Бесед для родителей: Вербовка в сети Интерне т(экстремизм)
Цель: Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают их в сети Интернет. Систематизировать и обобщить сведения о безопасной работе школьников в сети.
Задачи:
1. Формирование представлений о понятиях «зависимость», «информационная зависимость», «интернет - зависимость», причин возникновения;
2. Формировать положительное отношение к живому общению;
3. Вовлечение всех детей в игровое взаимодействие и формирование игровой культуры детей, умение работать сообща, согласовывать свои действия;
4. Создание положительной эмоциональной атмосферы в группе
Воображаемые «друзья»
Большинство вербовщиков общаются с фейковых аккаунтов – их довольно легко распознать. На поддельных страницах в соцсетях или отсутствуют фотографии (заменены абстрактными изображениями), или фотографии взяты с чужих страниц (легко проверить, если сделать поиск по изображению через любую поисковую систему).
Все записи сделаны относительно недавно – нет истории постов, комментариев ни за несколько месяцев, ни за год и далее. Страница узконаправленна – все подписки связаны с одной темой – политика, религия. «Друзья» фейковой странички – не только из Ульяновской области, а из разных регионов и никак не связаны между собой. У настоящего собеседника список его друзей в любом случае имеет определенные закономерности – там или люди из одного города, или из одного университета, или связанные общим увлечением (онлайн-игрой, к примеру). Соответственно, тревожный звоночек – если ваш близкий большую часть времени переписывается с фейком. Особенно если он подросток. Панике поддаваться не стоит – и далекие от криминала люди иногда заводят фейки, чтобы скрыть свою личность. Но насторожиться нужно.
Резкая смена интересов
Вчера на странице вашего ребенка были подписки на юмористические паблики, сегодня – религиозные группы. Отслеживать это следует обязательно, и сами священнослужители говорят, что резкий приход к религии – ситуация не всегда здоровая. К вере приходят постепенно и, как говорится, офлайн.
Обратите внимание на содержание групп, их связь с каноническими конфессиями. Публичные страницы официальных религиозных деятелей в Сети открыты, имеют десятки и сотни тысяч подписчиков, у них есть ссылки на источники вне социальных сетей – официальные сайты, к примеру. То же самое касается политических организаций. Преступные сообщества закрыты, малочисленны, ссылки ведут не на официальные сайты, а в мессенджеры, телеграм-каналы. Как правило, и здесь нет истории записей за длительный срок – группы оперативно блокируют.
Уход в виртуальность
Человек, попавший под влияние преступной организации, может не выдавать себя подписками и группами, однако косвенные признаки все-таки можно заметить. Ключевой – зацикленность на общении с онлайн-другом, которое подменяет общение с реальными сверстниками, ограниченность этого общения интернет-пространством без реальных встреч, попытки скрыть факт общения и темы разговоров. Попытки ограничения пребывания в Интернете приводят к агрессии. Это, впрочем, может свидетельствовать не только о вовлечении в преступное сообщество, но и о психологических проблемах подростка.
Конспирация и «темный Интернет»
Большинство подростков – а именно они целевая аудитория вербовщиков – так или иначе пытаются держать свою личную жизнь в секрете, особенно от родителей. Однако в случае деструктивного общения конспирация превращается в паранойю – появляются анонимайзеры, браузеры для выхода в темный сегмент Интернета, разговоры в социальных сетях обрываются ссылками на мессенджеры, регулярно меняются пароли, появляются собственные фейковые аккаунты.
Что делать, если признаки налицо?
Специалисты советуют ни в коем случае не устраивать скандалы, не сообщать подростку о том, в чем его подозревают, а проводить с ним больше времени и общаться, в том числе на ранее запретные темы. Главное – дать ему то, что он получает от преступников, то есть внимание и общение, тогда «вербовка» прекратится сама собой. А о подозрительных сообществах и страницах сообщайте в правоохранительные органы. Нормальное общение позволит избежать большинства сетевых угроз – от групп смерти до экстремистских сообществ.
Группы риска:
- Люди, находящиеся в депрессии.
- Со слабой душевной организацией.
- С отклонениями в психике.
- Неуверенные в себе.
- Имеющие искажённое представление о мире.
- Девушки, которые влюбляются в «мотиваторов», так как они отличные психологи.
- Люди, не обладающие критическим мышлением, без «стержня».
Нечасто, но эти люди возвращаются в свою страну, чтобы уже самому выступать в роли вербовщика. Необходимо быть очень осторожным, особенно близким людям, если знакомый, брат или сын вступил в какую-либо организацию. Любая секта использует гиптотизирующие приёмы.
Глобальная сеть - это не только кладезь полезной информации, но и источник многочисленных угроз. Например, в Интернете можно столкнуться с вербовщиками террористических группировок.
Идеологический инструмент террористов, прежде всего, направлен на молодежь, ежедневно проводящую значительную часть своего времени в виртуальном мире.
Террористические организации создают в социальных сетях группы, в которых ищут потенциальных сторонников и людей, восприимчивых к фундаменталистским идеям. Как правило, площадкой для вербовки выступают группы о религии, о культуре мусульманских стран, о суициде, о молодежных субкультурах, о происходящих в мире событиях, о психологии, о политике.
Наиболее применяемыми в качестве инструмента для вербовки являются специально созданные сайты, посвященные религии. Многие сайты разбиты на несколько разделов, в которых при внешне мирной тематике размещены радикальные материалы. В ходе просмотра сайта на экране непрерывно всплывает окно с предложением обратиться с вопросом.
В процессе переписки вербовщик сначала общается с респондентом на бытовые темы, стараясь войти потенциальной жертве в доверие. Если виртуальное знакомство состоялось на сайте с исламской тематикой, разговор может сразу начинаться с обсуждения религиозных догм. Вербовка осуществляется постепенно и состоит в планомерном формировании у жертвы установки на террористическую деятельность. Террористы вербуют, спекулируя на религии, искажая истинный смысл религиозного учения. Радикалы трансформируют религию в идеологический инструмент, оправдывающий все виды насилия.
Вербовщики, помимо других аргументов, приводят два наиболее желаемых для потенциальных жертв - перешедшему из другой веры прощаются все грехи, совершенные до этого, а жизнь начинается с «чистого листа»; человек становится членом религиозной общины, получая поддержку и спасаясь от одиночества.
Под влиянием массированной пропаганды происходит изменение религиозных взглядов, формируется личность религиозного радикала, которые являются самыми опасными террористами, поскольку совершают бесчеловечные преступления по мотиву ложного представления о религии, искренне считая, что творят зло ради всеобщего блага.
Чтобы обезопасить себя в сети Интернет:
- не размещайте на своей странице в социальных сетях информацию о том, где вы живете, где работают ваши родители;
- не отвечайте на вопросы незнакомых людей;
- ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам для незнакомых посетителей вашей страницы (только для друзей);
- не откровенничайте в группах. Агитаторы привлекают внимание людей острыми темами, вызывающими споры. Далее связываются с теми, кто принял активное участие в обсуждении, призывают вступить в свои ряды;
- будьте внимательны, когда к вам кто-то проявляет настойчивый повышенный интерес;
- не принимайте в друзья всех подряд;
- выясняйте, кто желает общаться с вами и откуда вы можете быть знакомы;
- «черный список» позволяет заблокировать любого человека, который досаждает какими-либо вопросами;
- используйте возможность пожаловаться администратору сайта.
Подавляющее большинство людей уверены, что лично они никогда не станут жертвами вербовки. Это ошибочно! Подход к каждому человеку при вербовке подбирается индивидуально. Будьте бдительны в Интернете! Научитесь решать свои личные проблемы не с помощью Интернета, а с помощью своих родных и близких.
Родители, помните, что логика «этого не будет с моим ребенком», «только не с моим ребенком» и «это все далеко, не с нами» неприемлема!
: