Паспорт проекта Программы «Профилактика экстремизма в сфере межрелигиозных отношений в РТ»
Наименование проекта | «Совершенствование межрелигиозных отношений в РТ» |
Основания для разработки проекта | Конституция РФ; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» |
Заказчик | Федеральная служба безопасности России |
Основные разработчики | Студентка каф.ГМУиС |
Цель | Налаживать межконфессиональные отношения; профилактика межконфессиональных конфликтов; Снижение количества преступлений на почве религиозного экстремизма |
Задачи | 1. определить круг проблем в данной сфере; 2. разработать мероприятия по их устранению. |
Сроки реализации | 2017-2020 гг. |
Источники финансирования | Подлежат уточнению в связи с возможной необходимостью набора дополнительного штата сотрудников в ФСБ РТ Предлагается выделить денежные средства на: 1. PR-проект – 2 млн.рублей; 2. социальная рекламы, программы на телевидении – 2 млн. рублей. Федеральный бюджет и региональный бюджет Республики Татарстан. |
Участники (исполнители) основных мероприятий | Федеральная служба безопасности по Республике Татарстан Кабинет министров РТ Министерство образования и науки РТ Школы, профессиональные технические учреждения и ВУЗы РТ |
Ожидаемые конечные результаты | 1. будет решена проблема правового закрепления понятия и видов экстремизма, также будет оптимизировано законодательство в части борьбы с экстремизмом и терроризмом в виду их взаимосвязанности; 2. также будет установлена четкая структура органов, которые занимаются борьбой с экстремизмом, в том числе религиозным, будет закреплена ведущая роль органов службы безопасности в области противодействия, профилактики и координации иных органов, которые также участвует в данном процессе; 3. будет налажена работа в образовательных учреждениях: будут проводиться мероприятия по выявлению лиц, склонных к совершению преступлений данной направленности, а также будет улучшена работа по профилактике религиозного экстремизма в молодежной среде; 4. будет развиваться работа по профилактике религиозного экстремизма: будет разработан PR-проект, проведены социальные рекламы и др. 5. граждане будут активно вовлекаться в содействие правоохранительным органам в борьбе с религиозным экстремизмом. |
Система организации контроля за исполнением | Контроль за ходом реализации проекта необходимо возложить на Правительство РФ, Федеральную службу безопасности РФ, МВД по РТ |
Стратегия проекта
Проблемная область
В Республике Татарстан проживает множество этносов. Но наибольшие группы этносов – это русские и татары. Многие десятилетия на территории Республики Татарстан удавалось сохранить толерантность, терпимость и уважение между жителями. Руководство Республики Татарстан прикладывает к этому большие усилия, затрачиваются финансы, развиваются общественные инициативы. В Республике Татарстан развивается различная инфраструктура для того, чтобы вовлечь население в различные культурные, досуговые мероприятия, способные изменить сознание, настроить на позитивные установки. Тем не менее, остается актуальным вопрос непрерывной работы и поддержания достигнутых результатов. Особенно в условиях расцвета международного экстремизма и терроризма. Тревожными событиями остается то, что в некоторых городах Республики Татарстан, систематически происходят задержания преступных экстремистских подполий. К тому же опасность создает ситуация с участниками незаконных вооруженных формирований на Кавказе, ИГИЛ из Республики Татарстан. Это актуализирует меры, направленные на устранение экстримизма.
Цель, задачи
Цель – устранить угрозы региональной безопасности, связанные с экстремистскими проявлениями.
Задачи:
- рассмотреть возможные пути устранения угроз безопасности;
- составить перечень мероприятий;
- выделить ожидаемые результаты.
Области стратегических направлений
В рамках совершенствования межрелигиозных отношений необходимы следующие мероприятия:
Предлагается включить в ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремизму» определение понятия религиозный экстремизм. Предлагается следующая авторская формулировка данного понятия «религиозный экстремизм – это деятельность группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной преступной группы или отдельных индивидов, придерживающихся определенных религиозных убеждений, придают этим убеждениям радикальный характер и используют в своих корыстных интересах, что влечет за собой ущемление прав иных граждан нарушения общественного порядка и конституционного строя страны.
Также предлагается выделить и прописать в ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремизму» следующие виды экстремисткой деятельности: социальный экстремизм, расовый экстремизм и национальный экстремизм. Это необходимо для того, чтобы более конкретно сформулировать, какие действия могут отнесены к религиозному, а какие к расовому экстремизму и т д., разграничить эти действия и соответственно профилактические мероприятия по каждому конкретному виду экстремизма.
Также предлагается объединить два федеральных закона «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремисткой деятельности» в один, поскольку данные термины взаимосвязаны и их отделение друг от друга как раз и порождает возникновение противоречивых определений, двойных толкований.
Необходимо наладить работу со школами, профессиональными училищами и ВУЗами по профилактике религиозного экстремизма в молодежной среде. Учителя и преподаватели, психологи образовательных учреждений должны более активно сотрудничать с сотрудниками ФСБ, они должны сообщать о тех учениках и студентах, которые могут быть в зоне риска – могут совершить данное преступление. Также предлагается ежегодно проводить тестирование среди учащихся школ (начиная с 7 класса), профессиональных училищ и ВУЗов с целью выявления лиц, которые могут быть вовлечены в преступную деятельность. При этом, данное тестирование должно быть обязательным в программе обучения, без его сдачи школьник или студент профучилища или ВУЗа не может быть допущен к следующему году обучения. Должна быть разработана анкета, вопросы которой должны быть составлены сотрудниками ФСБ РТ при участии психологов, вопросы должны быть завуалированными и не быть однозначными для отвечающего, например: «Бывали ли у Вас случаи, когда Вас убеждали купить ненужную Вам вещь ли товар?», «Расставьте по степени важности следующие ценности: религия, дом, семья, учеба, работа…». Все заполненные тесты обязательно должны быть подписаны, их результаты не должны быть разглашены никому в том числе и учителям, преподавателям. Все анкеты складываются в специальные контейнеры и увозятся сотрудникам ФСБ РТ для обработки и анализа.
Этап | Мероприятие | Участники | Результат |
20.05.16 – 20.08.16 | Изучение обстановки на территории Татарстан связанной с участниками ИГИЛ, которые после конфликта опять вернутся в республику. Выявление таких лиц, анализ их характера, отношений с окружающими. | МВД по РТ | Выявление лиц, причастных к ИГИЛ |
20.05.20 – 20.08.20 | Проведение профилактической работы с лицами, вернувшимися с территории конфликта в Сирии | МВД по РТ, ФСБ по РТ | Социализация лиц, воевавших на стороне ИГИЛ |
20.08.16 – 20.12.16 | Издание материалов, презентаций, авторских лекций по межконфессиональной толерантности, терпимости, миролюбии. Проведение мероприятий с включением разработанных материалов в школах, лицеях, техникумах, университетах | МВД по РТ, Министерство образования и науки РТ | Просветительская работа с молодежью |
20.03.17 – 20.06.17 | Подготовка и проведение флеш-моба по поддержанию межкультурного взаимодействия народов Татарстана | МВД по РТ, Министерство образования и науки РТ | Формирование позитивных установок на толерантность |
20.06.17 – 20.12.17 | Проведение научных конференций, обсуждений, встреч духовенства, политических деятелей, молодежных активистов по вопросам экстремизма и путям его устранения | МВД по РТ, Министерство образования и науки РТ | Привлечение внимания к проблеме экстремизма со стороны политиков, духовенства, молодежи |
20.04.18 – 20.12.18 | Разработка стикеров показывающих всю примитивность экстремистской деятельности и их распространение в общественных местах | МВД по РТ, Министерство образования и науки РТ | Формирование негативного общественного мнения по проблеме экстремизма |
20.06.18 – 20.08.18 | Проведение в лагерях Республики Татарстан лекций, праздников, связанных с формированием толерантности | МВД по РТ, Министерство образования и науки РТ | Формирование толерантности в молодежной среде |
20.04.18 – 20.12.18 | Рассмотрение проблем в законодательстве, регламентирующим противодействие экстремизму, предложение своих изменений и вынос инициативы на уровень Госдумы РФ (объединение двух федеральных законов «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремисткой деятельности», внесение четких терминологий, исключающих двойного толкования) | Госсовет РТ, Кабинет министров РТ, МВД по РТ | Существенные поправки в законодательство против экстремизма |
20.04.19 – 20.12.20 | Разработка специального теста по выявлению признаков наклонности к экстремистской деятельности, проведение его в учебных учреждениях | МВД по РТ, Министерство образования и науки РТ | Выявление молодежи, находящейся в группе риска |
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного общественного мнения в отношении экстремизма.
2. Привлечение внимания широкой общественности, а особенно молодежи, к проблемам экстремизма.
3. Совершенствование нормативно-правовой базы.
4. Создание способов выявления молодежи, находящейся в группе риска.
Замечания по проекту:
Нет привлечения к работе общественных организаций (типа Ассамблеи народов Татарстана, молодежных организаций и т.д.,), политических партий, научной общественности, Академии наук.
Нет ничего о специализированной подготовке кадров.
Нет центров по психологической коррекции жертв экстремистской пропаганды, групп поддержки (т.е инфраструктуры профилактики)
Нет грантов на научное изучение проблемы
[1] Симорот С. Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации / С. Ю. Симорот. - Хабаровск: ХГТУ, 2011. – С. 33.
[2] Религиоведение. Учебное пособие / под ред. Г. А. Ромашкина. - Волгоград, 2013. – С. 15.
[3] Санглибаев А. А. Некоторые проблемы государственно-конфессиональных отношений в современном мире / А. А. Санглибаев // Политические исследования. - 2011. - № 8. - С. 63.
[4] Быков А. В. Полицейская система современного демократического государства / А. В. Быков. – М.: Закон и право, 2013. – С. 78.
[5] Волкова А. М. Конфессиональные особенности РФ / А. М. Волкова // Социологические исследования. – 2014. - №4. – С. 20.
[6] Волкова А. М. Конфессиональные особенности РФ / А. М. Волкова // Социологические исследования. – 2014. - №4. – С. 21.
[7] Головкин Е. И. Россия – многонациональное и поликонфессиональное государство / Е. И. Головкин // Политические исследования. – 2012. - №5. – С. 32.
[8] Конфессиональная политика в России / под ред. О. В. Зыковой, Н. Л. Хананашвили. – М.: Прогресс, 2012. – С. 56.
[9] Мчедлов М. П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах / М. П. Мчедлов // Социологические исследования. – 2013. - № 10. – С. 17.