Сталинская модернизация: индустриализация и коллективизация.




Основной задачей, стоявшей перед экономикой страны, была необходимость индустриализации, гарантировавшей превращение аграрной страны в индустриальную державу, обеспечивавшей ее экономическую независимость и обороноспособность.В условиях полной разрухи начались поиски средств и разработка плана по созданию базовых отраслей народного хозяйства. При выборе концепции индустриального развития возникли разногласия между различными партийными группировками.Группа членов политбюро (Бухарин, Рыков, Томский, Дзержинский) предлагали сделать ставку на поддержку индивидуального хозяйства бедняков и середняков, которые составляли большинство населения страны, и только после подъема сельского хозяйства приступать к индустриализации.

Каменев и Зиновьев предлагали провести индустриализацию за счет повышения налогов на крестьянство. За эти же меры сверхиндустриализации и применения в управлении хозяйством военно-командных методов высказались Троцкий, Пятаков и Куйбышев.

Сторонников быстрых темпов развития тяжелой промышленности поддерживал Сталин. Он высказывался за перераспределение средств из сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности в пользу тяжелой индустрии.

Все усилия направлялись на развитие государственного сектора хозяйства, который признавался основой социалистической экономики. Плановое управление народным хозяйством, новые взаимоотношения между городом и деревней, сокращение непроизводительного потребления давали надежду на быстрые положительные результаты.

При отсутствии средств на проведение индустриализации правительство пошло на непопулярные меры. Фактически началось разграбление деревни, изъятие личных средств у населения (займы, принудительная реализация облигаций), увеличились производство и продажа спиртных напитков, экспорт природных ресурсов, выпуск денежной массы, не подтвержденной золотым резервом и товарами.

Первый пятилетний план (1929-1933 гг.)разрабатывался с привлечением крупных ученых (А.Н.Бах, И.Г.Александров, А.В.Винтер, Д.Н.Прянишников и др.)

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), выдвинул задачу завершения переходного периода от капитализма к социализму, построения материально-технической базы социализма. Началась борьба за повышение производительности труда и воспитание кадров.

За годы первых пятилеток в стране построено более 5 тыс. предприятий. Наиболее значимые - Днепрогэс, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде, тракторные заводы в Сталинграде, Ростове-на-Дону, Челябинске, Харькове, предприятия металлургии в Магнитогорске и Кузнецке. По объему промышленного производства в конце 30-х годов СССР вышел на второе место в мире после США. Была преодолена зависимость страны от импорта машин.

Индустриализация значительно стимулировала увеличение численности рабочих за счет оттока населения из деревень. Появившаяся в избытке дешевая рабочая сила позволила в короткие сроки и с наименьшими затратами претворить в жизнь многие экономические проекты.

Правительство проводило политику экономии на социальных программах, применило практику морального стимулирования труда, социалистического соревнования. Благодаря трудовому героизму и моральному подъему, царившему в обществе, задача индустриализации была решена.

Первые коллективные хозяйства возникли в 1918 г. Определилось три формы кооперирования, которые отличались степенью обобществления: ТОЗы(товарищества по совместной обработке земли), артели (общие средства производства), коммуны(общие средства производства и быта). Начавшаяся индустриализация, необходимость огромных средств на ее проведение за счет перераспределения или изъятия их у крестьян ухудшили положение в деревне. Руководство страны искало пути преодоления кризиса.

Для преодоления кризиса в области хлебозаготовок государство прибегло к чрезвычайным мерам и начало осуществлять коллективизацию сельского хозяйства. К 1928 г. была окончательно выбрана форма кооперирования. Предпочтение отдавалось колхозам и совхозам (артельная форма кооперации). В 1929 г. Сталин предпринял ряд мер для ускорения темпов коллективизации. В деревню были посланы «двадцатипятитысячники» - десант партийных рабочих-активистов. Опираясь на активы сельской бедноты и поддержку со стороны репрессивных органов и красной Армии, они жесточайшими методами стали осуществлять сталинскую программу коллективизации.

Определялись сроки коллективизации в районах, ставилась задача ликвидации кулаков и подкулачников. Раскулачивание в 1929-1930 гг. приняло жесточайшие формы. Крестьян семьями высылали в северные районы, отнимали имущество и инвентарь. В стране начались протесты. Коллективизация подвела страну к кризису.

Сталин решил проводить коллективизацию, «затягивая» в колхозы с помощью экономических уловок. В 1930 г. началось изъятие скота у колхозников, что вызвало массовый его забой. Крестьяне лишились тяговой силы и попали в полную зависимость от принадлежащих государству машинно-тракторных станций. Вводились многочисленные налоги и обязательные государственные поставки. Одновременно ужесточается хозяйственное и уголовное законодательство. 7 августа 1932 г. в стране были введены паспорта, но колхозники их не получили до 1961 г. Они числились по спискам сельсоветов и не могли свободно передвигаться по стране. В конце 1932 г. в результате изъятая всего зерна начался голод. Используя сложившуюся ситуацию для дополнительного давления на крестьянство, Сталин усиливал репрессии. К середине 1934 г. ценой репрессии и уничтожения части крестьянства, коллективизация завершилась.

Культурная революция

За годы первой и второй пятилеток в СССР была осуществлена культурная революция. Важнейшая задача культурного строительства в период первой пятилетки состояла в ликвидации неграмотности. В 1926 г. в СССР среди населения в возрасте от 9 лет и старше было только 51,1 % грамотных, а среди отдельных национальностей грамотные составляли незначительную часть: у казахов — 9,1 %, якутов — 7,2, киргизов — 5,8, таджиков — 3, туркмен — 2,7 %. По призыву Коммунистической партии по всей стране с новой силой развернулось массовое движение за ли­квидацию неграмотности под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». В это движение были вовлечены сотни тысяч людей. Общее число лиц, принимавших участие в ликвидации неграмотности, в 1930 г. по всей стране составляло около 1 млн. человек. В 1930 — 1932 гг. различными школами ликвидации неграмотности было охвачено свыше 30 млн. человек. Для того, чтобы раз и навсегда покончить с неграмотностью населения, необходимо было приостановить поток неграмотных из среды подрастающего поколения, введя в стране всеобщее обязательное обучение. Всеобщее обязательное обучение имело огромное хозяйственно-политическое значение. В.И.Ленин указывал, что неграмотный человек стоит вне политики, он не может овладеть техникой и сознательно принимать участие в строительстве социалистического общества. Согласно решениям партии и правительства всеоб­щее бесплатное обучение в объеме 4-летней начальной школы (для детей 8, 9, 10 и 11 лет) стало осуществляться с 1930/31 учебного года. В промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках с 1930/31 г. вводилось обязательное 7-летнее обучение для детей, окончивших 4-летнюю школу. К концу первой пятилетки всеобщее обязательное обучение в основ­ном было осуществлено на всей территории СССР. В годы двух первых пятилеток по всей стране развернулось грандиозное школьное строительство. В 1929 — 1932 гг. было построено 13 тыс. новых школ на 3,8 млн. ученических мест, а в 1933 — 1937 гг. — 18778 школ. Введение всеобщего начального обучения и большие масштабы школьного строительства дали возможность увеличить число учащихся в начальных и средних школах в 1937 г. до 29,6 млн. человек (а в 1914 г. — 8 млн. человек). Огромные успехи были достигнуты в развитии школьного образования в союзных республиках. Например, число учащихся в Таджикской ССР к 1938 г. выросло по сравнению с 1914 г. в 682 раза. Были созданы сотни новых педагогических институтов и техникумов в РСФСР и других республиках. Рост сети высших и средних учебных заведений дал возмож­ность подготовить в течение первой пятилетки свыше 400 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, а за вторую пятилетку — около 1 млн. человек. Значительных успехов в годы первой и второй пятилеток добилась советская наука. Задачи хозяйственного строительства, поставленные в пятилетних планах, потребовали от ученых установления самой тесной связи с производством, с практикой социалистического строительства. Работы И.П.Павлова, И.В.Мичурина, А.Е.Ферсмана, Н.Д.Зелинского, К.Э.Циолковского, А.П.Карпинского, В.А.Обручева и других получили мировое признание и известность. В период двух первых пятилеток были созданы и развернули работу Академия наук Белорусской ССР, а также филиалы Академии наук СССР на Урале, Дальнем Востоке, в Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской, Таджикской, Туркменской и Узбекской союзных республиках. В Советской стране возникла новая интеллигенция, вышедшая из среды рабочих и крестьян, тесно связанная с народом, беспредельно преданная и верно служащая ему. Она оказала огромную помощь Коммунистической партии и правительству в строительстве социалистического общества. Что же касается старых специалистов, то абсолютное большинство их окончательно перешло на сторону Советской власти.

Культ личности Сталина

Культ личности Сталина по большей мере образовался под руководством самого Иосифа Виссарионовича. Ленин был категорически против возникновения культа личности кого бы то ни было, он считал, что это вредит коммунизму и влияет на адекватное мышление граждан.

В.И. Ленин, при жизни боролся со всеми проявлениями культа собственной личности, он не отвечал на восторженные письма поклонников, считая это неприемлемым. Перед смертью великий вождь составил свое мнение о соратниках и объявил его на очередном собрании. Сталин в этом повествовании вождя не всегда выглядел патриотом, хотя его заслуг перед родиной никто не умолял. Ленин видел его жестоким и озлобленным, неспособным управлять даже небольшим городом. Еще Владимир Ильич считал, что построить социализм невозможно, если руководитель правящей партии далек от простого народа, истинный авторитет руководителя может существовать, только плотно взаимодействуя с трудящимися.

Хотя Сталин и являлся одним из важнейших соратников вождя, представить его во главе коммунизма и огромной страны представить не мог никто. Ленин очень сомневался в том, что Сталин сумеет руководить, совершенно не учитывая огромный опыт, накопленный Иосифом Виссарионовичем в партийной работе, на руководящих должностях. Но обстоятельства сложились так, что Сталин занял великий пост и проявил себя полностью. Мало кто мог представить тогда, во времена правления Ленина, что место вождя пролетариата займет этот амбициозный грузин.

Культ своей личности, Сталин практически создал сам, он поддерживал все слухи и рассказы о своих подвигах для родной страны. Газеты, в то время, печатали только то, что им скажут, поэтому информация о Сталине была доступна каждому. Подвиги нового вождя, его героические поступки, в полную силу освящались прессой, иногда в сильно приукрашенном виде.

Тем не менее нельзя недооценивать вклад Сталина в правление партией. В то время было много угрожающих моментов, избавиться от которых, можно было, только имея железную волю и строгую дисциплину, чем и обладал Иосиф Виссарионович. Ситуация СССР была очень серьезной, угроза войны, классовая борьба, буржуазные националисты, все это требовало невероятных усилий от руководителя.

Для того чтобы сделать свою страну независимой, сильной и могущественной, Сталин требовал от граждан полной отдачи как в политике, так и на рабочих местах. Люди работали не покладая рук, на благо своей страны. Малейшее неповиновение каралось очень серьезно. Ссылки, пытки и другие наказания могли обрушиться на человека, если его действия признавались противозаконными. Иосиф Виссарионович строго карал предательство, не слушая оправданий и объяснений.

Такие методы правления принесли свои плоды. Все предприятия работали на пределе своих возможностей, чтобы поднять страну и вывести из нищеты. На своем примере Сталин показал, как нужно любить свою страну. Сын вождя, попавший в плен к немцам, не был спасен своим отцом. Вызволить сына из плена, обменяв его на важного немецкого командира, означало отречься от принципов и правил, которые Сталин внушал людям. Личная жертва вождя показала, как Иосиф Виссарионович любил свою страну и свой народ.

Изучив культ личности Сталина даже кратко, любой человек поразится мощи, силе воли и любви к Родине этого великого вождя. За годы правления Сталина страна стала невероятно сильной и могущественной. Многие законы, вступившие в силу при правлении этого сильного вождя, работают до сих пор. Впервые в истории СССР, люди стали надеяться на адекватное вознаграждение своего труда. Каждый человек был уверен в своем будущем и знал, что его работа будет вознаграждена.

Все великие достижения СССР были бы невозможны без культа личности Сталина. Его непререкаемый авторитет оказал влияние на рабочий народ. Люди были патриотами своей Родины, приложив все силы для того чтобы, страна стала независимой и развитой. Благодаря такому сильному характеру вождя, никто не посмел бы пойти войной на СССР, зная, что народ во главе со Сталиным, не допустят захвата родной земли, даже если придется отдать свои жизни.

Вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: