Структура учебного содержания школьного исторического материала: фактический и теоретический учебный материал и его изучение обучающимися




Фактический материал. Главный элемент исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития. Весь школьный исторический материал можно разделить на факты и теорию.

Факт – действительное невымышленное действие или событие, явление, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения или вывода. Это действительность, реальность то, что действительно существует. Факт неповторим, его нельзя воспроизвести или наблюдать за ним.

В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов – это инструмент познания истории. Конкретными фактами достигается образность изложения исторического материала.

Единичные факты неоднородны. Можно выделить факты первого порядка (более сложные) и факты второго порядка (менее сложные). Более сложные факты раскрываются через менее сложные факты. Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, второго порядка – Курская битва. В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знания – танковое сражение у Прохоровки.

При подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, выявление тех из них, которые ученики должны надолго запомнить. Основные факты, значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подро6но. Конспективно излагаются не основные факты. Они нужны для связи для прочного запоминания важнейших событий. Таким образом от значимости фактов зависит степень их освещения, ведь каждый приведенный факт должен раскрывать сущность вопроса и способствовать уяснению теоретических положений.

При отборе фактов следует учитывать также и их научную достоверность, конкретность, образность и эмоциональность. Надо правильно, с учетом познавательных возможностей соотносить практический и теоретический материал.

На этапе объяснения нового материала не стоит вводить факты, которые будут усложнять процесс усвоения информации и отвлекать мысль ученика. Также не нужно преподаваемую информацию перегружать большим количеством фактов, это может превратиться в фактологию.

Факты:

События – значительные единичные факты (Ледовое побоище, восстание стрельцов).

Явления – общее понятие безотносительно конкретных фактов, без указания места события, имен и т.д. (крепостное право).

Процесс – это последовательная смена состояний в развитии (промышленный переворот).

Изучение фактического материала обучающимися. На основе изучаемых фактов формируются конкретные представления, т.е. складываются исторические знания. При формировании правильных полных представлений у обучающихся недостаточно только демонстрировать материал, сопровождая словесным объяснением. Требуется также использовать приемы для закрепления и уточнения этих представлений. К таким приемам относится словесное описание, рисование и графическое воспроизведение объекта. Должна быть максимальная детализация описанного факта.

Выделяют три вида исторических представлений:

1. О фактах прошлого (материальная, социально-политическая и культурная жизнь людей)

2. Об историческом времени (длительность и последовательность исторических явлений)

3. Об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия)

Понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов или осмысления других понятий. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признак понятий. Подростки легче воспринимают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно.

Формируемые понятия находят выражения в словах-терминах. Термин – это то, что означает слово в его первоначальном смысле. Каждый новый термин требует раскрытия содержания. Требуется также специально продуманная система работы для перевода терминов из пассивного словаря обучающегося в активный. На уроках не следует применять термины, которые не относятся к изучаемой эпохе, например, при освещении истории России в XV-XVI вв., не стоит употреблять слова солдат или офицер, т.к. таких понятий в стране еще не существовало.

Приемы изложения фактического материала:

1. Повествование (сюжетный повествовательный рассказ, образное повествование, конспектное повествование)

2. Описание (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, характеристика исторической личности)

 

Теоретический материал.

Объяснение – один из распространенных приемов изложения главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде суждений, понятий, умозаключений, оценок, выводов и т.д. Понятия и причинно-следственные связи учитель раскрывает через объяснение.

Рассуждение – это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Одновременно используются документы, статистические данные (диаграммы, графики) и графический материал.

Сравнительная и обобщающая характеристики. При изложении теоретического содержания учебного материала используются сравнительные характеристики. Сравниваются формы государственной власти, типы хозяйств и многое другое. Другие задачи у обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному материалу и формирует понятия. Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, в виде перечисления существенных связей и признаков.

Проблемное изложение. Элементы проблемности учитель включает во многие уроки, т.е. перед изучением материала учитель ставит интересные или неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответ в конце урока.

Анализ и синтез – это приемы умственной деятельности. Способ мысленного расчленения общего на части называют анализом, а противоположный к нему – синтез. Синтез – это мысленное воссоединение частей в единое целое.

Сравнение – это установление общего и различного.

Доказательство применяется для выяснения сущности понятий. Для доказательства какого-либо положения, высказанного как тезис, подбираются аргументы.

Изучение теоретического материала обучающимися. При изучении теоретического материала могут использоваться таблицы, схемы, графики и т.д. Распространенный вид работы с учебником – составление простого и сложного плана.

Более сложным видом задания будет составление памятки-предписания, например, о крестьянских войнах. Надо проанализировать крестьянские войны и выделить общее, что можно включить в памятку.

Логические схемы выделяют соподчиненность событий и явлений. Нужно четко выделить логическую связь.

Задания и игры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: