ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНТНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
План:
1. Особенности телефонного консультирования
2. Консультативная переписка
Особенности телефонного консультирования
Впервые прототип телефона доверия появился в Уолбруке (Лондон) в 1953 году, когда преподобный Питер У.Уэст из клеменсвудской баптистской церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви св. Стефана объявили свои служебные телефонные номера как места, куда люди, одинокие, растерянные или имеющие суицидальные намерения, могли обратиться за помощью. Ни один из них не предполагал, какая цепная реакция звонков последует, и как отзовется это по всему миру.
В настоящее время на разных континентах существует несколько крупных международных служб телефонной помощи: Международная федерация служб неотложной телефонной помощи (IFOTES), международные линии жизни (Life Line), движение Самаритян (Befriending International).
В 1982 году в Москве был открыт первый в Советском Союзе "Телефон доверия". Его основателем стала профессор Айна Григорьевна Амбрумова. Сегодня Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи объединяет 245 служб. Более 2500 консультантов в разных концах России 24 часа в сутки оказывают поддержку своим соотечественникам.
Хотя основные принципы работы консультанта на телефоне психологической помощи те же, что и в очном консультировании, этот вид деятельности имеет свою специфику и ее необходимо учитывать, чтобы быть готовым к тем трудностям, с которыми консультант может столкнуться при работе на телефоне. К таким специфическим трудностям относятся:
1. При общении с консультантом у клиента неминуемо формируется фантазийный (мифологический) образ консультанта. Этому способствуют принципы анонимности как большинства консультантов, так и клиентов. Клиент, получая большой простор для построения образа, бессознательно формирует то, что наиболее потребно для развития позитивного (а иногда и негативного) переноса; наделяет консультанта как "необходимым" внешним видом, так и личностными чертами. Создастся соответствующая структура "мифа".
2. Другая группа специфических явлений связана с особенностями телефонного контакта как таковыми: отсутствие зрительных впечатлений (блокирование визуального канала восприятия информации) накладывает основную нагрузку на слуховой канал. В распоряжении консультанта остается только один канал контакта, поэтому вся энергия консультанта должна быть обращена в слух. Из невербальных средств воздействия у него остается только интонация голоса. Паузы не должны быть слишком длинными: для клиента они могут казаться «пустыми» и клиент просто не будет знать, что консультант продолжает быть с ним.
Причем большое значение приобретает не только сам текст сообщения (вербальное выражение проблемной ситуации), но и такие нюансы человеческого голоса, как тон и тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Прихорошем качестве телефонной связи можно также говорить и о темпе дыхания.
3. Большая, чем в очном консультировании, степень анонимности клиента и консультанта.
4. Меньшая, чем в очном консультировании, степень определенности временных границ.
5. Меньшая, по сравнению с очным консультированием, формализованность пространства: одно дело прийти в кабинет консультанта, другое— когда голос консультанта приходит к клиенту в дом. В силу меньшей защищенности телефонного консультанта временными и пространственными границами, для клиента выше соблазн перейти к неформальному общению — «Девушка, а сколько вам лет?», «Какая ваша любимая песня?», «Вы замужем?», «Когда вы заканчиваете работу?», «Не могли бы мы с вами встретиться?». Поэтому более остро встает вопрос о том, как, не потеряв контакт с клиентом, остаться в рамках профессиональной роли.
6. Более легкая по сравнению с очным консультированием доступность телефонного контакта: позвонить по телефону проще, чем прийти на прием, и, соответственно, телефонный контакт проще прекратить и снова возобновить, чем очную встречу. Телефонный контакт более хрупкий, и это снижает для консультанта возможности конфронтации и риска. Поскольку телефонный контакт требует от клиента меньших усилий, чем очная, даже бесплатная, встреча, причина обращения по телефону может быть гораздо менее значительной. Поскольку время телефонного разговора не ограничено жесткими рамками, в течение часа, могут позвонить самые разные клиенты (ребенок, которому скучно дома без мамы, старушка, которой не нравится наше правительство, регулярный абонент-инвалид, рассказавший, как он выпил стакан томатного сока, и еще какой-нибудь шутник с откровенным розыгрышем). Такие разговоры могут поневоле ослабить внимание консультанта, а иногда и вызывать раздражение. Конечно, если за этими звонками последует явно серьезное обращение, консультант сможет перестроиться и включиться в работу. Но часто бывает так, что за первичным запросом, на первый взгляд незначительным, кроется серьезная проблема и ее важно не пропустить, а для этого необходимо сохранять «рабочий настрой».
В силу большей доступности, в телефонном консультировании более широкий, по сравнению с очным, контингент клиентов: инвалиды, которые не могут свободно передвигаться на большие расстояния, лежачие больные, маленькие дети, которые на обычный прием приходят только в сопровождении взрослых, а также клиенты в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Клиенты, находящиеся в состоянии опьянения, часто очень настаивают на том, чтобы консультант уделил им время, и на предложение позвонить, когда состояние нормализуется, отвечают: «Ну и что, что я пьяный, трезвый я не позвоню». Однако целью службы является не просто телефонный контакт, а психологическая помощь, которая может быть эффективной, только если клиент и консультант вступают в сотрудничество и разделяют ответственность за процесс, если обращение за помощью— это осознанный выбор звонящего. Поэтому, чтобы получить реальную помощь, клиент должен позвонить в трезвом состоянии. Важно постараться донести это до клиента и прекратить разговор.
7. Прерывание телефонного контакта может быть неожиданным для консультанта и совершенно не зависеть от его действий. Причем иногда клиент говорит о причине прекращения разговора («Муж пришел, я вам перезвоню»; «Я звоню вам с работы, меня вызывают, я больше не могу говорить»; «Мама говорит, что я уже долго разговариваю»; «Я из автомата звоню, сейчас прервется»), но иногда разговор прерывается внезапно, на полуслове, и консультант остается в неведении. Внезапное прекращение контакта, особенно если разговор был эмоционально напряженным, может вызвать у консультанта серьезные переживания. Даже если причина клиентом названа, может возникнуть досада и разочарование из-за того, что разговор, в который консультант вкладывался эмоционально, оказался незначимым для клиента. Если же причина не прояснена, возникают сомнения — прервался разговор из-за внешних обстоятельств (плохая связь, появление кого-то, при ком клиент не может разговаривать, и т. п.) или консультант допустил серьезную ошибку. Здесь важно найти способ эмоционального завершения разговора, например, поделиться с коллегой, чтобы иметь возможность полноценно включиться в новый разговор.
8. Позвонить можно из эпицентра острой ситуации (в момент, когда клиент узнал о чем-то неприятном; когда открыта балконная дверь и он собирается покончить с собой и пр.). Это требует от консультанта способности, не впадая в панику, принимать быстрые и точные решения, так как, прежде чем оказывать психологическую помощь, необходимо помочь клиенту позаботиться о своей безопасности.
Например, на телефон звонит молодая девушка и говорит о своем желании покончить с собой. По мере разговора консультант слышит, что речь ее становится все более бессвязной. Выяснив, что девушка уже приняла таблетки и они начинают действовать, консультант добился того, чтобы она срочно вызвала рвоту, а затем смог договориться о том, чтобы клиентка пригласила подругу, которая могла бы оказать ей помощь. Кроме того, был заключен контракт на повторный звонок.
Другой пример:
Клиент (кричит, он в панике): Мой ребенок разбил чашку и пытался выброситься из окна, мне удалось его успокоить и уложить спать! Что мне теперь делать?!
Консультант: Где сейчас находится ребенок?
Клиент: Он в комнате, спит.
Консультант: Вы уверены, что он в безопасности?
Клиент: Да, дверь приоткрыта, я его вижу.
Консультант: Вы находитесь рядом с дверью?
Клиент: Да, я в коридоре.
Консультант: То есть вы стоите в коридоре, у телефона, ребенок спит в соседней комнате, дверь приоткрыта, вы видите его и уверены, что сейчас он в безопасности.
Клиент: Да... ну да.
Консультант: Мы можем сейчас поговорить о том, что случилось?
Клиент: Да.
В момент паники простые вопросы консультанта о месте, где находится клиент, вещах, которые его окружают, вопросы, на которые легко ответить, могут быть первым шагом к тому, чтобы от полного хаоса вернуть ощущение контроля хотя бы над отдельными элементами ситуации.
Стадии консультативного процесса и основные приемы консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств и содержания и т.п.) совпадают с теми, что используются при face-to-face counseling.
Однако следует особо отметить ряд консультативных обращений, возможных только при телефонном контакте. Анонимность клиента в сочетании с доступностью телефонного контакта увеличивает вероятность молчаливых обращений, розыгрышей, попыток сексуального использования консультанта, появления регулярных абонентов, обращения психически больных:
1. Молчаливое обращение ("молчащие звонки").
Абоненту не хватает решительности начать разговор, он не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п. Молчание абонента не повод для прерывания контакта. Напротив, должны быть изысканы средства, помогающие удержать его и разговорить. Абонент должен почувствовать вашу поддержку, которая может быть выражена самыми простыми фразами: "Пожалуйста, говорите, я готов выслушать Вас... Я понимаю,иногда бывает трудно начать разговор..." и т.п.
В других случаях необходимо обеспечение обратной связи. Может быть описание каких-либо звуков, которые слышит консультант (Например: шум транспорта, дыхание клиента и т.п.).
Иногда полезно придумать какой-либо условный код (стук по трубке), обозначающий "Да" и "Нет" и т.д.