злить все вокруг. Нужно понять, что причина не в людях и обстоятельствах, а именно в вас.
o Приступы паники, которые пусть длятся и недолго, но являются едва ли не ключевым сигналом.
o Эмоциональные взрывы (они же — перепады настроения). Человек может радоваться без причины, а затем впадать в апатию.
o Беспокойство. Оно включает в себя навязчивые мысли. Когда вы прокручиваете одну и ту же пластинку без всякого действия, значит получаете тревожные звоночки. Нормально, когда вы переживаете о чем-то и пытаетесь это исправить. Ненормально переживать и ничего не делать.
o Неконтролируемая тревога. Вы тревожитесь без всякого повода, в голове застревает какое-то смутное и неприятное чувство-мысль о том, что совсем скоро случится что-то плохое.
Физиологические признаки стресса
Чтобы увидеть, как стресс влияет на наш организм, обратите внимание на следующий список. Это дополнение к тому, что стресс влияет не только на принятие решений и портит взаимоотношения с окружающими, но и губителен для здоровья.
o Повышение артериального давления.
o Повышение частоты сердечных сокращений.
o Замедление работы пищеварительной системы.
o Ослабление иммунной системы.
o Бессонница.
o Раздражительность.
o Усталость.
o Мышечное напряжение.
o Беспричинные страхи — фобии.
o Депрессия.
o Сердечно-сосудистые заболевания.
o Употребление алкоголя, наркотиков и курение.
o Снижение интереса к окружающим, полное внимание на свой внутренний мир.
Этого списка будет достаточно, но он далеко не полный. Например, когда стресс приводит к депрессии, это в свою очередь может стать причиной появления кариеса, язвы желудка и диабета.
Симптомы также делятся по сферам их влияния.
Когнитивные симптомы:
o Неспособность концентрироваться.
o Проблемы с памятью.
o Постоянное беспокойство.
o Тревожные мысли.
o Негативное мышление.
Эмоциональные симптомы:
o Вспыльчивость.
o Капризность.
o Чувство изоляции и одиночества.
o Невозможность расслабиться.
Виды стресса
В психологии различают два вида стресса:
o Эустрессы (полезные стрессы). Данный стресс является движущей силой нашего развития. Волнение, азарт и энтузиазм невозможны без прилива адреналина, а значит без стресса.
o Дистрессы (вредные стрессы). Они возникают при критическом напряжении. Именно о дистрессах и их нейтрализации идет речь в нашей статье.
Итоги исследования типа темперамента у учащихся 9-х классов
Всего приняли участие 91 человек: