Диагностические задания для обследования уровня сформированности произвольного внимания у детей с ОНР 4 – 6 лет




Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями (приложение 7); простой карандаш.

Лексический материал: замок, недорисованные башни.

Инструкция: « Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. Назови, что на них нарисовано и скажи, чем они отличаются. На первом из них изображён готовый замок, а на трех остальных детали замка не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждому замку так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не справляется с заданием или дорисовывает 1 рисунок.

2 балла – ребёнок дорисовывает 2 рисунка.

3 балла – ребёнок дорисовывает 3 рисунка.

Задание 2.

Цель: определить способность к переключению произвольного внимания для детей с ОНР 6 лет

Оборудование: колокольчик или бубен. Набор слов: лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, карандаш, строитель, гроза, мельница, попугай, пекарь, шахтер, листок, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.

Лексический материал: лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, карандаш, строитель, гроза, мельница, попугай, пекарь, шахтер, листок, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.

Инструкция: из предложенных слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши (или позвонить в колокольчик, постучать в бубен и т.д.).

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл -не справляется с заданием или выделяет 1-2 профессии.

2балла - выполняет задание с ошибками (путается).

3балла - полностью справляется с заданием.

Задание 3.

Цель: обследовать умение детей сосредотачивать и удерживать внимание на объектах.

Оборудование: бусины (3 штуки красного цвета круглой формы, 3 штуки синего цвета треугольной формы, 2 штуки зеленого цвета квадратной формы), схема-образец бус.

Лексический материал: сущ.: бусина, бусы;

прилаг.: красная, зеленая, синяя, круглая, треугольная, квадратная.

Инструкция: «Посмотри на образец и собери бусины в такой же последовательности, как на схеме».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок перепутал последовательность бусин

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок собрал бусы правильно по схеме-образцу

Задание 4.

Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.

Оборудование: 2 карточки с 7 отличиями (приложение 8), карандаш.

Инструкция. Предложить ребенку найти все отличия на карточках, зачеркивая те, которые уже нашел.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок нашел 1-2 отличия или вовсе не нашел отличий;

2 балла – ребенок нашел 3-5 отличий;

3 балла – ребенок нашел 6-7 отличий.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности внимания.

Оборудование: Матрешка, машинка, пирамидка, кукла, кубик, неваляшка, медвежонок.

Словарь: Матрешка, медвежонок, машинка, кукла, неваляшка, кубик, пирамидка, перед, после.

Инструкция:

1. Логопед ставит перед ребенком игрушки и просит запомнить в каком порядке они стоят.

2. Логопед просит ребенка закрыть глаза и меняет местами 2 игрушки.

3. Логопед просит ребенка открыть глаза и посмотреть, что поменялось и поставить игрушки на свои места.

4. Повторяем задание 3 раза.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – исправил порядок игрушек 1 раз.

2 балла - исправил порядок игрушек 2 раза.

3 балла - исправил порядок игрушек 3 раза.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.

Оборудование: предметные картинки с изображением: лисы, медведя, кошки, собаки, вороны, дома, берлоги, норы, гнезда, будки.

Лексический материал: животные, дикие, домашние, птица, лиса, медведь, собака, кошка, ворона, дом, берлога,нора,гнездо,будка.

Инструкция: Логопед кладёт перед ребёнком картинки и просит назвать что на них изображено. Затем логопед говорит: «Соотнеси каждое животное с его домом».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок лишь называет что изображено на картинках.

2 балла – ребёнок называет и соотносить 1-3 картинки.

3 балла – называет и соотносит все картинки.

Задание 7.

Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.

Оборудование: просторное место для зарядки.

Инструкция:

1) Смотри внимательно и повторяй за мной все движения, кроме одного запрещенного - руки вверх.

2) Логопед показывает движения: голова вперед, руки в сторону, голова назад, нога согнулась в колене, руки вверх, руки на поясе, ноги вместе, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, нога вверх, руки вверх и так далее.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок повторяет движения правильно, но постоянно забывает о запрещенном движении.

2 балла – ребенок повторяет движения, при показе запрещенного движения путается, но быстро исправляется.

3 балла – ребенок все выполняет верно.

Задание 8.

Цель: обследование умения детей сосредотачивать и удерживать внимание на объектах.

Оборудование: горсточки трёх видов круп (горох, фасоль, рис), миска.

Лексический материал: горох, фасоль, рис.

Инструкция: «Перед тобой лежит миска с разными крупами (горох, фасоль, рис). Разложи их по разным кучкам. В одну положи рис, в другую фасоль, а в третью горох.»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не выполнил задание

2балла – ребенок разложил крупы по группам с помощью взрослого

3балла – ребенок разложил крупы по группам самостоятельно

Задание 9.

Цель: обследование умения наблюдать и различать для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: 2 предметные картинки с изображение кого-либо (врача).

Лексический материал: белый, красный, халат.

Инструкция: Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Ваша задача найти различия.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не смог справиться с заданием.

2балла – ребенок нашел несколько различий.

3балла - ребенок полностью справился с заданием.

Задание10.

Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).

Лексический материал: мышки,слоны,петухи.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Что на нем изображено? Правильно, мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – не выполнил задание;

2 балла – ребенок выполнил задание,но с ошибками;

3 балла – справился с заданием.

Уровни сформированности произвольного внимания:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: