ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ЗВУКОВ В СЛОВЕ




СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫСЛОВА

1. Кто это?

Посмотри на эти игрушки. Я загадала название одной. Повторяй за мной звуки: [м]... [ы]... [ш]... Кого я загадала? А это кто? [л']... [э]... [ф]...? [й']... [о]... [ш]...? [м']... [и]... [ш]... [к]... [а]...? Повторяя за мной звук, откладывай жетон. Жетонов должно лежать столько, сколько звуков в слове (жетоны коричневого цвета).

2. Поймай звук.

Я буду произносить по одному звуку, а ты повторяй их за мной. Попробуй составить из этих звуков слово. А чтобы было удобнее, называя звук, клади перед собой жетон (все жетоны коричневого цвета):

[м]... [а]... [й]...; [д]... [о]... [м]...; [с]... [ы]... [р]...;

А теперь твоя очередь загадывать.

3. Закончи предложение, составь звуковую схему.

а) Место, где растут деревья и грибы, называется... (лес).

б) Красный цветок с крупными лепестками называется... (мак).

в) Строение, где живут люди, называется... (дом).

«Прочитай» схемы, то есть проведи пальчиком вдоль схемы, называя каждый звук, на который выкладывался данный жетон.

4. Перед тобой две схемы: 3 и 4 жетона. Какой схеме соответствуют слова: липа, лук, дуб, осень, лист, моль, яма, лак, Яна, Лена, зуб.

5. Составь схему «лось». Придумай слова, начинающиеся с каждого звука этого слова (например: локоть, ослик, синий). Аналогично: мак, мир, сок, яд.

ЗВУКИ ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ

1.Звуковая мозаика.

а) Лист 3x3. Жетоны синего цвета квадратные и круглые.

Перед тобой жетоны разной формы. Квадратные жетоны похожи на пирожные, а круглые — на тортики. Слово пирожные начинается со звука [п'], этот звук мягкий, поэтому квадратный жетон будет обозначать мягкие звуки. Твердые звуки будет обозначать синий кружок. Слушай внимательно, [с] или [с'] звучит в слове и выбирай правильный жетон.

Слова: соль, село, сахар, семечки, поселок, лось, сад, осел, песок.

б) Лист 4x4. Жетоны квадратные синие и коричневые.

Если в слове есть мягкий звук, обозначай это слово синим жетоном, если нет — коричневым.

Слова: гном, стон, соль, сталь, закон, мебель, стакан, смех, мех, муж, полька, горох, пресс, клюв, шторм, жираф.

2. Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, медведь, лев, конь, кот, волк, бык. Раздели их на две группы: есть в названии мягкий звук — налево, нет — направо. Сколько игрушек в каждой группе? (5и4).

Составь схемы слов: кит, конь, медведь. Мягкие звуки обозначай жетоном синего цвета.

1. Составь схему слова «лук». Замени первый жетон на жетон синего цвета. «Прочитай» получившееся слово. Составь схему слова «кон». Замени последний жетон на синий. «Прочитай» слово.

2. Составь схему слова «банка». Замени третий жетон на синий. Какое слово получилось? Какой звук произносится мягко? Так же: «полка», «галка».

3. Составь схемы: лень, салют, пирог, вишня, брюки, лебедь, клен, слива.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Работа по определению и различению гласных звуков способствует предупреждению некоторых дисграфических ошибок в будущем: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове при письме. Для «узнавания» гласных звуков советуем воспользоваться жетонами разных цветов. В книге А. П. Журавлева «Звук и смысл» (М., «Просвещение», 1981) представлена рассчитанная на компьютере таблица звуко-цветового соответствия гласных:

[А] (после твердых и мягких звуков) — красный;

[О] (после твердых) — светло-желтый или белый;

[О] (после мягких, что соответствует букве Ё) — желто-зеленый;

[Э] (после твердых) — зеленоватый;

[Э] (после мягких) — зеленый;

[И] — синий;

[У] (после твердых) — темно-синий, сине-зеленый, лиловый;

[У] (после мягких) — голубоватый, сиреневый;

[Ы] — темно-коричневый или черный.

Некоторые цвета рекомендуем изменить в соответствии со звучанием. Например, [А] так и остается красным, но называть его в дальнейшем мы будем «алый», [О] — оранжевый, назовем «цвет осени», [Ы] — серый (коричневый мы используем в схемах), [И] — «изумрудный», т.е. зеленый (в таблице он синий), [У] — сине-зеленый (логично было бы использовать цвет ультрамарин, но не стоит перегружать ребенка сложными названиями, тем более синий цвет используем для обозначения мягких звуков в схемах), [Э] — белый. Желтый цвет — общий для всех гласных звуков.

ЗВУК [А]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны красные («алые») и коричневые. Если в слове есть звук [а], клади жетон красного («алого») цвета. Если нет — коричневый. Слова: цапля, сад, цепи, чай, врач, куст, нос, свет, мама, шум, скала, полка, кит, баня, хвала, брошь, шелест, час, гусь, моль, май, шапка, мир, газ, задача.

2. Пуговицы.

Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 мелких пуговиц.

Придумай слова, которые начинаются со звука [а]. На каждое слово клади пуговицу в бутылочку. Если собрал все пуговицы, закрой бутылочку крышкой.

3. Пирамидка.

Перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произноси слова, которые заканчиваются звуком [а]. Одно кольцо — одно слово. Сможешь справиться?

4. Оглянись вокруг.

Скажи, в каких словах звучит [а]?

5. Выбери карточки с теми предметами, в названии которых есть звук [а]: утюг, пальто, брюки, стол, стул, тапки, флаг.

6. Это мешочек. Он мягкий. Это ящик. Он твердый. Это красные пуговицы, их 15. Слушай внимательно слова. Если звук [а] звучит после твердого звука, клади пуговицу в ящик. Если звук [а]
звучит после мягкого звука, клади пуговицу в мягкий мешочек.

Слова: пляж, гулять, жара, мять, маки, ужас, пуля, аист, дыня, корова, курица, пять, спать, мягкий, снять.

7. Зоопарк.

Выбери из игрушек только те, в названии которых есть звук [а].

8. Составь схемы слов. Звук [а] обозначай жетоном красного цвета: чай, мак, поляна, цапля.

9. Придумай 5 слов, в которых все гласные звуки — [а]. Гласных должно быть 2 или даже 3.

10. Назови имена сказочных героев, которые начинаются с [а].

ЗВУК [О]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны цвета «осени» (оранжевые) и коричневые. Слова: моль, смоль, лес, мир, сон, сом, слон, ноль, зима, метель, куст, мед, лед, стог, цель, врач, стул, горб, клен, лен, дом, дым, нос, нёс. Если в слове есть звук [о] — клади жетон цвета «осени», если нет — коричневый.

2. Выбери те предметы, в которых есть звук [о]:

ручка, ложка, нож, стакан, краски, альбом, стол. (Можно использовать карточки).

3. Послушай считалочку и запомни слова, в которых звучит [о]:

Шла изба по мостику и виляла хвостиком,

зацепилась за перила, прямо в речку угодила.

В речке шум, в речке звон!

Кто не верит — выйди вон!

Выучи наизусть считалочку.

4. А в твоем имени есть звук [о]? А в именах твоих друзей, знакомых, родственников?

5. Это не просто овал. Это чье-то лицо! Каким звуком оканчивается слово «лицо»? Поэтому овал «цвета осени», т. е. оранжевый. Дорисуй личико. Если в названии части лица, которую ты хочешь дорисовать, есть звук [о], рисуй его оранжевым, если нет — зеленым.

6. Назови 5 слов, которые начинаются с [о].

7. Назови 5 слов, которые заканчиваются [о].

8. Давай вспомним песенку «На лугу пасется ко...».

9. Жили-были пес и кот. Характер у пса был мягкий, и имя тоже мягкое. После мягкого звука в нем гласный [о] звучал. Как ты думаешь было его имя? (Лёня, например). Кот же был серьезный зверь, характер у него был твердый, и имя тоже. После твердого звука гласный звук [о] слышался. Как же его звали? (Боря, например). И все у них делилось так — у кота потверже, у пса — помягче. Угадай, чье это: пчелы, мед, горох, огород, батон, овес, бинокль, береза, клен, тополь, сосны, сойка, клест, осел, болонка. А кто из них сможет сделать это: полет, прыжок, клев, каток, учет, разгром. У кого любимый цвет черный? Желтый?

10. Составь схемы слов. Обозначь гласный [о] жетоном цвета «осени»: сойка, пчелы, соль, мед.

ЗВУК [Ы]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и серые. Если в слове есть звук [ы] — серый жетон.

Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, зебра, рыба, гном, прыжок, белка, грыжа, камин, мел, порт, рыжий, сахар, гром.

2. В зоопарке переполох. Сбежали из клеток звери! На листочках нарисованы «клетки» (рамки примерно 5x5 см) желтого и черного цветов. Если в названии животного есть звук [ы] — верни его
в клетку черного цвета. Если нет такого звука — в желтую клетку.

Игрушки: бык, рыба, мышь, слон, бегемот, крокодил, лиса.

3. Третий лишний.

Если в слове нет звука [ы] — это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, крыша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, пыж.

4. Разбери картинки на две группы: в конце слова звук [ы] или [и]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, сапоги, шкафы.

5. Мишень.

Возьми 7 теннисных мячиков, поставь недалеко от себя ведерко. Кидая мячик в ведро, произноси слова с [ы].

6. Найди на картинке и назови 9 слов с [ы].

(Две мышки катятся с горы на лыжах. На мышках шапки, варежки, валенки, штанишки, кофты, шарфы): штаны, кофты, мыши, хвосты, лыжи, уши, шарфы, носы, зубы.

7. Нарисуй цветик-семицветик теми фломастерами, в названии которых есть звук [ы]. (оранжевый, зеленый, красный, желтый, розовый, сиреневый, фиолетовый).

8. Попробуй придумать слово, которое начинается со звука [ы].

9. Составь схемы слов: крыло, мысль, сливы, дымок.

10. Вспомни известные тебе фамилии разных людей. В каких из них встречается звук [ы]?

ЗВУК [И]

1. Звуковая мозаика.

Лист 4x4. Жетоны коричневые и зеленые («изумруд»). Если в слове есть звук [и], клади изумрудный жетон.

Слова: люк, литр, пир, кефир, лифт, книга, шоссе, дом, миг, базар, рис, небо, доктор, ночь, тир, сила.

2. Угадай по схеме слово:

Зеленый — коричневый — красный. Дерево.

Синий — зеленый — коричневый — «осени» — коричневый. Очень кислый фрукт.

Коричневый — коричневый — красный — коричневый — синий — Зеленый. Садовый инструмент.

Зеленый — синий — зеленый — коричневый. Цветок и конфета.

Коричневый — коричневый — красный — коричневый — синий — зеленый. То, чем рисуют.

Зеленый — коричневый — коричневый — коричневый — черный. То, что из глаз летит, когда лбом стукнешься.

Коричневый — красный — синий — зеленый — коричневый — красный. Очень сладкая ягода.

Слова: ива, лимон, грабли, ирис, краски, искры, малина.

3. Составь цветную схему слова «мишка». Замени зеленый жетон на черный. Какое слово должно получиться? Какой жетон еще нужно заменить?

4. Назови птиц, названия которых ты знаешь. Встречается ли в этих словах звук [и]? А в названии деревьев, ягод?

5. Пальчики-мальчики.

Положи свою левую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 мальчиков. Нарисуй им личики и дай имена. В каждом имени должен быть звук [и]. (Денис, Игорь, Иван, Николай, Илья, Миша...).

6. Пальчики-девочки. Положи свою правую руку на лист бумаги и обведи. 5 пальчиков — 5 девочек. Дай им имена со звуком [и] (Ирина, Инна, Нина, Людмила, Галина).

6. Складной метр. Возьми складной метр, разверни его. Складывай звенья, называя слова, которые начинаются с [и].

7. Складывай в коробку пуговицу (жетон) зеленого цвета каждый раз, когда будешь произносить слово со звуком [и]. А теперь расскажи какое-нибудь стихотворение. Слушай себя и не пропусти ни одного слова.

8. Нарисуй самолет, поезд и человечка. Кто быстрее? Кто медленнее? Я буду называть слова, а ты раскладывай жетоны так: если звук [и] в начале слова — клади к самолету, если в конце — к человечку, если в середине — к поезду. Слова: избушка, изюм, иволга, бензин, миг, камин, конфетти, камни, люди.

10. Составь цветные схемы: камин, камни.

ЗВУК [У]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и бирюзовые (сине-зеленые). Если в слове есть звук [у], клади бирюзовый жетон. Слова: осень, звук, астра, шнур, жизнь, пункт, пуск, игра, люк, улей, март, май, июнь, апрель, зверь, жук, зуб, заяц, утюг, улица, ослик, уголь, ива, изумруд, шелест.

2. Третий лишний.

Цепочка слов составлена так: если после мягкого звука — звук [у], такие слова лишние.

Мука — люк — уши, плюшка — мусор — ужас, кнут — тушь — клюв, туфли — плюш — утро, пуля — улей — салют.

3. Третий лишний.

Цепочка слов составлена так: после мягкого звука — звук [у]. Другие слова лишние.

Люстра — пушка — любовь; сушка — шлюпка — мука; курица — бюст — тюрьма; трюмо — трюфель — туча; тюльпан — куча — тюлень.

4. Третий лишний.

Скажи, какое слово лишнее и почему: тюбетейка, туфли, тир (нет [у]); шапка, труд, шарф (есть [у], не вещь); Юрий, юбилей, Юлия (не имя); муж, внук, друг (не родственник).

5. Нарисуй улицу: все слова должны начинаться с [у], (улей, улитка, утка...)

6. Звери в клетках.

Найди на рисунке тех животных, в названии которых есть звук [у]. Выпусти их на волю (сотри клетку, которая нарисована карандашом).

Звери: ежик, курица, енот, обезьяна, слон, индюк, удав, лиса, кенгуру, барсук, заяц, змея.

7. Название какого животного заканчивается звуком [у]?

8. Назови части тела, в которых есть [у] (зуб, рука, ухо, губы, грудь, кулак, ступня).

9. Назови 5 слов, которые начинаются со звука [у] и в которых по четыре звука (утро, улей, ужас, удав, уксус, угорь, уголь, угол, учет...).

10. Составь схемы: уголь, клюв, любовь.

ЗВУК [Э]

1. Звуковая мозаика.

Лист 5x5. Жетоны коричневые и белые. Если в слове есть [э], клади белый жетон.

Слова: цель, мост, герб, экран, штора, музыка, белый, этаж, алый, соль, шесть, железо, мэр, дело, сажа, коза, небо, лимон, песня, варенье, гусь, таблетка, белка, пламя.

2. Возьми белый длинный шнурок. Я буду рассказывать тебе присказку, а ты завязывай на шнурке узелки, когда услышишь звук [э].

Летела сова — веселая голова.

Вот она летела, летела и села,

Да хвостиком повертела,

По сторонам посмотрела, и опять полетела...

Сколько узелков у тебя? А у меня семь.

3. Возьми ручку и листок. Попробуй порисовать крестик (X) и галочку (V). Крестик ты будешь рисовать, если услышишь звук [э] после мягкого звука, галочку, если [э] прозвучит после твердого. Все значки пиши в строчку один за другим.

Слова: левый, клей, женский, мелкий, серый, шесть, цепь, лес, прицеп, шея. Определи закономерность построения рисунка и продолжи строку.

4. Посмотри на эту картинку (медвежонок с букетом переходит по мосту через речку). Найди пять слов, в которых есть звук [э]. (букет, речка, медведь, шерсть, «Привет!»).

5. На листе бумаги столбик квадратиков (по три квадратика в каждой строчке). Строчка — одно слово. Первый квадратик — начало, второй квадратик — середина, третий — конец слова. Нужный квадратик заштрихуй, когда услышишь звук [э].

Слова: эхо, каратэ, кафе, сюжет, этика, ценный, экспорт, шелест, жемчуг, купе

6. Составь схемы слов: купе, кафе, сюжет, этика.

7. Обведи на рисунке предметы, в которых есть звук [э] фломастером фиолетового цвета.

8. Придумай предложение из трех слов, в каждом из которых есть [э].

9. Лево — право.

а) Если слово начинается с [э], поднимай левую руку, если нет — правую.

Слова: качели, эль, смех, эльф, кольцо, Эля, хлеб, экстра, спорт, эму, страус, Эльза, Эмма, лебедь.

б) Если слово заканчивается звуком [э], подними левую руку: каратэ, окно, макраме, радио, где, молоко, купе, пальто, гаде, каркадэ, тепло, гляссе.

10. Выучи считалочку:

Эне, бене, рее, Квинтер, квантер, жес, Эне, бене, раба, Квинтер, квантер, жаба.

На ком остановился счет, тот и говорит слово со звуком [э].

ДРУГИЕ ИГРЫПО ТЕМЕ

1. Сделай губы дудочкой, как будто хочешь произнести [у], но попробуй сказать [а]. Теперь раскрой рот для звука [а], но попытайся произнести [и]. Получилось?

2. Положи перед собой «гласные» жетоны. Слушай звуки в словах и показывай жетон такого цвета, который соответствует услышанному звуку.

Слова: сон, риск, мед, час, сыр, дуб, бар, хлеб, шерсть, люк.

3. Теперь все гласные звуки будем обозначать жетоном одного цвета — желтого. Попробуй составить схемы слов, пользуясь жетонами синим, коричневым и желтым: цапля, циркуль, сутки, месяц, кольцо, кирпич, решето, калач, почта, душ, щетка, ягода, радуга, чеснок, брошь, часы, шелест, ситец, мелочь, тополь, свеча.

4. Составь схему слова «кот». Придумай по одному слову, которое начиналось бы с каждого звука этого слова. Проделай то же самое со словами: слон, мишка.

5. Придумай 5 слов, в которых был бы один гласный; 4 слова, где было бы два гласных звука; 3 слова, в которых было бы три гласных звука. А сможешь придумать 2 слова с четырьмя гласными?

6. Произнеси слова наоборот: пол, ток, полк, Аня, Азор, лен, нос.

7. Придумай слова, которые начинаются и заканчиваются гласными звуками; которые начинаются гласными; заканчиваются гласными; «закрытые» слова, в которых гласные находятся внутри слова; слова, которые начинаются мягким звуком; заканчиваются мягким звуком; начинаются и заканчиваются мягким звуком; начинаются и заканчиваются твердым звуком.

8. Посмотри на схемы и на игрушки: какая схема названию какой игрушки соответствует:

СЛОН КУРИЦА ВОЛК

МИШКА ЗМЕЯ ЛИСА ЖУК

к — ж — с — ж — к — ж к — ж — к

к — с — ж — с — ж к — ж — к — к

к — к — ж — к с — ж — к — ж

с — ж — к — к — ж

9. Отгадай имя девочки по схемам:

к — ж — к — ж (Саша, Маша)

с — ж — к — ж (Вера, Лиза)

к — ж — с — ж (Галя, Валя)

ж — к — к — ж (Инга)

10. Отгадай имя мальчика по схемам:

к — ж — к — ж (Вова, Шура)

с — ж — с — ж (Федя, Петя)

к — ж — с — ж (Вася, Ваня)

ж — с — ж — к (Олег, Эдик)

11. Имя мальчика и девочки отличаются одной буквой:

ж — с — ж — к — ж (Алена, Алеша)

12. Составь схему своего имени.

СЛОГИ

Неправильное слогоделение вредит чтению и письму. Не обращая внимания на гласные, дети часто пропускают их на письме. Поэтому необходимо учить детей правильно делить слова на слоги. Неконечный слог заканчивается гласным звуком, кроме слов с конечным [й']:

ко-шка, ша-пка, ко-сто-чка, чай-ка, мой-ва.

1. У нас во рту живет язык.

К словам знакомым он привык. Легко сказать ему: «вода, утенок, небо, нет и да». Но пусть он скажет: «черепаха!» Не задрожит ли он от страха?

Дети: (че — ре — па — ха).

Пусть повторит за мной язык Такое слово: боровик.

Д: бо — ро — вик.

Боровик растет в лесу.

Д: Бо — ро — вик ра — стет в ле — су.

Боровик в лесу беру.

Д: Бо — ро — вик в ле — су бе — ру.

А теперь наш язычок

Скажет: «Чики — чики — чок».

Д: чи — ки чи — ки чок.

Сел на дудочку сверчок.

Д: сел на ду — до — чку све — рчок.

Начал дырочки считать.

Д: раз два три че — ты — ре пять.

Снова осень. Листопад. Листья желтые летят

Д: ли — стья же — лты — е ле — тят

Ты за мною повтори: Прилетели снегири.

Д: при — ле — те — ли сне — ги — ри.

С нами будут зимовать.

Д: с на — ми бу — дут зи — мо — вать.

Раз — два — три — четыре — пять.

Д: раз два три че — ты — ре пять.

2. Слова состоят из частей, которые мы произносим попеременно то открывая, то закрывая рот. Эти частички называются слоги. Сколько гласных в слове, столько и слогов. Сколько слогов в слове «лиса»? Два. Придумай слово, которое начиналось бы со второго слога этого слова. Например: сажа — жаба. Продолжи игру.

3. Составь схемы слов и измени слова и схемы так, чтобы в каждом слове было два слога: дом, сад, дуб, куст, мак, мост, крот, лед.

4. Составь схемы слов и измени слова и схемы так, чтобы в каждом слове был только один слог: блины, грибы, звери, двери, кони, колья, гвозди, сучья, друзья.

5. Составь схемы слов и образуй трехсложные слова: кот, мышь, дуб, лист, нож, роза, ваза, коза, петух, перо, зерно.

6. Разбери на три группы картинки с односложными и трехсложными словами:

кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, воробей, пила, стакан, голуби, тигр, конь, рама, шары, сова, барабан, стол, куры, попугай, ласточка, слон, чайник, кукла, самолет, линейка, лук, дом, ложка, мак, сорока.

7. Составь схемы слов: камыш, Кабул, кабан. Поменяй слоги местами.

8. Перед тобой 10 картинок. Я буду произносить слова, пропуская один слог (отстукивая его). Выбери карточку с тем предметом, что я загадала.

... ши-на вол-...-та

... жа-ма мы-ша-...

...ро-жок ка-ра-...

ра-...-та га-зе-...

е-...-та звез-...-ка

9. Составь слово, добавив начальный слог (по картинкам):

(но)...сок (гри) … бы

(ста)...кан (ме)…шок

(за)...бор (кры) …ша

(мис)...ка (лен)…та

(ры) …ба (бел) … ка

10. Закончи слово, добавив слог:

а) по картинкам:

ра... (ма) фла... (ги)

мо... (ре) гру... (ша)

ро... (га) гри... (бы)

б) без картинок:

ду... (бы) кры... (ша)

цве... (ты) шар... (фы)

крыль... (цо)

11. Произнеси слово, переставив слоги:

ка — мае ка — лож

ры — ша па — ла

ны — мо — ли ки — нос

та — пас лы — сто

ба — шу ки — ра

ла — Кук на — ши — ма

ты — кус ки — ма

зы — ко ка — ба — буш

12. Убери лишний слог из слова. Произнеси восстановленные слова:

ко — брысь — шка ры — му — ба

мы — три — шка ку — пять — кла

ли — гав — са цве — два — ты

ми — раз — шка

УДАРЕНИЕ

1. Слоги в слове звучат по-разному. Один слог всегда сильнее, остальные слабее. Вспомни песенки «Василек», «Маленькой елочке», прохлопай их.

а)

Василек, василек, ХхХххХ
Мой любимый цветок. ххХххХ
Скоро ль ты, мне скажи ххХххХ
Засинеешь во ржи? ххХххХ

Какие слоги мы выделяем?

б)

Маленькой елочке ХххХхх
Холодно зимой. ХхххХ
Из лесу елочку ХххХхх
Взяли мы домой. ХхххХ

Сильный слог называют «ударным». В этом слоге мы выделяем гласный звук, слегка ударяем голосом.

2. Постучим.

Произнося слоги, стучи по столу. Ударный слог простукивай сильнее, громче других. Попробуем вместе:

мА-ма, ру-кА. Какой слог ударный? А теперь сам: школа, стена, дорога, корова, молоко, дерево, солнышко.

3. Составь схемы слов, ударный звук обозначай жетоном большего размера: кружки (ккЖксж), плачу (ккЖсж), мука (кжкЖ).

Поменяй ударный и безударный жетон местами. Какие слова получились?

4. Назови ударный гласный: абрикос, бабушка, автобус. Какой слог ударный?

5. Назови ударный гласный. Какой слог ударный?

Авиатор, автовокзал, автомобиль, земляника; будущее, боярышник, антилопа, аукцион.

6. Где ударение? Показать пальцами какой слог ударный: 1-й слог — один палец, 2-й слог — два пальца, 3-й слог — три пальца.

Слова: речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота.

7. Вышиваем крестиком.

На листе бумаги нужно изобразить большим крестиком ударный слог, а маленьким — безударный, например: Хх мама, хХх котенок.

Слова: школа, парта, рука, коза, доска, окно, корова, ягненок, утята, котята, собака, щенок, петушок, колобок, козочка, уточка, кошечка, поросенок, медвежонок, индюшонок.

8. К «крестикам» подбери слова: хХ, ххХ, Ххх, хХх, Ххх, ххХх, Хх.

9. Посмотри на схему: с-ж-к-ж-к-к-ж. Название какой игрушки подходит к схеме: медведь, лиса, лягушка, крокодил, корова, собака.

10. Посмотри на схему: с-ж-к-кж-с. Название какого предмета подходит к схеме: ручка, карандаш, тетрадь, фломастер, книга, альбом.

11. Найди схему. Нарисованы предметы и схемы. Найди соответствие между ними.

Ножницы с-ж-к-ж

пила к-к-ж-к-с-ж

грабли к-ж-к-ж-к-ж

лопата к-ж-к-ж-к-ж-к

молоток к-ж-к-с-ж-к-ж.

12. Послушай и отхлопай ритмический рисунок:

а) ххх, ххх, ххх

б) Х-х, Х-х, Х-х и т. д.

в) х-Х, х-Х, х-Х и т. д.

13. «Прочитай» и отхлопай ритмический рисунок:

а) х-Х-х, х-Х-х, х-Х-х

б) Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х

в) х-х-Х, х-х-Х, х-х-Х

г) х-х-Х-х, х-х-Х-х, х-х-Х-х

14. Послушай и повтори слова, отхлопай ритмический рисунок:

а) рыба, липа, горе, соки, заяц, тихо, руки, птица.

б) рука, дубы, лицо, лиса, цветы, окно, стакан, плечо.

в) ракета, лимоны, бумага, сугробы, веселый, цыпленок, выходит, столица, рубашка, ребенок.

г) бабушка, дедушка, курица, зеркало, белочка, мельница, солнышко.

д) петушок, гребешок, крокодил, проводник, пулемет, сапоги, попугай, самолет, стрекоза, телефон, провода, расскажи.

е) календарик, попугайчик, сарафаны, крокодилы, переплеты, загородка.

РИФМА

1. Рифма — это созвучие окончаний строк.

Игра «Нескладушки».

Какая пара слов звучит складно?

а) палка — селедка, палка — скакалка.

б) мышка — шишка, мышка — кошка.

в) гном — дом, гном — дам.

г) хорек — зверек, хорек — денек.

д) хозяйка — зайка, хозяйка — лайка.

е) кошка — окошко, кошка — мушка.

2. Подбери рифмы:

а) Съел сластена в воскресенье все вишневое... (варенье).

б) Мы с сестренкою вдвоем утром чай горячий... (пьем).

в) Мама, ппа, брат и я — вот и вся МОЯ... (семья).

г) Сейчас я пуговку свою сам крепко-накрепко... (пришью).

д) На кормушке сидя, птицы чистят клювики свои.

Тут чижи, щеглы, синицы и проныры... (воробьи).

е) На скамейке у ворот Лена горько слезы... (льёт).

ж) Ко дню рожденья Кате мама сшила... (платье).

з) Звонко у моих ворот резвый конь копытом... (бьет).

и) Белка спряталась в дупло. Тут и сухо и... (тепло).

к) Глубока и широка наша быстрая... (река).

л) Улетел скворец не зря За леса и за... (моря).

м) На каток ушла с утра Моя младшая... (сестра).

н) Кругом гречиха зацвела — В улей мед несет... (пчела).

о) Нарядили елку: бусы в три ряда Наверху сверкает красная... (звезда).

п) Зимой и летом зелена Стоит красавица... (сосна).

р) Березы, рябины, дубы, тополя — Богата деревьями наша... (земля).

с) Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту... (дверь).

т) Солнышку послушна звонкая капель. Ожила природа, на дворе... (апрель).

у) Все играли, а вратарь В это время грыз... (сухарь).

ф) Коту Мурзику не лень умываться целый... (день).

х) Ты надел совсем не то: Нужна не шуба, а... (пальто).

ц) На столе у тети Анны В вазе красные... (тюльпаны).

3. Главное в стихотворении — чтобы рифма имела смысл. Послушай и исправь:

Жили-были дед и баба

С маленькою внучкою.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкою.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка.

А еще — два козла —

Сивка да Бурка.

4. Рифмобол.

Я буду кидать мяч и говорить слово, а ты, возвращая мяч, рифму к этому слову:

песок, лодка, лейка, чашка, кровать, матрос, бухта, сокол.

5. Сочини вторую строчку:

а) Серый волк в густом лесу...

б) Ходит по лесу хорек...

в) У себя в саду Андрейка...

г) Михаил играл в футбол...

д) В руках у Танечки...

6. Преврати двустишия в четверостишия:

а)

Вдоль реки бежал Аким,

Был Аким совсем сухим...

(Олег Григорьев)

б)

Стоит собака у столба

И утирает пот со лба...

(Рената Муха).

Вот как кончаются четверостишия поэтов:

а)

Побежал он поперек —

Весь до ниточки промок.

б)

А на столбе соседский кот

Себе со лба стирает пот.

7. Кто точнее?

Постарайся угадать, чем закончилось стихотворение И. Гамазковой «Дрессировщики»:

Наташа рыбку учит плавать,

А Вова чижика — летать.

Андрей собаку учит лаять

И кошку молоко лакать.

А у меня ни рыб, ни птицы...

У автора:

Учу я лампочку светиться.

Включаю, выключаю снова...

Все понимает! С полуслова!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Разрезной дидактический материал к заданиям:

игра «Волшебник»;

з. 11, игра «Лото»:

з. 8, игра «ОР-РО»;

з. 10, игра «Паровозики»;

л. 7, игра «Турист»;

з. 10, «Загадки»;

з. 10, игра «Магазин»:

з. 8, игра «Факир»;

з. 9, игра «Фокусы»;

з. 9, игра «Гуси и куры»;

з. 1, «Загадки»;

з. 11, игра «Жук — змея»;

з. 10, игра типа «классификация».

з. 4, игра типа «классификация»;

з. 5, з. 2, игры типа «классификация:»;

Карточки (размер 1/16 листа формата А-4):

1-й лист: альбом, автобус, брошь, бутерброд, бант, брюки, барабан, ваза, веер, вишни, веник, воробей, галстук, гитара, горы, грибы;

2-й лист: голуби, газета, гусь, гармонь, груша, дом, жук, зонт, змея, звери, зебра, заяц, игла, кузнечик, коза, карандаш;

3-й лист: крот, капуста, комар, кот, клещи, кубик, куры, кукла, книга, колокольчик, клубок, кровать, ковер, конь, кит, краски;

4-й лист: клей, конверт, лимон, ложка, люди, ласточка, линейка, лук, лиса, мак, морковь, молоток, мячи, мост, норы, ночь;

5-й лист: нога, окно, нож, обезьяна, осел, пила, паста зубная, плащ, птицы, пальто, помидор, пробка, пирожок, плоты, подушка, прищепки;

б-й лист: роза, рука, радуга, ручка, рак, сорока, собака, страус, сова, салфетки, стакан, сапоги, столы, стул, слон, самолет;

7-й лист: топор, торт, тарелка, тапочки, туфли, тетрадь, тучи, тигр, утюг, факел, фартук, флаг, фломастер, хлеб, рысь, чайник;

8-й лист: часы, шарф, шкафы, шары, щука, ящерица, ящик (почтовый), яблоко, ягода, лопата, рыба, бутылка, забор, тулуп, щетка, щенок;

9-й лист: бревно, будильник, спички, бабочка, дельфин, дерево, дятел, ведро, посуда, одеяло, тыква, стрела, халат, енот, виноград, гвоздь;

10-й лист: белка (8 шт.), попугай (8 шт.);

11-й лист: факир (10 шт.), верблюд (6 шт.).

К з. 6 и 7 на стр. 14: кукла-девочка и одежда: платье, сарафан, туфли, сандали, гольфы, носочки, бантики, шляпа, панамка.

К з. 10 на стр. 16: кукла-мальчик и одежда: шорты, футболка, рубашка, джинсы, кеды, кроссовки, плащ, куртка, фуражка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: