Опись аптечки первой помощи для физиотерапевтического отделения (кабинета)




Техника безопасности.

Организация поведения больных в физиотерапевтическом кабинете. Квалифицированное проведение физиотерапевтических процедур требует четкой и правильной организации работы ФТО и рабочего места. Поэтому в коридоре у каждого кабинета вывешивается информация для сведения больных: время работы кабинета, время приема врачом вольных, время проведения процедур для различных групп больных, правила поведения больного при приеме на процедуры.

Перед началом рабочей смены кабинет готовят к приему больных. Для этого проветривают помещения, моют, кипятят инструменты и прокладки, моют ванны, разогревают парафин. проверяют исправность аппаратуры и дополнительных принадлежностей, удаляют пыль и пополняют запасы лекарственных препаратов.

Прием больных проводит медицинская сестра в точном соответствии с назначением врача, указанным в процедурной карте. Неясные вопросы по технике проведения процедур необходимо устранить с врачом до приема больного. Больные поступают в кабинет в порядке очередности, указанной в талоне назначения. Первичных больных знакомят с правилами приема физиотерапевтических процедур, отмечают, что процедуры целесообразно проводить сразу после еды или натощак.

Оптимальным считается время через 40-60 мин. после легкого завтрака и 1-2 часа после обеда. После процедуры рекомендуется отдых в течение 30-40 мин. в холле отделения. При каждом повторном посещении эти правила напоминают больному. Больного знакомят с характером ощущений, возникающих после воздействия того или иного физического фактора и, в случае необходимости, объясняют цель лечения.

Размещение ФТО. Рациональное устройство, оборудование и планировка кабинетов ФТО должны обеспечивать эффективное использование всех современных методов физиотерапии, создание для больных наиболее комфортных условий в процессе приема лечебных процедур и отдыха, соблюдение техники безопасности и норм охраны труда работников ФТО.

Размещение и устройство помещений ФТО должно соответствовать действующим Строительным Нормам и Правилам САНПИН 2.1.3.1375-03, введенным постановлением Главного Государственного Санитарного врача Российской Федерации №124 от 6 июня 2005 года рег. № в Минюсте 4709 от 18 июня 2003 года и отраслевому стандарту ОСТ 42-21-16-86 "ССБТ. Отделения кабинеты физиотерапии, общие требования безопасности" (1986 г.), введенных в действие приказом Министерства здравоохранения СССР №1453 от 04.11.86 г., физиотерапевтическое отделение развертывается в наземных этажах лечебного учреждения.

Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения, в том числе и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям САНПИН 2.1.3.1375-03.

Здания лечебных учреждений, в которых расположены ФТО, должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и естественной вытяжной без механического побуждения. Состав помещений и площади ФТО деления для больных стационаров определяются заданием на проектирование на основании расчетного количества процедур: физиотерапевтические процедуры (электросветолечение, теплолечение, грязеводолечение и др.); массаж, лечебная физическая культура (в том числе бассейны, ванны для лечения движением в воде), трудо- и механотерапия и др.

Вновь построенные или реконструированные ФТО должны приниматься в эксплуатацию в установленном порядке специальной комиссией с обязательным участием в ней представителей санитарно-эпидемиологической службы, технической инспекции труда профсоюзной организации и командования ВЛУ.

Монтаж и установку изделий медицинской техники разрешается выполнять только при наличии согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта процедурных кабинетов, в которых закончены строительные, отделочные, электромонтажные и санитарно-технические работы. Установку и эксплуатацию аппаратуры, являющейся источником электромагнитных полей (ЭМП), производить в соответствии с санитарными правилами по электромагнитным полям в производственных условиях.

Помещения ФТО разрешается использовать только по их прямому назначению. Проведение в них каких-либо других работ, не связанных с эксплуатацией физиотерапевтической аппаратуры, запрещается. Все процедурные кабинеты и кабинеты врачей должны быть оборудованы умывальниками с горячей и холодной водой.

Кроме процедурных кабинетов ФТО должно иметь следующие помещения: кабинет заведующего ФТО (12 м2), кабинет врача-физиотерапевта (12 м2), кабинет старшей медицинской сестры (12 м2), кладовая для хранения переносной медицинской аппаратуры и расходного медицинского имущества (6 м2), кабинет текущего ремонта аппаратуры (18 м2), бельевая для хранения чистого белья (6 м2), кладовая для хранения предметов уборки помещений и грязного белья (4 м2), кладовая для хранения баллонов с углекислотой (8 м2), компрессорная по нормам СНиП), санузлы с умывальниками в шлюзах мужские и женские для больных и персонала (по нормам СНиП).

На каждое ФТО при его организации оформляют технический паспорт, который должен содержать сведения о коммунальных условиях, перечень помещений, оснащение медицинским оборудованием, характеристика защитных устройств (Приложение 1). Кпаспорту прилагают: копию акта с заключением о разрешении эксплуатации ФТО, схемы размещения аппаратуры в кабинетах, схемы защитных устройств с протоколами замеров величины их сопротивления.

Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств разрешенных к применению в установленном порядке. Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом рекомендуется окрашивать силикатными красками (при необходимости – в сочетании с масляными красками). Для окраски потолков может применяться известковая или водоэмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными средствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской линолеум). Размещение оборудования и мебели в помещениях ФТО должнообеспечиватьдоступность для уборки.

В каждом кабинете необходимо предусмотреть сигнализацию для приглашения больных на процедуру и вызова медицинского персонала в процедурную кабину для оказания помощи больному.

В каждом кабинете, где проводят процедуры в положении больных лежа на кушетках должен быть шкаф с ячейками для хранения индивидуальных простыней, закрепляемых за больными на период лечения.

Кабинеты электро - и фототерапии. Состав и площадь вновь строящихся и реконструированных кабинетов электро- и фототерапии, требования к вентиляции, отоплению, кондиционированию воздуха, освещению помещений должны соответствовать действующим СНиП.

Стены помещений в кабинетах на высоту 2м следует окрашивать масляной краской светлых тонов, остальную часть стен и потолок - клеевой. Облицовка стен керамической плиткой запрещается. Пол должен быть деревянным без выбоин или покрыт линолеумом, не образующим статического электричества. Запрещается для покрытия пола и изготовления занавесей процедурных кабин применять синтетические материалы, способные создавать статические электрические заряды.

Площадь кабинетов электро- и фототерапии необходимо планировать из расчета 6 м2 на кушетку, а при наличии одной кушетки - не менее 12 м2. Отдельно должен быть оборудован кабинет для проведения внутриполостных процедур площадью 18 м2 на одно гинекологическое кресло.

Для проведения лечебных процедур следует оборудовать процедурные кабины, каркас которых выполняется из пластмассовых или хорошо отполированных деревянных стоек, либо металлических (никелированных или покрытых масляной краской) труб. Металлические конструкции кабин необходимо изолировать от каменных стен и полов путем установки фланцев на подкладках из токонепроводящего материала толщиной 40-50 мм прокладки из дерева, предварительно проваренные в парафине и окрашенные масляной краской). Крепежные шурупы (болты) фланцев не должны быть длиннее высоты прокладки. Размеры кабин не должны быть по высоте менее 2 м, длине 2,2 м. Ширину кабин рассчитывают в зависимости от типа аппарата: для аппаратов ВЧ-, СВЧ-терапии, мощных УВЧ-генераторов, аппаратов для общей гальванизации с ваннами для конечностей и стационарных светолечебных аппаратов - 2м, для прочих аппаратов - 1,8 м. В каждой кабине должны быть деревянная кушетка с подъемным изголовником (кресло с подголовником), стул, вешалка, устройство для местного освещения, один стационарный или два портативных физиотерапевтических аппарата, размещаемых на подвижных столиках.

Для аппаратов с дистанционным, в том числе и с универсальным расположением конденсаторных пластин, излучателей («Волна-2», «Луч-11» и другие), следует выделять специальные помещения или кабины, экранированные тканью с микропроводом «В-1» артикул 438 или аналогичной. При применении аппаратов только с контактным воздействием экранирование процедурных кабин не требуется.

Аппараты для гальванизации можно размещать в кабинах, подвесив их на стену (жесткую стенку кабины). При установке аппарата для франклинизации не должно быть заземленных предметов на расстоянии 1,5 м от него. Рядом с аппаратом в стенах здания не должны проходить водопроводные, канализационные или какие-либо другие металлические трубы, а также металлические конструкции здания. Вне кабин (не ближе 3 м от стола медицинской сестры; разрешается размещать облучатель коротковолновый ультрафиолетовый для местных облучений БОД-9), аппараты УВЧ-терапии переносные (УВЧ-30 и др.).

В электро- и фотолечебном кабинете должен быть выделен специальный изолированный бокс (смежное помещение) площадью не менее 8 м2 для работ по подготовке лечебных процедур, хранения и обработки прокладок, приготовления лекарственных растворов, стерилизации тубусов и т.п., оборудованный сушильно-вытяжным шкафом, моечной раковиной с двумя отсеками и поворотным краном с подачей холодной и горячей воды, двумя дезинфекционными кипятильниками, рабочим столом с бюреточной системой, медицинским шкафом и стиральной машиной.

В кабинете низкочастотной электротерапии оборудуют «уголок-кухню» с двухсекционной эмалированной чугунной мойкой (800x460x435 мм, подвод горячей и холодной воды) для полоскания гидрофильных прокладок. Для кипячения гидрофильных прокладок устанавливают стерилизатор сухожаровой Э40-220 В (размер 438x199x153 мм, 550 Вт).

Кабинет электросонтерапии необходимо располагать в той части здания, где уровень шума минимален. Входная дверь должна быть с тамбуром и обита шумопоглощающим материалом. Над входом в кабинет устанавливается световое табло «Кабинет электросонтерапии «Просьба соблюдать тишину!», которое следует включать во время проведения процедур. Кабинет оснащается деревянными кроватями, тумбочкой, стулом и вешалкой для одежды. Пол следует застилать шумопоглошающим покрытием (ковровой дорожкой и др.).

В составе солярия, предназначенного для искусственного ультрафиолетового облучения людей, следует предусматривать раздевальные и лучевые. При солярии организуется пост медицинской сестры (оператора).

Лазерные установки 3 и 4 класса опасности должны размещаться в отдельных помещениях. Стены должны изготавливаться из несгораемых материалов с матовой поверхностью. Двери помещений должны закрываться на внутренние замки с блокирующими устройствами, исключающими доступ в помещение во время работы лазеров. На двери должен быть знак лазерной опасности и автоматически включающее световое табло «Опасно, работает лазер!». Лазерные установки 1 и 2 класса опасности разрешается размещать в общих помещениях.

Кабинет лазеротерапии должен быть площадью 20-25 м2, стены и потолок должны иметь матовое покрытие. При этом стены окрашиваются масляной краской в цвет, способствующей максимальному поглощению отраженных лучей (зеленый, салатный). В кабинете рядом с лазером (0.7 м от нее) необходимо разместить кушетку для пациента, а также обеспечить свободный доступ обслуживающего персонала к пульту управления и проход пациента к кушетке. Расстояние между установкой и стеной кабинета (стенкой процедурной кабины, другим аппаратом) должно быть не менее 1 м. Двери помещений должны быть оборудованы внутренними замками, иметь табло «Посторонним вход воспрещен!» и знак лазерной опасности. При проведении процедуры врач и пациент одевают очки с сине-зелеными стеклами. Количество очков должно соответствовать количеству работников в наибольшую смену с таким же резервом очков. Работа с лазерными установками должна проводиться в помещениях с ярким общим освещением. Вблизи трассы прохождения лазерного луча не должно быть предметов с зеркальными поверхностями (за исключением необходимых по условиям применения лазеров). Медицинский инструментарий должен иметь матовую поверхность. При наводке луча на очаг заболевания нельзя смотреть навстречу и вдоль лазерного луча, т.к. можно повредить сетчатку глаз прямым или отраженным излучением. Аппарат эксплуатируют в прерывистом режиме (50-60 мин работа, 30 мин перерыв и т.д.).

При работе с лазерными аппаратами на персонал могут действовать опасные и вредные производственные факторы:

— лазерное излучение (прямое, отраженное и рассеянное);

— вещества, выделяющиеся и образующиеся при работе аппарата;

— ионизирующее излучение;

– инфракрасное излучение и тепловыделение от нагретых поверхностей;

— повышенный уровень шума и вибрации;

— повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Предельно допустимые уровни лазерного излучения должны соответствовать действующим санитарным нормам и правилам устройства эксплуатации лазеров.

В помещениях с лазерными аппаратами, где возможно образование озона, окислов азота и других вредных газов, паров и аэрозолей, должна быть предусмотрена местная и общая приточно–вытяжная вентиляция, обеспечивающая снижение содержания их в воздухе, до концентрации, допустимой санитарными нормами.

Освещенность должна соответствовать оптимальным величинам, определяемым соответствующими нормами, для определенных помещений медицинских учреждений СНиП.

В помещениях для электро- и фототерапии должна быть приточно-вытяжная вентиляция с подачей подогретого воздуха, обеспечивающая 3–4-кратный обмен воздуха в час и оконные фрамуги. В кабинетах УВЧ-терапии, фотарии с лампами ДТП (ПРК) производительность приточно-вытяжной вентиляции должна обеспечивать 4-5-кратнный обмен воздуха в час. Температура воздуха в помещениях должна быть не ниже 20 :С

Каждое помещение должно иметь самостоятельную питающую линию тока, идущую от распределительного щита, проложенную проводами необходимого по расчету сечения. Для распределения нагрузки по фазам тока вводы следует прокладывать с расчетом при напряжении 380/110 или 220/127 В четырехпроводные. Присоединение к этой линии бытовой электроаппаратуры запрещается.

В каждом помещении необходимо оборудовать групповой щит (например, АП-50, А-3114/7) с общим рубильником, а на высоте 1.6 м от пола на стенах ставят пусковые щитки (тип А-50) или кнопки ПНВ со штепсельной розеткой иклеммами в изоляционной оправе. Групповой щит следует монтировать с предохранителями У-27 или автоматическими выключателями максимального тока на 16 А с числомгрупп, соответствующих числу аппаратов (в числе аппаратов учитывают также стерилизаторы и другие приборы). Распределительное напряжение для питания аппаратов - 127 или 220 В.

Номинальные точки плавких вставок предохранителей и вставок автоматических выключателей, служащих для защиты отдельных участков сети, необходимо выбирать по возможности наименьшими по расчетным токам этих участков сети и номинальным токам электроприемников с обеспечением требований селективности.

Щиты следует устанавливать в нишах (ящиках) или закрывать кожухами. Оградительные устройства групповых щитов должны обеспечивать удобный доступ для технического обслуживания, возможность быстрого выключения, наблюдения за показаниями вольтметрам иметь запирающиеся дверцы. Ключ от дверцы группового щита кабинета должен постоянно храниться в столе, на рабочем месте медицинской сестры кабинета. Линии от группового шита к пусковым щиткам процедурных кабин прокладываются провозом требуемого по расчету сечения.

Для защиты от поражения электрическим током все доступные для прикосновения металлические части электромедицинской аппаратуры класса 1, 01, а также подогреватели, которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, подлежат защитному заземлению, которое должно осуществляться в соответствии с существующи­ми требованиями. Заземляющие провода и полосы заземления в физиотерапевтическом кабинете закрепляют на стенах на расстоянии 5-10 см от пола. Сечение заземляющей ма­гистрали внутри здания 24 мм2 (при толщине шины 3 мм), вне здания - 48 мм2 (толщина тины 4 мм).

Металлические корпуса аппаратов присоединяют к контуру заземления через отдель­ные ответвления. Использование в качестве заземлителей труб водопровода, отопления, канализации, газопроводов, паропроводов и молниеотводов запрещается. Последователь­ное включение заземления запрещено. Провода, служащие для подключения аппаратов к сети, должны быть изготовлены из гибкого кабеля с высококачественной изоляцией, а при его отсутствии - из гибких проводов, заключенных в резиновую трубку. При подключе­нии приборов и аппаратов запрещается использовать переходники и удлинители проводов, для чего в помещениях должно быть достаточное число пусковых щитков в соответст­вующих местах. Для заземляющих устройств в первую очередь необходимо использовать естественные заземлители. Сопротивление заземляющего устройства должно быть не бо­лее 4 Ом для сети с изолированной нейтралью, а для повторного заземления нулевого про­вода в сетях с глухозаземленной нейтралью - не более 10 Ом.

В кабинетах электро- и фототерапии нагревательные приборы системы центрального отопления, трубы отопительной, газовой, водопроводной, канализационной систем, а также любые заземленные предметы должны быть закрыты деревянными кожухами, по­крытыми масляной краской по всему протяжению и на высоту, недоступной прикоснове­нию больных и персонала. Вентиляционные отверстия в защитных кожухах над батареями должны быть диаметром не более 4 мм.

Металлические заземленные корпуса аппаратов при контактном размещении электродов следует устанавливать в недоступном для больного месте, а при невозможности соблюдения этого условия доступные для больного заземленные корпуса аппаратов должны быть защищены изолирующими экранами от возможного прикосновения больного.

При установке четырехкамерных ванн краны, трубы и другие металлические части водопроводной сети должны находиться на недоступном для больного расстоянии. Ванны наполняют водой через резиновые шланги. Удаляют воду из ванн с помощью резинового шланга и эжектора (водоструйного насоса), приводимого в действие от водопровода. За­прещается подводить к ваннам металлические водопроводные трубы.

Кабинет ультразвуковой терапии. Планировка, устройство, размещение оборудования и организации рабочих мест в кабинете должна соответствовать требованиям, предъявляемым к устройству и оборудованию кабинетов для электро- и фототерапии (см. выше). Разрешается размещать аппараты для ультразвуковой терапии в одном помещении с аппаратами для местной дарсонвализации, ультратонотерапии, ВЧ-терапии, портативными аппаратами УВЧ- и СВЧ-терапии. Для проведения подводной ультразвуковой терапии в одной из процедурных кабин следует установить на подставках фаянсовые ванны (ручная и ножная) с подводкой горячей и холодной воды с помощью резиновых шлангов и устройством слива воды в канализацию.

Кабинеты ингаляционной терапии. Площадь помещения, температурно-влажностный режим и вентиляция должны соответствовать санитарным нормам: 4 м на одно место, температура воздуха в пределах 20°С, приточно-вытяжная вентиляция с 8-10-кратным обменом воздуха в час. Запрещается проведение ингаляционной терапии в светолечебных кабинетах.

Для подключения портативных ингаляционных аппаратов, ультразвуковых аэрозольных и электроаэрозольных аппаратов необходимо предусмотреть штепсельные розетки с защитными (заземляющими) контактами. В аэрозольно-ингаляционных кабинетах должны быть предусмотрены вытяжные шкафы для выполнения манипуляций, связанных с применением высокоактивных медикаментов, с оборудованной раковиной и сливом в канализацию.

Компрессор для подачи воздуха к стационарным ингаляционным установкам (аэрозольным аппаратам) следует размещать в смежном или подвальном (полуподвальном) помещении. Пульт включения и выключения компрессора должен находиться непосредственно на рабочем месте медицинской сестры ингалятория. Забор воздуха для лечебных ингаляций необходимо осуществлять извне здания, на уровне конька крыши или не ниже 2-го этажа. Запрещается производить забор воздуха непосредственно из помещения компрессорной. Сжатый воздух, подаваемый в ингаляторий, должен быть очищен от посторонних примесей (пыли, смазочных масел и пр.) путем последовательного пропускания через включенные в систему воздуховода матерчатый и водяной фильтры.

Кабинет теплолечения. Для теплолечения (парафино- и озокеритолечения) необходимо выделять изолированное помещение из расчета 6 м2 на одну кушетку, но не менее 12 м2 при наличии одной кушетки, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 4-5-кратный обмен воздуха в час. Для подогрева парафина (озокерита) должно быть предусмотрено специальное помещение (кухня) площадью не менее 8 м2.

Пол помещений следует застилать линолеумом, стены кухни - облицовывать на высоту 2.5 м глазурованной плиткой. Столы для подогревателей и розлива парафина (озокерита по кюветам нужно покрывать термостойким материалом. Подогрев парафина (озокерита) следует производить только в специальных подогревателях или на водяной бане.

Помещение кухни необходимо оборудовать вытяжным шкафом для размещения подогревателей парафина (озокерита) и огнетушителем ОУ-2. Подготовленный для процедуры парафин (озокерит) до его непосредственного применения следует хранить в кюветах, размещаемых в электрических термостатах.

Водолечебница. Для проведения гидротерапии с использованием специальных устройств. аппаратов и приборов) выделяют специальные изолированные помещения, расположенные. как правило, на первом этаже. В водолечебницу могут входить: ванный зал с раздевальнями и кабинетами подводного душа-массажа, подводного вытяжения, контрастных ванн, душевой зал с набором лечебных душей, кабинеты укутывания и лечебных орошений, а также комнаты персонала, подсобные помещения для хозяйственного инвентаря и уборочного материала.

Высота помещений в водолечебнице должна быть не менее 3 м. Стены водолечебных залов (кабинетов) облицовывают глазурованной плиткой Пол должен иметь уклон не менее 1 см на 1м в сторону трапов, оборудуемых в углах зала и покрыт метлахской плиткой. Потолки в помещении с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими водостойкими материалами.

Электрическую проводку и пусковые устройства в помещении, связанных с проведением водных и грязелечебных процедур, следует выполнять специальной арматурой, обеспечивающей герметичность. В водолечебных залах должна быть самостоятельная приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и 3-5-кратном обменом воздуха в 1 час, включаемая из комнаты медицинского персонала.

Температура воздуха должна быть 23-25 0С, относительная влажность не выше 60-65%.

Ванны водолечебницы размещают либо в общем зале с раздеванием и одеванием больных в индивидуальных кабинах, либо вотдельных кабинах площадью 6 м2 с примыкающими к ним 2 кабинами площадью по 2 м2 для раздевания и одевания больных.

При размещении ванн в отдельных кабинах вход в них следует делать из общего коридора через кабинудля раздевания и одевания больного. Для обслуживания ванного зала и наблюдения медицинского персонала за больными вдоль всех кабин следует устанавливать общий служебный проход шириной не менее 1 м.

Стены кабин для ванн и перегородки между кабинами для одевания больных должны быть высотой 2 м, выполнены из толстого непрозрачного армированного стекла, синтетических материалов или бетона, облицованного плиткой, и установлены на высоте 15 см от пола для возможности влажной уборки.

Ванны должны быть медицинские керамические, из нержавеющей стали или пластмассовые. Монтируют их так, чтобы дневной свет падал на лицо больного. В детских санаториях ванны следует размещать только в общем зале из расчета 6 м2 на одну ванну. Помещение для раздевания и одевания детей должно быть из расчета 2 м2 на каждую ванну.

Воду к каждой ванне необходимо подводить и отводить трубами диаметром не менее 2-х дюймов (5,08 см); диаметр кранов для наполнения ванны должен быть не менее одного дюйма. Наполнение и опорожнение ванны должно продолжаться не более 6 мин. Использование пробковых кранов запрещается. Качество воды, подаваемой для хозяйственно-питьевых и гигиенических целей, должно отвечать требованиям ГОСТ «Вода питьевая, гигиенические требования и контроль за качеством».

В ванном зале и других кабинетах водолечения должны быть процедурные часы, термометры для измерения воды в ванне, бачки для дезинфицирующих растворов, щетки для мытья ванн, градуированные рейки-мешалки для определения объема воды в ванне.

Баллоны с углекислотой, кислородом и азотом следует устанавливать вне ванн на расстоянии не менее 0,5 м от труб отопления и горячего водоснабжения так, чтобы на них не падали прямые солнечные лучи. Баллоны обязательно крепятся к стене металлической скобой. Запасные баллоны с углекислотой и азотом следует хранить на стеллажах в отдельном помещении, а с кислородом - в специально выделенном помещении в вертикальном положении, укрепленными в гнездах. Баллоны с углекислотой, азотом и кислородом от места их хранения до места установки необходимо доставлять специальными тележками. Компрессор для проведения жемчужных ванн устанавливается в подвальном или по­луподвальном помещении водолечебницы.

В помещении душевого зала устанавливают душевую кафедру с установками для струевого, циркулярного, дождевого, восходящего и других душей, сидячую ванну. Душевая кафедра должна иметь самостоятельную подводку холодной и горячей воды от центральных магистралей при одинаковом давлении горячей и холодной воды в последних. Магистрали подводки холодной и горячей воды к душевой кафедре не должны иметь водоразборных кранов и отводов Душевую кафедру следует устанавливать так, чтобы при проведении струевого душа больной находился от нее на расстоянии 3,5-4 м, и прямой дневной свет падал на больного, а медицинский персонал, проводящий воздействие, мог наблюдать за больным, получающим процедуру. На высоте 1-1,5 м от пола к стене должен быть прикреплен металлический поручень, за который должен держаться больной во время приема струевого душа.

Остальные душевые установки и сидячую ванну должны разделять перегородки из толстого непрозрачного стекла или бетона, облицованного белой плиткой на высоту 2 м. Перегородки не должны доходить до пола на 10-15 см. Площадь отдельных кабин для душевых установок должна быть не менее 1-1,5 м2. При душевом зале должна быть предусмотрена раздевальня для больных из расчета 2 м2 на одного больного.

Дляпроцедур подводного душа-массажа необходимо выделять помещение согласно СНиП. Ванну емкостью 400-600 л нужно размещать так, чтобы к ней был обеспечен подход с 3-х сторон. Установку для душа-массажа следует располагать за ножным концом ванны с соблюдением всех требований электробезопасности: электромагнитный пускатель аппарата должен быть герметичным и заземленным, корпус аппарата тоже необходимо заземлять. Аналогичные требования предъявляются и к кабинету для подводного горизонтального вытяжения позвоночника.

Кабинет колоногидротерапии должен помимо аппарата быть оборудован средствами для кипячения и хранения в дезинфицирующем растворе сменных наконечников, а также самостоятельным санузлом. Для влажного укутывания больных необходимо выделять помещение, оборудованное кушеткой для больного и раковиной с горячей и холодной водой. При водолечебницах необходимо выделять комнату для обслуживающего персонала из расчета 1,5 м2 на одну ванну, но не менее 8 м2.

Сероводородная лечебница.

Лечение сероводородными ваннами необходимо проводить в отдельном помещении или тупиковом отсеке водолечебницы, изолированном от других процедурных кабинетов. Блок помещений должен состоять из: зала площадью из расчета 8 м2 на одну ванну, минимальная площадь зала при одной ванне не менее 12м; лаборатории для приготовления растворов площадью не менее 10 м2 на одно место с вытяжным шкафом; помещения для хранения растворов площадью не менее 8 м2; помещения для раздевания и одевания больных из расчета 2 м2 на одно место, сообщающееся с ванным залом через шлюз. Стены в ванном зале и лаборатории следует облицовывать глазурованной плиткой или окрашивать масляной краской на цинковых белилах. Ванны должны быть из коррозиеустойчивых материалов. Сероводородная лечебница должна иметь изолированную от других помещений систему вентиляции с обменом воздуха в ванном яле + 3-5, в шлюзах + 3-4, в раздевальне + 3-3-кратностью. Вытяжная труба для выброса воздуха должна быть выше конька кровли здания.

Трубы, подводящие сероводородную воду, а также высококонцентрированную рапу или морскую воду, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к влиянию агрессивных сред. Арматура (краны, ручки и т.п.) должна быть изготовлена из коррозиеустойчивых материалов. Деревянные детали и предметы следует покрывать масляной краской на цинковых белилах. Покрытие масляной краской на свинцовых белилах запрещается.

Сероводородная лечебница должна иметь изолированную систему канализации. Канализационные трубы должны быть асбестоцементные, винилитовые или чугунные, покрытые изнутри и снаружи битумным или бакелитовым лаком. Для персонала, проводящего радоновые и сероводородные процедуры, должна предусматриваться душевая кабина площадью 2м2.

Радонолечебница.

Планировка помещений радонолечебницы, их отделка и оборудование, технологические режимы, система вентиляции, организация рабочих мест, сброс и удаление радиоактивных отходов, охрана труда персонала и правила личной гигиены определяются Санитарными правилами «гигиенические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации радоновых лабораторий, отделений радонотерапии» СП 2.6.1.1310-03», утвержденными главным санитарным врачом РФ 24.04.2003 года, Нормами радиационной безопасности НРБ-96 (Гигиенический норматив), требованиями «Руководства по радонотерапии в военном санатории».

Искусственное приготовление концентрата радона для проведения радонолечебных процедур осуществляется в радоновых лабораториях, являющихся составной частью радонолечебницы. Ординарная радоновая лаборатория (РЛ) предназначена для обеспечения одного санатория порциями концентрата радона для приготовления радоновых ванн или других радонолечебных процедур концентрации 1,5 кБк/л (40 нКи/л) - до 250 порций. В некоторых случаях такие РЛ могут передавать неиспользуемую часть концентрата радона соседним радонолечебницам на договорных или иных основаниях с соблюдением Правил безопасности при транспортировке радиоактивных веществ (ПБТРВ-73). Требования к размещению и работе радоновых лабораторий изложенных в санитарных правилах и СП 2.6.1.1310-03.

Отделение (блок) радонотерапнн в составе ФТО может располагать следующими помещениями: ванный зал для радоновых ванн; кабины для двух- и четырехкамерных ванн; кабинет для гинекологических орошений; кабинет для приема питьевых радоновых вод; кабинет для проведения воздушно-радоновых ванн; кабинет для орошений головы и лица; кабинет для проведения радоновых ингаляций и помещения для проведения контрастных ванн, кишечных промываний, микроклизм.

Помещение для радоновых ванн необходимо выделять в изолированный от общего ванного зала блок. В состав блока включаются ванные кабины, помещение для хранения порционной тары с концентратом радона, комната для персонала, служебный коридор и коридор для больных, помещение для поста медицинской сестры, комнаты отдыха для больных. В водолечебницах, где проводятся радоновые ванны, служебные и вспомогательные помещения, ожидальни, комнаты отдыха больных могут быть общими с другими помещениями общей водолечебницы, за исключением раздевалки для персонала радонолечебницы.

Для проведения радоновых ванн выделяют кабины площадью не менее 8 м2 с двумя помещениями для раздевания по 2м2 на каждую ванну. Во вновь строящихся радонолечебницах все ванны должны быть оборудованы бортовыми отсосами. В действующих радонолечебницах при проведении радоновых ванн с концентрацией радона 4,5 кБк/л (120 нКи/л) и более, а также при проведении комбинированных углекисло-, азотно-, кислородно-радоновых и других ванн оборудование ванн бортовыми отсосами обязательно.

Радоновые ванны с концентрацией не более 4,5 кБк/л при условии проведения не более 30 процедур за смену можно проводить в общих водолечебных помещениях, когда другие процедуры не проводятся. Для хранения порционной тары с концентратом радона необходимо выделять помещение площадью не менее б м2, оборудованное вытяжным шкафом и свинцовой защитой (стандартные свинцовые блоки толщиной 5 см), если число порций радона для ванн с концентрацией 1,5 кБк/л, одновременно находящихся в шкафу, превышает 20. Помещение для хранения порционной тары должно находиться в непосред­ственной близости от ванных кабин для проведения радонолечебных процедур и сооб­щаться с ними через дверь. В уже действующих радонолечебницах разрешается расположение вытяжного шкафа для хранения порционной тары с концентратом радона в ванном зале. Не допускается переноска порций концентрата радона через помещения для отдыха и ожидания, комнату персонала и другие служебные помещения.

Для проведения гинекологических орошений с применением радона выделяются отдельные кабины площадью не менее 8 м с раздевалкой 2 м2, оборудованные приточно-вытяжной вентиляцией и помещением для раздевания.

Для приема питьевых радоновых процедур выделяются помещения из расчета площади как пациентов (не менее 8 м2 на одного больного), так и дополнительно для вытяжного шкафа для хранения порционной тары с водным раствором радона.

Разрешается хранение в вытяжном шкафу без свинцовой защиты 35 порций раствора радона с активностью 37 кБк в каждой, при этом мощность эквивалентной дозы на рабочем месте не превышает допустимую 0,028 мЗв/час. В помещениях для проведения воздушно-радоновых ванн для размещения одного бокса воздушно-радоновой ванны выделяется не менее 8 м2 и 4 м2 для двух кабин-раздевалок. Если воздушно-радоновые ванны проводятся с использованием концентрата радона, то для его хранения процедурный кабинет оборудуется вытяжным шкафом для размещения которого дополнительно выделяется 4 м2 площади. В вытяжном шкафу без специальной свинцовой защиты разрешается хранение не более 5 порций радона концентрации 1,5 кВк/л. Ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: